Но как прощать?

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 11-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
1088
Сегодняшнее воскресное Евангелие — о прощении. Мы как христиане все знаем, что должны прощать, но очень часто не знаем, как это сделать. Прощение — это тот путь к Царству Небесному, через который устанавливаются наши подлинные отношения с Господом Иисусом Христом. И это дороже всего на свете.
 
Однако как часто бывает в нашей жизни, что какие-то люди нам мешают! Лучше было бы, чтобы они исчезли с глаз долой. Лучше бы их не было, чтобы они не были частью нашей жизни. И, конечно, мы не можем себе представить, чтобы ввечности мы стояли рядом с ними перед Престолом Божиим.
 
Иногда мы понимаем, что нужно исправить такую ситуацию, нужно простить этих людей. Но как простить? Даже после долгой молитвы ко Господу мы понимаем, что очень трудно найти путь для исправления всего. Что же нам делать? Мы слышим слово Христово о том, что прощение — это не то, что должно совершаться только умом, когда мы понимаем, что оно необходимо, но, как Он говорит сегодня в Евангелии, «если от всего сердца не отпустите согрешения вашим должникам, так и Отец Небесный не отпустит вам», и не видать вам Царствия Небесного.
 
Апостол Петр, который спрашивает, сколько раз нужно прощать, прекрасно понимает, о чем речь. И мы все понимаем, что как часто, оттого что зло не исторгнуто с корнем из глубин сердечных, достаточно малейшего повода, чтобы снова все загорелось с новой силой. Такова природа зла. Апостол Петр говорит, что этот человек снова и снова его обижает — значит, должен же наступить какой-то предел! И Господь отвечает ему: «Ты в самом деле думаешь так, что должен наступить предел прощению? Ты в самом деле хочешь, чтобы в таком случае Бог в свою очередь поставил предел прощению твоим грехам? Столько-то и столько-то, а дальше уже нет прощения».
 
Смысл пришествия Господа Иисуса Христа на землю заключается в том, чтобы восстановить подлинные отношения человека с Богом. Когда мы ставим предел прощению, тогда мы от этих подлинных отношений естественно отпадаем. Мы становимся вне Царства Божия.
 
Речь идет о том, что если мы во Христа крестились и во Христа облеклись, то мы должны достигать того, что есть у Христа и чего нет у нас. Мы должны обретать такое сердце, какое у Самого Господа. И ум Христов, и сердце Христово.
 
Сердце любящее, способное прощать, обретается только когда человек до конца, изо всех сил противостоит всякому злу, которое есть в нем самом и в мире. Особенно если оно угрожает нравственности, духовности других людей, их возможности покаяться, обратиться ко Господу. Только идя этим путем, можем мы все больше и больше понимать, о чем Христос говорит,и приобретать сердце, которое способно принимать другого человекане воображательно, а на самом деле.
 
В этом противостоянии злу мы должны следовать заповеди святого Филарета, митрополита Московского: любить личных своих врагов, поражать врагов Отечества и гнушаться врагов Божиих. Это необходимо, иначе мы никогда не достигнем чистоты сердца, к которой призывает нас Господь.
 
В конце концов, как говорит сегодняшнее Евангелие, простить другого человека — это значит взять на себя последствия его поступка, его долг. Вот приходит к тебе должник. И ты должен, чтобы простить, из того, что у тебя есть, вычеркнуть, взять на себя эту сумму материальных ценностей или каких-то обид, понести на себе — подобно Господу, Который взял на Себя все наши долги, которые мы должны Отцу Небесному. Будем возрастать в понимании и в принятии тайны и силы прощать другого человека. Это возможно только в Церкви Христовой, где дается сила новой жизни, благодать, которая наше каменное сердце делает плотяным и способным все понимать и прощать.
 
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Ответ на 7., РодЕлена:

Да ведь невозможно никого переделать в этом мире, кроме себя. А у Бога врагов на земле нет. Он всех любит одинаково. Изменись сам - и все изменятся, и некого и не за что будет прощать. Только жалко всех будет, потому что у каждого человека земной путь тяжелый.

Елена, с этим никто не спорит. Но я привела конкретные примеры. Что будет прощением для безответственного педагога, нарушающего ТБ на грани риска для жизни детей и в очередной раз просящего прощения у начальника? Сделать вид, что ничего не случилось?
Ксения Балакина / 12.09.2016, 11:01

7. Ответ на 6., Ксения Балакина:

На самом деле тема прощения очень сложная и мне, как педагогу, да и просто христианке, честно говоря, далеко не все в этом вопросе ясно даже в первом приближении.Я исхожу из того, что прощение, как то, что заповедал Христос, должно иметь добрые плоды. Но как не спутать прощение с непротивлением злу? Как прощением не умножить зло, дав урок безнаказанности?Мы с подростками в Воскресной школе в прошлом году несколько уроков подряд разбирали всевозможные случаи и примеры, очень горячо спорили и в конце концов, пришли к выводу, что прощение необходимо человеку (самомУ прощающему) для того, чтобы его не разрушила ненависть, чтобы самому обрести мир. Но любовь христианская подразумевает и благо для другой стороны? Что будет полезным для того, кого прощают? Как это правильно сделать? – к сожалению, развернутых святоотеческих поучений по этому поводу очень мало.Ведь свт. Филарет говорит только о личных врагах, врагах Бога и врагах Отечества. Но ведь этими вариантами не исчерпываются все те, кто нуждаются в нашем прощении. Есть ведь еще отношения – начальник-подчиненный. Насколько мы можем здесь что-то прощать (и как именно?), если урон будет нанесен не нам, а делу, коллективу?Вот такой простой пример. (Гипотетически) у меня есть педагог, который безалаберно относится к своим обязанностям, что может навредить безопасности детей, но регулярно кающийся и просящий прощения. В чем будет выражаться прощение для него?Или пример (не гипотетический, а реальный). Супруг недолжным образом вел себя в командировке. По этому поводу они поругались с супругой по его возвращении. В семье двое детей. Старшему – 3, младший на грудном вскармливании. Супруг бросил семью на год. Совсем. А потом приехал и начал рассуждать, что Бог велел прощать. Что будет прощением? Отпустить с миром и пожеланием счастья? Или принять как есть, понимая, что единожды предавший… В общем, есть что обсудить и обдумать.

Да ведь невозможно никого переделать в этом мире, кроме себя. А у Бога врагов на земле нет. Он всех любит одинаково. Изменись сам - и все изменятся, и некого и не за что будет прощать. Только жалко всех будет, потому что у каждого человека земной путь тяжелый.
РодЕлена / 05.09.2016, 22:50

6. Re: Но как прощать?

На самом деле тема прощения очень сложная и мне, как педагогу, да и просто христианке, честно говоря, далеко не все в этом вопросе ясно даже в первом приближении. Я исхожу из того, что прощение, как то, что заповедал Христос, должно иметь добрые плоды. Но как не спутать прощение с непротивлением злу? Как прощением не умножить зло, дав урок безнаказанности? Мы с подростками в Воскресной школе в прошлом году несколько уроков подряд разбирали всевозможные случаи и примеры, очень горячо спорили и в конце концов, пришли к выводу, что прощение необходимо человеку (самомУ прощающему) для того, чтобы его не разрушила ненависть, чтобы самому обрести мир. Но любовь христианская подразумевает и благо для другой стороны? Что будет полезным для того, кого прощают? Как это правильно сделать? – к сожалению, развернутых святоотеческих поучений по этому поводу очень мало. Ведь свт. Филарет говорит только о личных врагах, врагах Бога и врагах Отечества. Но ведь этими вариантами не исчерпываются все те, кто нуждаются в нашем прощении. Есть ведь еще отношения – начальник-подчиненный. Насколько мы можем здесь что-то прощать (и как именно?), если урон будет нанесен не нам, а делу, коллективу? Вот такой простой пример. (Гипотетически) у меня есть педагог, который безалаберно относится к своим обязанностям, что может навредить безопасности детей, но регулярно кающийся и просящий прощения. В чем будет выражаться прощение для него? Или пример (не гипотетический, а реальный). Супруг недолжным образом вел себя в командировке. По этому поводу они поругались с супругой по его возвращении. В семье двое детей. Старшему – 3, младший на грудном вскармливании. Супруг бросил семью на год. Совсем. А потом приехал и начал рассуждать, что Бог велел прощать. Что будет прощением? Отпустить с миром и пожеланием счастья? Или принять как есть, понимая, что единожды предавший… В общем, есть что обсудить и обдумать.
Ксения Балакина / 05.09.2016, 16:23

5. Re: Но как прощать?

Могу простить и даже пожалеть. Но - не забыть.
Лебядкин / 04.09.2016, 16:42

4. Ответ на 3., РодЕлена:

Если любишь - вопроса прощать-не прощать - просто не возникает. Любишь не достоинства, а недостатки. Но есть такое русское слово "жалеть" - высшее прощение недостатков.

Вот она житейская мудрость основанная на заповедях Христовых. Спасибо, Елена.
Иванович Михаил / 04.09.2016, 12:12

3. Re: Но как прощать?

Если любишь - вопроса прощать-не прощать - просто не возникает. Любишь не достоинства, а недостатки. Но есть такое русское слово "жалеть" - высшее прощение недостатков.
РодЕлена / 04.09.2016, 11:57

2. Ответ на 1., Дмитрий Фрейденфельд:

"В этом противостоянии злу мы должны следовать заповеди святого Филарета, митрополита Московского: любить личных своих врагов, поражать врагов Отечества и гнушаться врагов Божиих".К сожалению отсутствуют чёткие критерии врагов Божиих, да и с врагами Отечества не всё однозначно.

В том-то вся и прелесть данного форума.
Lucia / 04.09.2016, 11:07

1. Re: Но как прощать?

"В этом противостоянии злу мы должны следовать заповеди святого Филарета, митрополита Московского: любить личных своих врагов, поражать врагов Отечества и гнушаться врагов Божиих". К сожалению отсутствуют чёткие критерии врагов Божиих, да и с врагами Отечества не всё однозначно.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Подлинное величие человека — суметь победить свое честолюбие
Евангелие пятницы (Мк, 41 зач., 9, 33—41)
27.12.2024
Искушение учеников Христовых всех времен
Евангелие четверга (Мк, 39 зач., 9, 10—16)
26.12.2024
Нововведения Второго Ватиканского Собора и его последствия
Перед нами мессианский гуманизм, где Бог растворяется в человечестве
25.12.2024
Есть слова, который может произносить только священник
Слово в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского и священномученика Александра Иерусалимского
24.12.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Если вам скучно живется, значит, у вас нет веры»
Ревность к добрым делам, ревность зрячая и осмысленная, с рассуждением нужна человеку, как воздух
26.12.2024
«Мы – "расстроенное пианино"»
Человек – существо падшее, поэтому ему сложно делать добрые дела
24.12.2024
Промысл Божий действует, как бы приспосабливаясь к нашей вере
Евангелие вторника (Мк, 34 зач., 8, 22—26)
24.12.2024
Среди нынешних наших испытаний
Евангелие понедельника (Мк, 33 зач., 8, 11—21)
23.12.2024
Нечаянная Радость
Слово в Неделю 26-ю по Пятидесятнице
22.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
27.12.2024 08:13
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Сергей из НН
27.12.2024 07:53
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от Сергей из НН
27.12.2024 06:18
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Сергей из НН
27.12.2024 06:15
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39