Председатель Национального родительского комитета, эксперт Общественной палаты РФ Ирина Волынец и Майкл Бом, американский журналист, в эфире «Лайфа» поспорили по поводу скандального «посвящения в студенты» в КемГУ. Напомним, первокурсников во время этого «обряда» заставили раздеться догола, а фотографии затем попали в Сеть.
Ирина Волынец отстаивала мнение, что такое не должно остаться безнаказанным. Она назвала правильным решение деканата уволиться и высказалась за более жесткий контроль над такими мероприятиями.
Майкл Бом ответил, что происшествие - вообще не дело властей, ни государственных, ни вузовских. Никакие законы нарушены не были, а устроившие это уже наказаны - тем, что фото попали в Сеть. «Это не дело государства, не дело вуза, это их личное дело. Не было нарушения закона. Советское время, когда государство устанавливало моральный облик общества, - вышло боком. Это все поняли. Чем больше оно запрещает, если не было нарушения закона, получается обратный эффект. Эта пламенная борьба против "тлетворного" влияния Запада, мы уже это видели, проходили... Не надо, чтобы государство наказывало и говорило, что можно, а что нельзя, если это в рамках закона. Они получили по заслугам... Когда государство устанавливает моральный облик - это очень скользкий путь. Сегодня это нельзя раздеваться, а завтра нельзя девушкам носить юбку выше колена», - сказал он.
«Какая из этих точек зрения вам ближе? Почему?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Епископ Орский и Гайский Ириней:
«Если в университете такое в порядке вещей, конечно, в этом виновато его руководство. Плохо, если предыдущие первокурсники при посвящении выполняли такие указания и не сопротивлялись.
Увы, первокурсники вынуждены подчиняться даже не совсем разумным требованиям: ребята просто не знают, какие в вузе правила, и вряд ли им хорошо знают законы.
Я как преподаватель не могу понять логику своих коллег - это не лезет ни в какие рамки. Любой родитель возмутится, увидев в интернете фото своего обнаженного ребенка, которого он отправил учиться. Нужно принять жесткие меры, чтобы подобное не повторялось. А педагогов, которые допустили такое, уволили правильно. Они знали, что это оскорбительно для многих - в том числе, для самих первокурсников и их родителей. Интересно, могли ли ректор университета и декан факультета допустить, чтобы на месте этих детей оказались собственные? Вряд ли.
Ели в этом вузе такое творится открыто, что еще там может происходить? Думаю, если пройдет проверка, будут еще уволенные».
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва»:
«Должно ли государство беспокоиться, чтобы у его граждан оставались какие-то остатки стыда и нравственности? Мне кажется, это одна из главных его задач. Однако средства воздействия, которые оно может применять, ограничены.
Вряд ли здесь идет речь о нарушении Уголовного кодекса. Однако нужно проверить, не была ли нарушена статья об оскорблении нравственности Кодекса об административных правонарушениях?
Если какой-то человек начнет бегать голышом по детскому саду, его нужно останавливать и что-то предпринимать, чтобы подобное не повторялось. Между детским садом и первым курсом университета, конечно, есть разница, и студенты должны осознавать, что делают. Но студенты-первокурсники зачастую робки, дезориентированы, не всегда понимают, что правильно, а что нет, и если их старшие товарищи (тем более преподаватели) говорят, что так делать нужно, они порой не имеют внутренних сил, чтобы противостоять давлению.
Поэтому именно государство, а не кто-то иной должен дать возможность человеку, который поддается внешнему давлению, сказать «нет», а также наказать тех, кто заставляет его совершать такие поступки. Эта возможность должна быть обеспечена именно на государственном уровне.
Конечно, мораль и нравственность - дело тонкое. Границы, которые отделяют нравственное от безнравственного, государство вряд ли может установить, да и у каждого человека есть свой внутренний «измеритель». Но если человек не хочет совершать дурные, безнравственные поступки, он должен иметь возможность противостоять этому без всяких для себя последствий. А государству, конечно, необходимо работать на опережение, поддерживая общественные институты, которые занимаются воспитанием, а не разгребать последствия, как у нас часто бывает».
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии:
«Мне, конечно, ближе точка зрения Ирины Волынец. Но дело тут не в контроле за моральным обликом, так что не нужно пугать всех Советским Союзом. Моральные ценности существовали во все времена в любом обществе. Они необходимы, чтобы общество было здоровым. А этот праздник посвящения проходил на территории, подконтрольной вузу, и его руководство, конечно, должно было установить контроль, потому что несет ответственность за все, что там происходит - это же не стриптиз-бар, где с общего согласия разрешаются подобные вещи.
Вообще такое прилюдное раздевание считается хулиганством, за которое законом определена ответственность. Так что нарушение закона все-таки было. К тому же сейчас в учебных заведениях начинают уделять особое внимание воспитанию. Это касается не только общеобразовательных школ, но и высших учебных заведений, и вуз, который хочет иметь авторитет, должен обязательно уделять этому внимание».
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:
«Государство ни в коем случае не должно уходить из темы нравственности. Оно обязано защищать своих граждан от попытки растления. Если государство не будет этим заниматься, мы позволим растлевать нашу молодежь. Это недопустимо. Тем, кто одергивает людей, которые сопротивляются растлению, не место в структурах столь важных как образование, и неважно, частный это вуз или государственный.
За что так унизили первокурсников? Почему они согласились на это? И почему никто не защитил их от такого безобразия? Надо уметь защищать себя, свои интересы, нравственность, традиции, культуру.
И любая образовательная структура в России должна не просто исполнять законы, но и соблюдать традиции, которые не пропишешь в законе, но они существуют. Мы же не будем составлять закон, в котором напишем, что раздеваться нельзя. Это и так всем понятно, потому что у нас не принято расхаживать голыми. А тем, кто попирает наши традиции своим поведением и глумится над ними, не место в России».
Иерей Иван Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы:
«Думаю, в некоторых вопросах американцам вообще трудно понять русских людей и русский менталитет. Поэтому в сложившейся ситуации им лучше не вмешиваться в наши рассуждения о традиционных ценностях, потому что их ценности абсолютно иные, им просто надо принять нашу национальную позицию. Нам и так навязали очень много чуждых нам либеральных европейских ценностей. Так что русские решат сами, как реагировать, это наше дело.
А ситуация дикая. Молодежь иногда не чувствует никаких рамок, и если дать волю фантазии и разнузданности, она может дойти до животных форм. Поэтому молодых людей обязательно нужно контролировать и направлять - это одна из функций любой средней и высшей школы. Можно жестко не регламентировать, но рамки надо оговаривать.
Школа должна не только обучать, но и воспитывать. Если для американцев воспитание и школа несовместимы, то для русской культуры, которая существует дольше, чем американская, вопрос культуры и воспитания очень важен.
Кстати, насколько я знаю, многие европейцы и американцы говорят, что готовы голосовать за Россию, потому что это единственная страна, которая говорит европейскому влиянию «нет» и жестко отстаивает свою позицию. Так что за это надо бороться и держаться. А американцы и так уже пожинают плоды своей демократической анархии».