Успение Божией Матери - драгоценное ожидание нашего воскресения. Его основание - в Воскресении Господа Иисуса Христа, «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп. 3, 21). Вот почему апостол Павел напоминает нам также: «В Нем все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в Пришествие Его» (1Кор. 15, 22-23).
Это Пришествие Христово, о котором говорит апостол, не должно ли было исполниться исключительным образом в Божией Матери, когда завершилась Ее земная жизнь? То, что называется смертью для всех людей, в случае Божией Матери Церковь именует Успением. Совершая чин погребения Пресвятой Богородицы, мы поем Ей, как на воскресной утрени, то, что относится к Ее Божественному Сыну: «Благословенная Владычице, просвети нас светом Сына Твоего. Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся». Как Ее Божественный Сын и как все люди, Она прошла через завесу смерти, но Ее тело плоти тотчас же преобразилось, чтобы стать телом духовным, о котором говорит апостол Павел, и которое станет нашим вечным и прославленным телом. Это чудесное, исполненное света тело созерцали на земле в видении преподобный Сергий, преподобный Серафим и многие святые: «Се, Пречистая грядет!» Все в Ней исходит от Отца светов, и мы обнаруживаем в этом празднике встречу всех любящих Бога. Это праздник всех святых, когда слава Пресвятой Троицы сообщается Церкви святых и исключительным образом - Пречистой Деве. Церкви святых, собранной вокруг Божией Матери, приносящей Пресвятой Троице эту славу. Дивен Бог во святых Своих и более всего в Божией Матери, в Ее Успении.
Божия Матерь воистину воскресла, ангелы ликуют и Церковь радуется. Для нас сегодняшнее торжество как продолжение Пасхи, Воскресения и Вознесения Господня. И в то же время оно для нас - знамение и источник жизни вечной и будущего нашего воскресения. Нынешнее торжество исполняет нас доверия Промыслу Божию. Наша Заступница взошла ко Господу, чтобы как Матерь милосердия посвятить Себя заботе о нашем спасении. Странники и пришельцы мы на земле, но наша Матерь прошла впереди нас и уже указует нам конец нашего пути. Она убеждает нас, что возможно для человека придти туда, где Она находится, и что если мы будем верны Господу нашему, нам будет это дано.
Ибо Матерь Божия - не только совершенный образ для всех святых, Она - помощь и спасение погибающих грешников. Когда нам плохо, когда грех, когда вина, когда подступает отчаяние, и мы не смеем больше говорить: «Отче наш», нам дается власть обратиться к Ней со смиренной молитвой. И когда мы умоляем Ее о заступничестве, Она не может не ответить Своим детям Своей материнской заботой. Она дает нам силу и защиту в течение всего нашего земного пути. Она Сама - наш путь, потому что безошибочно знает, как достигнуть любви Христовой. Она - Заступница наша, и Она не даст нам в вечер нашей жизни бояться смерти.
Как едина Она с нами по плоти, так пребывает с нами духом. Ее присутствие среди нас постоянно. Она знает нас, потому что велика Ее любовь к нам, и в Духе Святом Она видит нас. И даже если наши глаза не могут видеть Ее, Всесвятую, Она пребывает с нами и являет Себя разными путями тем, кто достоин Ее. Она никогда не оставляет тех, кто спасены Ее Божественным Сыном. Она бдит над всеми нами до смертного часа и делает нас участниками Божественной жизни. Потому что Бог сильнее человека, благодать больше греха, любовь крепче смерти. Материнство Божией Матери - благодатный дар для всего мира, и Ее личное Успение открывает успение человечества в Боге.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
14. на 13; Нечернозёмец
13. Ответ на 11., вода: Посему престанет заблуждение обольщенных.
12. Ответ на 10., Нечернозёмец:
11. Ответ на 10., Нечернозёмец:
10. Ответ на 8., вода:
9. Re: Богородичная Пасха
8. Богородичная Пасха.
7. на 3; Нечернозёмец
6. Re: Богородичная Пасха
5. Консенсус патрум: