У нашего народа трепет к образованию – на генетическом уровне.
Можно утверждать, что, уничтожая само это образование последние уж скоро три десятилетия, российские «реформы» до сих пор этот трепет не уничтожили.
Сколько надежд возлагали на министра Ливанова – и происхождение, и карьера до назначения на этот пост – всё как нельзя благоприятное. Но, как заступил – так многие заговорили, что хуже прежнего почти ненавистного всем Фурсенко!
А в канун нового учебного 2016 года на смену прежнего министра образования и науки назначена новый министр Ольга Юрьевна Васильева. И тоже – много поводов и возлагать надежды, и одновременно – сомнений, ведь прежний опыт работы министерства – объективная реальность.
Но, отодвигая крупные поводы, остановимся на конкретном событии: 30 августа Ольга Васильева впервые выходит на широкую публику – проводит Общероссийское родительское собрание. Оно транслировалось в прямом эфире, каналом Ютьюб, где во время эфира можно было задать и вопросы в чате, а сейчас по этой ссылке – посмотреть собрание в
записи, начиная с четвёртого часа этого ролика, что соответствует двенадцати часам пополудни – фактическому началу трансляции.
Пока не гадая – как же сложится работа в сфере образования нашей страны с приходом нового министра, проанализируем эти два с лишним часа общения Ольги Юрьевны с родителями и педагогами, отметив сразу, что общее впечатление эта умная и внятная женщина производит весьма хорошее.
Первое – поразили слова министра, буквально: «Нам нужно изменить (и это нужно делать сейчас, сегодня и сразу) отношение общества к служению учителя. У нас должно исчезнуть понятие "услуги". Услуг не может быть в образовании. Мы не оказываем услуги, мы воспитываем и обучаем будущие поколения страны». Эти слова бьют в самую точку, в исходные порочные установки, по которым заставила жить систему отечественного образования «перестройка». Другой вопрос – как министр реализует данный принцип, если вся система уже сложилась? Но ведь нельзя же сказать, что воплотить эти слова в жизнь невозможно в принципе? Возможно, и ещё как, ведь наша страна совсем недавно имела выстроенную и на порядки более эффективную систему образования, в которой труд учителя в обществе воспринимался именно как служение!
Второе – не меньше удивила студия в минобре родной Татарии, откуда задали единственный вопрос, нет, не о необходимости формирования «национальных особенностей регионального образования», и не о проблемах татарского языка в школах, а о преемственности учебников!! Фрагмент, начиная с 5ч 20мин 20 с трансляции. И это при том, что совсем недавно авторы нового российского учебника истории «по просьбе татарских историков» (именно так авторы выразились) «отменили» татаро-монгольское иго и Куликовскую битву, а в региональных пособиях по истории Россия рассматривается чуть ли не как оккупант, эта же характеристика распространяется и на русский народ. Поэтому такой заданный вопрос из Казани наводит на мысль, что здесь кроется какая-то хитрость.
Министр, по-моему, тоже удивилась и даже обрадовалась. «Спасибо за Ваш О-о-ч-чень правильный, очень сложный и очень объёмный вопрос», – сказала она. Затем весьма к месту напомнила, что президент несколько раз уже говорил о необходимости формирования единого образовательного пространства. И завершила ответ тем, что сообщила о скором появлении историко-культурного стандарта с минимумом мировоззренческого фактора, только артефакты и что почти подготовлена филологическая концепция – пока только концепция. Однако не упомянула Ольга Юрьевна о невыполненном поручении президента
Путина, подписанном ещё летом 2014 года о том, чтобы русская филология существовала в образовании как единая и незыблемая предметная область. Наверное, присматривается к проблеме, не хочет зря торопиться новый министр.
Третье – о ней самой, о русской филологии – пожалуй, сейчас главной проблеме образования в нашей стране, особенно - в «национальных» регионах, и особенно – в Татарии. Конечно, вопросы от русскоязычных родителей этих регионов туда, новому министру не допустили, но всё-таки в самом конце министр оговорилась и о русском языке.
Речь о проекте «Я сдам ЕГЭ!», вопрос задала сама ведущая Яна Чурикова (это с 5 ч. 52 мин. 30 с. трансляции). Министр в ответ сказала, что проект был ориентирован на регионы Кавказа, для лучшего освоения там русского языка, охарактеризовала как хороший и с очень положительными результатами.
А завершила словами: «Я думаю, что вообще помогать и углублять русский язык, его изучать, мы должны постоянно, неукоснительно и в каждом регионе». И это уже неплохо для начала деятельности на посту министра образования России.
Пятое – о попытках прорваться с вопросом через Интернет во время прямой трансляции.
Понятно, что уже накануне министерство было завалено вопросами, как-то их, наверное, пытались обобщить, систематизировать. Однако острый вопрос о проблемах русского языка в «национальных» регионах и навязывании всем детям не зависимо от национальности языка регионального, не прозвучал ни в каком виде. Хотя я знаю, что подобные вопросы из этих регионов отправлялись во множестве.
А настоящая битва на эту тему развернулась в чате, на ссылке Ютьюба во время прямой трансляции. По началу на чате было тихо-мирно, и вопросов выставлялось немного, да и количество просмотров трансляции по выше указанной ссылке во время эфира колебалось в районе сотни. Но с какого-то момента несколько человек из Татарии и Башкирии буквально засыпали чат сообщениями о проблеме русского языка в образовании их регионов, а также, о фальсификации истории в региональных учебных пособиях. На вскидку подобных вопросов было в чате около полусотни. Как водится, в ответ сразу появились пара Интернет-троллей, они предлагали «русским фашистам» (это обычное в таких случаях «определение») покинуть чат. А потом вдруг все комментарии основных авторов этих «неудобных» вопросов оказались удалены. Из всех «сигналов с мест» из республик оставлены были почему-то только десяток моих. Может быть по тому, что я назвался председателем Общества русской культуры РТ – статус ведь всё-таки? Только один мой комментарий стёрли: «Модератор чата, почему Вы удаляете актуальные для образования вопросы из национальных регионов? Вы на какую страну работаете?!»
Ну, и во всяком случае:
а) ни в каком варианте вопрос о языках в «национальных» республиках в прямом эфире не был озвучен, и после работы в чате рассчитывать, что проблему до министра доведут, хотя бы после прямого эфира, не приходится;
б) вскоре после окончания трансляции чат стал вовсе не доступен для просмотра, включая комментарии «ох, как интересно!» – в ответ на наши вопли «помогите!» и «зачем удалять, ведь министр о необходимости обратной связи говорила!»... В общем, жаль, что я не скопировал эту ленту комментариев в чате, очень было бы показательно и полезно «для истории».
Пятое, последнее, об этой самой обратной связи, о ней министр говорит с 5ч 54мин 30 с, предлагает активно писать на сайт министерства.
«Я обещаю вам, что любой вопрос, даже самый острый, будет находить ответ», – буквально так пообещала министр Ольга Васильева!
Ну, Ольга Юрьевна, раз Вы пообещали, теперь держитесь – будет от вопросов русскоязычных родителей из «национальных» регионов министерству жарко, не менее чем в родительских чатах в Интернете! Но только уж стирать их теперь не получится.
Перейдя от частного, хоть и показательного и масштабного, но – события, остановимся на ключевой, с моей точки зрения, задаче отечественного образования – школьного, прежде всего. Задача эта – восстановление значения русской филологии в образовании России. Следом – математика, естествознание, другие важные предметы. А сейчас – спасите детей и будущее России, верните русскую филологию в наше образование! Думаю, что мало уровня министра для решения этой задачи – первое лицо должно вникнуть, осознать и решить её со всем народом, всем миром.
И дело здесь не только и не столько в национально-региональных перекосах, хотя, курам на смех, в Татарии русский язык давно объявлен государственным языком республики, законодательно!
Сам, работая в вузе, и общаясь с коллегами из разных регионов страны, я изнутри знаю масштабы бедствия, ведь вузы пожинают плоды школьного образования. Если десять-пятнадцать лет назад явно обозначились проблемы с изложением студентами мыслей на бумаге в виде внятных текстов, то сейчас – уже словами мысли выразить бедному студенту затруднительно. А далее-то что – и сами мысли исчезнут? Поэтому не зря русская филология обозначена здесь как главная проблема образования в нашей стране. Дети крайне мало читают. А где чтение – там анализ. Без анализа нет мыслей. И крайне мало дети излагают и сочиняют, а это – синтез, творчество. А без личного творчества человеком-то оставаться трудно. Особенно – в России. И как тот или иной министр может это исправить – одному Богу ведомо. Значит, у Него и надо просить милости всей страной? Наверное – так.
И, ведь, церковь наша – просит Бога, молится Ему об этом, накануне 1 сентября – во всех приходах, каждый год.
Вот, нынешний праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа пришелся на воскресный день, поэтому и во всех храмах митрополии Казанской и Татарстанской прихожан было больше обычного. И особенно много детей и молодёжи, потому что сразу после литургии служили традиционный молебен к началу нового учебного года «Об учащих и учащихся, о ниспослании помощи Божьей во всяком благом разумении».
Эта наша давняя обще церковная традиция в каждом храме имеет и свои оттенки. В церкви святой великомученицы Варвары, что в центре Казани, кропили водой персонально каждого ученика, прикладывающегося к кресту, а настоятель протоиерей Виталий Тимофеев каждому прихожанину дал по маленькой иконке с ликом великого молитвенника земли Русской Сергия Радонежского. Ведь этот чудотворец известен и своим особым покровительством в деле освоения знаний. Из его житий знаем, что отроку Варфоломею (так он был крещён от рождения) крайне тяжело давались любые знания. И только после его встречи с Ангелом Божиим в образе монаха, всё поменялось в корне – чудесным образом.
И ещё, мало об этом пишут, но Сергий Радонежский имеет особое значение и для нашего края. Царь Иоанн IV Грозный шёл брать Казань, и в обозе у него была походная церковь в честь преподобного Сергия. И на пути в Казань царь посещал Троице-Сергиеву обитель. И на пути обратно – с благодарностью к святому побывал он там. Иоанн Грозный – личность в нашей истории противоречивая, воспринимается не однозначно, однако твёрдо знал грозный царь, где искать помощи и ходатайства, кто имеет наибольшее попечение о России, её судьбе.
Поэтому, вспоминая святого собирателя земель русских, печальника за нашу страну преподобного Сергия Радонежского, мы не можем ни на минуту сомневаться, что нынешняя Россия сформировалась и его могучим молитвенным попечением.
И если святой Сергий и все русские святые – крепость России Небесной, передаваемой и нам, грешным, по нашим молитвам за страну, то крепость России Земной в образовании – безусловно, безо всякого пафоса – русский язык и великая русская литература.
А, возвращаясь к службе в нашей Варваринской церкви на Успенье, запомнилась проповедь настоятеля с просьбой о помощи приходской воскресной школе.
Существующая во дворе церкви избушка с дровяным отоплением долгие годы вмещала всю внеслужебную жизнь прихода, даже пианино для музыкальных занятий, которое мы много лет назад кое-как затащили на второй этаж, едва протискиваясь по узким деревянным лестничным маршам. Но построена эта избушка – ещё до революции, и совсем уже покосилась, обветшала. И, вот, изготовлен эскизный проект нового здания воскресной школы! Дело за малым – нужны средства на строительство.
А что – в первый раз, что ли? И церковь Варваринскую восстанавливали ведь в девяностых, после многих лет безжалостной эксплуатации химико-технологическим институтом. Сколько труда прихожан, сколько денег от добрых людей, и она восстановлена, вот –
звонила весело на Успенье!
И школа воскресная при церкви – будет!
И образование в собственной стране – хоть восстановим из руин, хоть заново выстроим. Надо только сильно захотеть этого всем – и будет дано с помощью Божьей!
Пока же впечатление такое, что даже души не рождённых потомков вопиют к нам: «Спасите Россию, спасите образование!» А в интернете накануне нового учебного года образован ресурс с символичным названием «
Последний звонок», где копится вся текущая народная информация о проблемах отечественного образования.
Михаил Щеглов, доцент, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отдела Русского Собрания