5 сентября на сайте Кремля опубликована расшифровка интервью, которое
Владимир Путин дал агентству Bloomberg. Отвечая на вопрос о том, как понять Россию, Президент назвал одну из доминирующих черт в менталитете русского человека — стремление к справедливости. Кроме того, глава государства охарактеризовал русских, как людей открытых и немного наивных.
«Есть американская мечта, есть русская. И Горбачёв, и Ельцин прививали нам американскую мечту, это сугубо материальный фактор, обогащение. Русская мечта — то самое стремление к справедливости. Есть такое хорошее слово — соборность. Оно не архаичное. Нужно ещё говорить о более широком понятии, которое использовал Президент, это — правда. В нём заложены и справедливость и истина», — сказал Платон Беседин.
Действительно, в конце 1980-х-1990-х гг., на волне критики советской системы, многие с радостью обрушивались не только на ее характерные черты, но и на гораздо более глубокие аксиомы нравственности. «Успех» понимался исключительно как обогащение, а «успешный» стало одной из основных положительных характеристик. Как пример успеха приводились даже истории валютных проституток – а точка зрения, их осуждавшая, объявлялась «ханжеством» и уделом «лузеров».
Сегодня идеология «общества потребления» выходит из моды даже на Западе, где все больше так называемых «дауншифтеров» - людей, отказавшихся от участия в гонке за богатством и карьерой ради внутреннего покоя. В России же, особенно в последние годы, идеология «общества потребления» и вовсе перестала увлекать сердца, удержавшись только среди части так называемой «либеральной интеллигенции» - но даже и в этой среде популярнее другие лозунги, вроде «прав человека». «Согласны ли вы с утверждением Беседина, что Горбачев и Ельцин были рупорами американской идеологии? Насколько идеология общества потребления укоренилась среди россиян? Нужна ли она нам? Если нет, возможно ли от нее избавиться и как?» - с такими вопросами корреспондент
Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в
Москве, считает, что Горбачев и Ельцин выступили рупорами американской идеологии.
«Может, они не осознавали до конца свои действия, потому что были недостаточно религиозно образованы, были руководимы страстью тщеславия, борьбы за власть. И совершенно очевидно, что Запад их использовал. Построение идеологии занимает целые столетия. Американская мечта – это протестантская мечта, связанная с переделом мира, завоеванием Америки, а начинается она с окончанием эпохи Средних веков, эпохи традиций, это можно отнести к концу XIV-началу XV века. Сейчас мы видим закат этой эпохи, закат Запада, но он длится уже не одно столетие, и сколько еще продлится, мы не знаем. Увлечение гонкой за богатством начинает ослабевать, это факт, потому что оно не дает удовлетворения, смысл жизни теряется, и это противоречит правде Христовой, к которой и стремится всегда русский человек», - подчеркнул священник.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил: «Чтобы избавиться от какой-то идеологии, ее нужно иметь».
«А отсутствие идеологии отражает действительность, в которой мы живем - причем не последние 25 лет, а больше. С 80-х годов люди перестали воспринимать идеологию как ценность, необходимую для жизни. Но это не означает, что человек отказался от ценностей - как и того, что организованные группы, в том числе живущие за океаном, пытаются навязать нам ту систему ценностей, которая с их точки зрения должна составлять основу русского человека», – продолжил он.
«Приятно слышать, что наш Президент среди многих качеств русских выделил те, которые, безусловно, могли бы стать универсальными для всего населения нашей страны. Действительно, справедливость для русского недалека от правды Божьей. Это качество может (и, наверное, должно) стать главным фактором, формирующим сознание нашего общества. Принятие материальных ценностей, материалистического мировоззрения, насильственного насаждения культа странного успеха, понимаемого как обогащение, сытое, довольное состояние – все это противоестественно не только для русских, но и всех остальных, потому что низводит их до уровня животных. И люди, пропагандирующие эти «ценности», заведомо могут быть причислены к разрушителям. Но активная пропаганда этих «ценностей» при наших предыдущих руководителях - Горбачеве, Ельцине, конечно, не означала, что они целиком их разделяли», - добавил священник.
«Увы, мы не всегда в состоянии осознать и понять, чего наши руководители хотят - как и сейчас до конца не понимаем, чего же хочет наш Президент. Мы вынуждены руководствоваться только его словами и комментариями, которые дают после выступлений какие-то политологи, философы, журналисты. Однако то, что происходило после этого, всегда шло в разрез со словами Президента. И быть может, лишь недавно стало совпадать. А в словах, которые комментирует Платон Беседин, верно даны характеристики, и это могло бы стать хорошим направлением для развития. Надеюсь, за словами вскоре последуют всеобъемлющие изменения, и прежде всего в сфере образования, социальных отношений, экономики. Если так будет, уверен: это воспримут с воодушевлением не только русские, но и все народы, которые, живя в России, русскими себя, тем не менее, не считают», - заключил о. Алексий.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, отметил, что идеология общества потребления в свое время, конечно, была очень популярна.
«Нужно сказать, что Россия неоднократно обращалась к Западу - вспомним хотя бы петровские времена. Да, все это вызывает интерес, любопытство - но рано или поздно наступает отрезвление. Начинается сопоставление ценностей, которые дороги сердцу русского человека, носителям нашей традиционной культуры, и того, что нам предлагается. Наш Президент сказал правильные вещи. Нравственные ценности все-таки у нас на первом месте. Нравственность – то, что характеризует человека. Это для нас очень важно. Мне кажется, вопрос насчет общества потребления пока не решен - мы все равно в какой-то мере еще на распутье. Тем более, что это глобальная, а не только российская проблема. Основная борьба идей, думаю, еще впереди. Мир стремительно развивается, и мы не можем находиться в стороне от происходящих процессов. Однако нам очень важно сохранить свое лицо», - заключил священник.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, не согласен, что Горбачев и Ельцин были идейными сторонниками американской позиции.
«Думаю, это было вынужденной мерой под влиянием эпохи. Разваливался
СССР, время диктовало необходимость какого-то выбора, но ничего кроме демократии предложено не было. Вот и выбрали эту демократию, а вместе с ней выбрали американскую модель. Владимир Путин говорит правильные вещи, но, к сожалению, справедливость разными слоями населения всегда понимается по-разному. Мне кажется, люди любой эпохи и в любые времена стремятся к некоторому комфорту и благополучию. Всегда есть бедные, которые хотят жить богаче, и есть богатые, которые не хотят упускать своего. Этот некоторый соревновательный элемент всегда присутствует. В России тяжелые 90-е годы позади, когда люди голодали, прилавки магазинов пустовали. Сейчас более-менее все благополучно, и люди пресытились этим, особенно в крупных городах. Так что позиция "у меня все есть, и мне больше ничего не нужно" - это позиция сытого человека», - подчеркнул священник.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что мне можем говорить об идеологии «общества потребления», потому что идеология – это нечто целенаправленное, как инструмент власти для поддержания или укрепления своего авторитета над населением.
«А общество потребления – это образ жизни и мыслей, причем в основном отрицательного содержания. Это отказ от общих целей, расчеловечивание, дегуманизация. Попросту говоря превращение человека в скотину, когда он подобен свинье, цель которой набить пузо и лечь спать в лужу. Идеология может быть такова, чтобы стимулировать этот образ жизни и закрыть человеку небо, воспрепятствовать восстановлению образа Божьего в человеке, усилить скотский образ. Да, мы это видим по всему миру. Это очевидно выгодно многим глобальным и локальным группам влияния. Но насколько это успешно? Да, было успешно в 90-е годы, но переход от Ельцина к Путину ознаменовался началом противоположного движения. Примерно 15 лет назад произошел поворот от оскотинивания к обратному очеловечиванию, гуманизации общества, укреплению национальных и духовных начал в России. Но сколько еще мы будем поворачивать, одному Богу известно», - отметил о. Макарий.
«Дауншифтеров ничтожное меньшинство, их вообще не стоит приводить в пример, это же городские сумасшедшие. Да, североамериканское общество в известном смысле задает тон многим глобальным движениям, для него характерен индивидуализм и независимость личности от каких-то тенденций. Я был гражданином США, и меня не волновало, какая и где нынче мода. Люди живут своими интересами и гордятся таким образом жизни. Так что стимуляция и воспрепятствование образу жизни потребительского общества мало воздействует на значительную часть североамериканского общества. А вот наше общество центростремительно. Мы гораздо зависимее друг от друга, от того, что происходит в нашей столице, какова наша власть, наши общие интересы. И справедливость, о которой говорит Президент, это не моя личная справедливость, а стремление к общему благу. В этой связи российская нация в десятки раз больше подвержена влиянию недобрых начал. Если американец скажет «мне чихать на общество потребления, я живу своей жизнью», то для русского это не характерно», - заключил отец Макарий.