Виолетта Волкова, адвокат, правозащитница, комментируя скандал в Московской 57 школе, где два учителя систематически развращали учеников (и мальчиков, и девочек), высказалась за повышение «возраста согласия», пишет Regions.ru.
«Бывают единичные случаи, когда действительно случается какая-то великая любовь между учительницей и юным школьником или между учителем и ученицей. Бывают такие случаи, что уж там говорить... Такие истории случаются. Но, когда это поставлено на поток, уже нельзя говорить о том, что здесь всё нормально... В связи с этим встаёт вопрос о возрасте согласия…
Помните эту историю про несчастную одиннадцатилетнюю девочку, которая родила от таджика, которому оказалось потом даже не 19 лет, а гораздо больше, хотя он выглядел совсем юным. Общество как кричало, что нельзя — это такая любовь. Какая любовь? Потом оказалось, что он её убьёт, чего там только не было. Ситуация была достаточно проста. Был абсолютный такой случай педофилии, когда действительно надо было просто сажать. Но вот общество слезливо-слюнявое пожалело, мы пошли на поводу у него, и человек остался на свободе, что совершенно неправильно...
Повышать нужно возраст согласия. Во времена моей молодости никакого возраста согласия не было. Вот завтра у тебя день рождения, 18 лет, а сегодня ты согрешил, всё, до свидания, иди садись.
Они даже совершеннолетние, но ещё дети. Они и в 20 ничего не соображают, а некоторые гораздо позже. Мне кажется, мы взрослели гораздо быстрее. Может быть, это связано с веком Интернета, когда они просто не успевают войти в жизнь. У нас этого ничего не было, и мы взрослели достаточно быстро. И в 18 лет я и, например, мои дети — это две большие разницы.
Поэтому говорить о том, что они в 18 лет готовы, нельзя. Они чувствуют-то себя взрослыми. Более того, вот эта вот демократия, дети понимают, что у них права есть. Они понимают, что у них есть права и уже в десять-одиннадцать лет. Но они абсолютно не умеют управлять, и в мозгу у них такой кавардак, что они ещё дети», - сказала она в эфире «Лайфа».
Термин «возраст согласия» (в России – 16 лет) означает, что добровольные половые отношения лица, достигшего этого возраста, с совершеннолетним не образуют состава преступления. При этом на отношения с ровесниками это не распространяется: если обоим в паре по 15, им ничего не грозит.
Статистика говорит, что средний возраст начала половой жизни снижается, а не повышается: в 2006 году он в России составлял 16 лет (в 1993-м — 19,5 года). При этом среднемировой показатель равен 17 годам.
«Как вы относитесь к идее поднять "возраст согласия" до 18 лет? Какие последствия это будет иметь? Как вы относитесь к тому, что сейчас у нас средний возраст начала половой жизни 16 лет, в 1993 был 19,5 года, а среднемировой – 17? Надо ли с этим как-то бороться?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что «не надо было последние четверть века пропагандировать систему ценностей общества потребления, стремления к гедонизму, удовлетворению потребностей во всем и вседозволенности. Это и привело к проблемам».
«Да, меры принимать уместно и возможно даже кардинальные, чтобы заняться народосбережением, потому что блудный образ жизни и его пропаганда разрушительны для отдельного человека и для всего народа, - предостерег пастырь. - Нужна серьезно заявленная мотивация, что государство хочет ограничить что-либо не просто ради ограничения. Возможно, нужна мотивация христианская. И ограничительные меры должны всегда сопровождаться мотивами, объяснениями и пропагандой здорового образа жизни. Если бы это было, то и о кардинальных мерах никто бы не говорил».
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, отметил, что «мы живем в эпоху агрессивной вседозволенности, которая не просто пропагандируется как альтернатива более консервативному устроению, а насаждается как норма, и несоответствие этой норме высмеивается, порицается, преследуется все более откровенно».
«Понятно, - продолжил он, - что снижение возраста согласия - шаг к легализации педофилии. Это хорошо известно не только священникам, но и психологам, специалистам в области межличностных отношений, юристам. Под этим термином – снижение возраста согласия - кроется вполне понятная задача – легализовать педофилию. Именно с этой точки зрения можно рассматривать все разговоры о снижении возраста согласия».
«Наверное, наивно было бы полагать, что растление малолетних присуще только XXI веку, но превращения этого в норму жизни не было никогда - разве что в последние годы существования Римской империи наблюдалось что-то похожее. Участь Римской империи – величайшей в мировой истории - нам всем известна – она была уничтожена, и не ее месте поселились новые народы», - напомнил отец Александр.
«В этой связи нельзя не приветствовать создание юридических гарантий защиты прав несовершеннолетних на физическую, психологическую безопасность - чтобы не говорили лоббисты свободных отношений о снижении возраста согласия, эта вседозволенность прежде всего калечит душу ребенка. Конечно, подобная нравственная проблема не может решаться только ограничительно-запретительными мерами. Да, трудно бороться со снижением возраста согласия, с распространением вседозволенности, но еще труднее поставить задачу содержательного противодействия – воспитательную. Как привить юноше, девушке чувство собственного достоинства, как сохранить в них целомудрие? Это невозможно без воспитания, принятия нравственного закона. Источник этого нравственного закона – Бог. И если эта задача не будет решаться, на каждую ограничительную меру найдется много возможностей эту меру обойти - как и желающих», - заключил пастырь.
Священник Александр Щенев, клирик Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома, сказал: «Если половые отношения наступают слишком рано, это свидетельствует об отсутствии общечеловеческих моральных устоев либо о замене их чем-то другим. У меня такое ощущение, что кто-то целенаправленно снижает возраст согласия».
«У одного американского ученого есть целая теория о том, как в правовой сфере и вообще в обществе легализуются неестественно ранние половые отношения. Людей постепенно к этому подталкивают. А "обрабатывают" их те, кто в этом заинтересован. Они убеждают, что каждый человек сам должен решать, когда начинать половую жизнь, и не нужно влезать в чужую жизнь - в том числе половую. А ведь ранняя половая жизнь помимо потери здоровья чревата еще нравственным разложением. Это сломает психику ребенку», - предостерег отец Александр.
«Увеличить возраст согласия до 18 лет, может, было бы неплохо, но самое главное не это, а проповедование духовных и общечеловеческих ценностей. И самая большая ответственность здесь лежит на семье, и на обществе в целом. В том числе, на религиозных деятелях – независимо от того, какую веру они исповедуют. Общечеловеческие ценности у всех одинаковы», - напомнил пастырь.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, считает, что «наши законодатели умудряются придумать красивые термины для самых неблаговидных поступков. Что значит «возраст согласия»? Это попросту ранняя внебрачная половая жизнь. Мало того, что у нас во всех фильмах, песнях, в СМИ ее воспевают, так еще наши законодатели узаконили ее в 16 лет! Я с ними категорически не согласен. Отсюда эта статистика – снижение возраста начала половой жизни с 19, 5 до 16 лет. Это следствие разнузданной пропаганды секса. У нас целенаправленно идет растление нашего молодого поколения».
«А по поводу половых отношений между учеником и учителем – я согласен, такие вопиющие случаи были во все времена, этого нельзя отрицать, - согласен он. - Но не должно быть и мысли о том, что такое возможно! Это табу. Мы в свое время смотрели на учителя, как на человека, который нам как родная мать - а среди наших педагогов были и молодые. Сейчас, когда молодой учитель приходит в старшие классы, разница в возрасте между ним и его учениками небольшая. По федеральному каналу сейчас как раз идет фильм про учительницу. Там хорошо показано отношение сегодняшних учеников к учителю: они оценивают его не как педагога, но как предмет сексуального вожделения».
«Что с этим делать? – задается пастырь вопросом. - В первую очередь нужно контролировать то, что показывают по телевизору. Правильно говорят: цензура должна быть у каждого в голове, но враг нашего Спасителя, к сожалению, всегда делает так, что в ад дорога широка и легка, а к светлому и чистому – трудна».
«Когда говорят о снижении возраста согласия, мы понимаем: эти люди хотят, чтобы наши дети начинали жить половой жизнью как можно раньше. А мы видим, что дети сейчас начинают ее в 11, и в 12, и даже в 10 лет – насмотрятся, что происходит вокруг, и не различают, где интернет-игра, а где реальность. В связи с этим не могу не вспомнить скандал в Кемеровском университете. В каком кошмарном сне можно было представить, что даже на неформальном посвящении в студенты люди разденутся? У нас было совсем другое воспитание. Сегодняшнее воспитание полностью отвергает в человеке его человеческую сущность, и в результате мы получаем людей, которые готовы к спариванию. Ни о чувствах, ни о любви, ни о создании семьи речи нет – только о том, как бы доставить своим удам удовольствие», - заключил отец Вячеслав.
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, выступил за увеличение возраста согласия до 18 лет. «Человек в этом возрасте адекватно оценивает себя и других, способен отвечать за поступки, которые совершает, общаясь с противоположным полом. А безответственность в этом вопросе, как мы видим, приносит одни проблемы, - считает он. - Огромное количество абортов совершается в возрасте до 20 лет (в 14, 15, 16). Совсем юные девочки мечтают о любви, о серьезных отношениях, но в этом возрасте ничего серьезного не получается - молодые ухажеры попросту исчезают».
«Наши законодатели должны понимать эту проблему, и заручиться поддержкой СМИ. Нельзя показывать по телевизору в ранее время передачи на эту тему, в которых в общем-то такие отношения одобряют. Нужно подчеркивать: серьезные отношения возможны с 18 лет, и в этом возрасте люди должны задумываться о семейной жизни. На пропаганду семейных отношений должно быть ориентировано все. Если не будет комплексной работы в этом направлении, любые разговоры, а также законопроекты потеряют смысл».
«Увы, сейчас родители зачастую не знают, как воспитывать детей - разве что верующие, а остальные движутся по инерции, предоставляют их самим себе. Дети они получают информацию из интернета, телевизора. Этот способ современного усваивания информации молодыми должен быть учтен. Я не вижу в этом какого-то ущемления личности – человек приобретет как минимум здоровье, избежит болезней, передающихся половым путем, и нежелательной беременности, на что все время указуют верующие, требуя их запрета и выведения из системы ОМС», - заключил отец Николай.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, считает, что «эта проблема сформулирована несколько неправильно. Нужно обсуждать причины, почему это происходит в нашем и мировом обществе. Очевидно, что это произошло с изменением системы ценностей, по которой половая жизнь вообще не связана с духовной жизнью, а воспринимается таким же физиологическим процессом, как, например, чистка зубов. Это часть жизни, которая не имеет никакой моральной оценки, и это главная беда. Отношения между мужчиной и женщиной перестали рассматриваться как отношения духовные».
«А ведь изначально в любом традиционном обществе, в первую очередь в христианском, такого отношения к семье не было, - напомнил пастырь. - Отношения рассматривались либо как брачные, либо как внебрачные, которые не поощрялись и считались недопустимыми. Но поскольку современность стерла эту грань между брачными и внебрачными отношениями, мы сегодня и говорим о том, с какого возраста они допустимы и подлежат ли уголовному наказанию».
«Так что надо начитать с того, как само общество относится к несемейным отношениям, интересно ли обществу развитие семейных ценностей, которые поддерживают создание брака, рождение детей. Мы должны определиться, считаем ли семью главной ценностью в обществе. Если нет, то вопрос о повышении «возраста согласия» смысла не имеет. Сама по себе эта проблема тогда не будет проблемой. То есть рассматривать все надо в нравственной плоскости», - убежден отец Андрей.