Вчера, 25 августа, в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru.
Повестка дня заседания включала доклады об исполнении решений Высшего Церковного Совета и Архиерейского Собора, доклад председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия о работе аналитической группы по разработке концепции XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917‒2017: уроки столетия».
Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со вступительным словом, в котором, в частности, отметил, что «вопросы богословского, религиозного образования, как и образования вообще, являются сквозной темой заседаний Высшего Церковного Совета». «Пожалуй, ни одну другую тему мы не исследуем так тщательно и систематично, как тему образования. Это связано, в первую очередь, с тем, что в Русской Православной Церкви проходит очень глубокая реформа богословского образования, реформа духовной школы, но также и с тем, какое большое значение Церковь сегодня уделяет образованию, и не только в конфессиональных рамках. Поэтому хотелось бы произнести несколько слов о том, как мне видятся отношения Церкви и светской школы, Церкви и науки, Церкви и образования», ‒ подчеркнул Его Святейшество.
«К сожалению, ‒ отметил Патриарх Кирилл, ‒ уже более 25 лет многие у нас продолжают мыслить об отношениях Церкви и образования, Церкви и науки, опираясь на старые идеологические стереотипы, сформированные в общественном сознании декретом об отделении школы от Церкви, другими документами и практикой, сложившейся после революционных событий 1917 года. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что сегодня стереотипы постепенно преодолеваются. Немного расскажу вам о недавней встрече с учеными в Сарове и вообще о своих контактах и беседах с представителями научного сообщества. На основании этого опыта я могу судить о том, как мало-помалу, но реально меняется отношение научного сообщества к Церкви, как складываются достаточно полезные взаимоотношения, в том числе в сфере образования. В связи с этим хотел бы еще раз подчеркнуть важность признания государством теологии как научной специальности и создания экспертного совета ВАК по теологии. Это, конечно, прогресс в российском образовании и в российской науке, и очень важно, что он обусловлен деидеологизацией нашего образования и науки».
Предстоятель Русской Церкви напомнил, что идеологизация этих важных сфер общественной жизни принесла много бед, - «достаточно вспомнить все то, что происходило вокруг кибернетики, генетики и прочих важных отраслей знания, которые не признавались таковыми именно по идеологическим причинам. По тем же идеологическим причинам и такая важная отрасль человеческих знаний, как теология, была вынесена за поля общественного внимания и исключена из перечня научных дисциплин, в отличие от того, что происходило и происходит в ведущих высших учебных заведениях мира. И вот сегодня и Церковь освободилась от этих оков прошлого, и общество наше, несомненно, деидеологизируется, что приводит, в том числе, к переменам в отношениях между школой и Церковью».
Патриарх Кирилл также отметил, что «школа не может быть инструментом принудительной миссии со стороны какой бы то ни было религиозной традиции, но вместе с тем она не должна быть закрыта для передачи знаний о религии. Без этих знаний "Троица" Андрея Рублева, как и вообще православная икона, останется для очень многих зрителей малопонятным символическим изображением, лишенным всякого смысла. Казалось бы, сколько замечательных научных книг написано об иконе, как много говорится о важности иконографии в истории искусства, но по-прежнему далеко не все понимают икону, прежде всего потому, что нет элементарных знаний о той сфере бытия, которая отражается прежде всего через иконопись. То же самое можно сказать и о "Давиде" Микеланджело, как и о недавних спорах, совершенно странных для просвещенного культурного общества. Это опять-таки недостаток образования, в том числе в религиозной сфере, в области истории религии, истории искусства, и поэтому еще есть куда двигаться и есть что развивать».
Коснувшись российского образования в целом, Патриарх Кирилл подчеркнул, что вопрос развития отечественного образования «касается всех, в равной мере верующих и неверующих, если мы хотим видеть в молодежи не Иванов, не помнящих родства, неучей, накачанных идеологическими постулатами того или иного толка, а людей, способных трезво рассуждать о литературе, истории, философии, религии». «Ведь все, что касается религии, ‒ это составная часть общегуманитарных знаний, без которых не может быть образованного человека. Кажется, что это так ясно и понятно. Возьмите всеобщую историю или историю нашего государства ‒ все переплетено с религиозным фактором, и если в нем не разбираться, невозможно понять многое из того, что происходило в прошлом. Поэтому мы должны всеми силами содействовать преодолению кризиса гуманитарного знания в нашем обществе и участвовать в разрешении проблем в сфере образования», ‒ подчеркнул Предстоятель.
«В вопросах образования и науки Церковь является союзником научного и преподавательского сообщества», ‒ отметил Патриарх Кирилл. Комментируя принятое им решение возглавить по предложению Президента России Общество русской словесности, Его Святейшество сказал: «Убежден, что это Общество может содействовать преодолению кризисных явлений как в культуре, так и в отечественной школе, особенно в области преподавания русского языка и русской литературы».
«Антиклерикальная мифология, которая доминирует в некоторых секторах нашего общества, увы, создает опасный диссонанс при восприятии реалий общественно-политической жизни. Консолидация общества весьма затруднена, когда отдельные сферы общественной жизни оказываются под влиянием той или иной идеологии. Церковь приветствует приход в сферу науки и образования высокопрофессиональных верующих специалистов, настроенных на серьезную работу по улучшению положения научного и преподавательского сообщества, и мы приветствуем их появление не только потому, что они верующие, но прежде всего потому, что они высококлассные специалисты. В этом смысле уровень профессионализма человека более значим для Церкви, чем его вера, и странно, что вера рассматривается некоторыми как препятствие для работы в научной или образовательной сферах. Это рудименты глубокой идеологизации, которой было подвергнуто наше общество, и настало время, когда мы должны все эти рудименты разрушать и развивать новые взгляды, в том числе на участие верующих людей во всех сферах общественной жизни», ‒ заключил Патриарх Кирилл.