24 августа 2016 г. во Владикавказе состоялась научно-практическая конференция «Религиозная и национальная культура современного общества в контексте геополитической ситуации в регионе». Целью мероприятия было обсуждение угроз и вызовов, встающих перед национальными культурами в условиях глобализационных процессов и роста военно-политической нестабильности в макрорегионе Ближнего Востока ‒ Большого Кавказа, а также их влияния на обеспечение национальной безопасности РФ, сообщают организаторы.
Организаторами конференции выступили Кавказский геополитический клуб (КГК) совместно с Духовным управлением мусульман РСО-А, комиссией республиканской Общественной палаты по вопросам культурного и духовного наследия и Северо-Осетинским институтом гуманитарных и социальных исследований, в конференц-зале которого прошло мероприятие. В нем участвовали представители государственных органов, научных учреждений, общественно-политических, молодежных и религиозных организаций, печатных и электронных СМИ Северной Осетии, Чечни и Дагестана.
Собравшиеся выразили надежду, что конференция будет способствовать гармонизации этнорелигиозных отношений и достижению общественно-политической стабильности в республике и на Кавказе в целом, а также укреплению диалога между властью и гражданским обществом. Дополнительную актуальность мероприятию придал затягивающийся конфликт на Ближнем Востоке, очевидная и неприкрытая поддержка международного терроризма его внешними спонсорами, а также вероятность попыток «разогрева» существующих и провоцирования новых этнорелигиозных конфликтов в регионе.
Касаясь темы соотношения религиозной и национальной культуры, модератор конференции, секретарь-координатор КГК Яна Амелина отметила, что, хотя, казалось бы, они органично дополняют друг друга, в реальности в этой сфере наблюдается конфликт. Излишний акцент исключительно на религиозной составляющей ведет к экстремизму, устрашающие примеры которого показывает, в частности, Ближний Восток, а на национальной - к национализму, порой переходящему в шовинизм.
Чрезмерное увлечение национальными традициями, рассматриваемыми в контексте ответа на вызовы глобализации, зачастую приводит не к разумной трансформации их в соответствии с требованиями времени, а к уходу общества в архаику и даже псевдоархаику в форме искусственно сконструированных религиозных «новоделов». При этом декларируемое уважение к традиционным устоям нередко «органично» соседствует с отказом от самой обычной вежливости, что продемонстрировал недавний случай с хамской выходкой молодого человека в отношении первого заместителя председателя парламента Северной Осетии Станислава Кесаева, бурно поддержанной интернет-пользователями.
«Изначально обреченные попытки удержаться исключительно за старые традиции ведут к отставанию от «корабля современности» и потери энергии всем обществом, что ясно демонстрирует и пример ближайших соседей Осетии», - заметила Амелина. Она считает общей проблемой северокавказских республик отсутствие собственных креативных проектов, долгосрочной стратегии развития. «Таким проектом не может быть ни бесконечное обращение к славному историческому прошлому, ни восхищение спортивными достижениями, ни, тем более, краткосрочные и конъюнктурные предвыборные политические проекты», - полагает секретарь-координатор КГК.
Комментируя тему соотношения религиозного и национального, епископ Владикавказский и Аланский Леонид, в июне заступивший на свой пост, отметил, что в Осетии эти сферы органично сосуществуют, и в каждом селе православные встречают его традиционными тремя пирогами и осетинским пивом. Диалог между различными религиями ведется столетиями, напомнил он, и наибольшую перспективу здесь имеет социально-гуманитарная составляющая. В этом направлении, с неизменным уважением друг к другу, и стоит двигаться, считает владыка Леонид. Он назвал спорт одним из ярчайших направлений работы с молодежью, отличным средством, чтобы увести молодых людей с улиц, добавив, что будет оказывать подобной работе всемерную поддержку.
Муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов выразил надежду на активное соработничество с епархией по всем вопросам, в отношении которых следует объединить усилия традиционных религий. Он опроверг активно распространяемые среди молодежи ложные утверждения, согласно которым православие (как и ислам) якобы чуждо осетинскому народу. «Так говорят те, кто не знает собственной истории», - отметил муфтий Гацалов, напомнив об огромной роли православия в просвещении осетин. С тревогой указав на пропагандистскую волну, направленную не только против православия и ислама, но против религии вообще, он подчеркнул, что общество, не имеющее религиозной культуры, не имеет перспектив. При этом духовное состояние нынешнего осетинского общества внушает серьезные опасения, констатировал муфтий.
И национальная, и религиозная культура, составляющие единую духовную культуру, должны развиваться гармонично, убежден министр РСО-А по вопросам национальных отношений Сослан Хадиков, предложивший четко отделять национализм от национальной культуры, являющейся базисом развития общества.
Профессор Северо-Осетинского государственного университета Тамерлан Камболов, выступивший в качестве представителя как ученого мира, так и традиционной осетинской веры, констатировал существование в Осетии непрерывной самобытной религиозной традиции, имеющей древнеиранские корни и на протяжении веков сосуществующей как с православием, так и с исламом. Именно она является главным связующим звеном осетинского народа, убежден ученый. «Не будет осетинской традиционной религии - не будет базиса сохранения единства осетинского народа, - постулировал Камболов. - Утрата самобытной религиозной традиции приведет к утрате национальной самобытности». Эта традиция должна стать предметом серьезного научного описания, структуризации и институционализации, отметил он. Определенные надежды в этом возлагаются на помощь государства.
Однако ряд участников конференции с тревогой говорили о повышенной агрессивности некоторых адептов традиционной осетинской веры, в первую очередь, молодежи. «Переходящей все границы» назвал ее старший научный сотрудник СОИГСИ, религиовед Тимур Дзеранов. «Надо сохранять обычаи и традиции, не пытаясь на этих осколках конструировать новую религию», - убежден он. «Очень важно, чтобы деятельность «традиционалистов» не носила деструктивный характер», - солидарен с ним молодой ученый Марат Уртаев, отметивший, что агрессивное поведение характерно отнюдь не для отдельных представителей этого вероучения, а является выраженной тенденцией. Он предложил организовать межрелигиозные диспуты, участники которых смогли бы лучше узнать о вероубеждении друг друга.
Федеральный инспектор по РСО-А Андрей Бессонов с горечью отметил, что уровень образования и культуры молодежи падает, и чтобы убедиться в этом, достаточно пройти по проспекту Мира, на котором располагается СОИГСИ. «А где молодежь на нашей конференции?» - задался он риторическим вопросом, отметив необходимость вовлечения молодого поколения в обсуждение волнующих общество вопросов.
Для решения подобных проблем, в том числе утраты традиций, необходимо объединение усилий всего общества, формирование общенациональной программы действий, отметила руководитель Управления Минюста РФ по РСО-А Медея Элдзарова.
Опытом Чеченской Республики поделился чеченский политолог Ислам Сайдаев, рассказавший об основах Концепции духовно-нравственного воспитания молодежи ЧР, базирующейся на национальных традициях, религиозных постулатах и светском праве. Важным достоянием Северной Осетии он назвал многообразие ее культуры. Отвечая на вопрос лидера североосетинского отделения движения «Суть времени» Алана Мамиева о том, как добиться успехов Чечни, не проходя пути, который проделала республика за последние четверть века, Сайдаев предложил максимально учитывать принципы и православия, и ислама, и традиционной веры.
Член ОП РСО-А Олег Кантемиров предложил провести внеочередной съезд осетинского народа, на котором были бы определены задачи республики, а также реформу общественной организации «Высший совет осетин», члены которой должны избираться всенародно. Режиссер Сослан Макиев напомнил, что основная тяжесть воспитания молодого поколения лежит на семье, которой необходима поддержка. Того же мнения придерживается и психолог Лаура Тадтаева, отметившая, что институт семьи находится в кризисе, и четких путей его возрождения пока не просматривается.
Как указали выступавшие, информационная активность вокруг региона, в том числе федеральных телеканалов, зачастую носит деструктивный характер. Продолжение подобной политики представляет зримую угрозу культурно-цивилизационному единству России. В этой связи многие высказали убеждение в необходимости введения в той или иной форме цензуры электронных СМИ, распространяющих идеологемы, наносящие прямой вред национальным интересам РФ.
Подчеркивая созидательную роль традиционных конфессий РФ (прежде всего, православия и ислама), участники конференции констатировали, что за последние 25 лет народы России в полной мере испытали на себе последствия разрушения традиционной системы ценностей. В то же время именно эти ценности являются важным фактором сопротивления негативному влиянию западной массовой культуры, наносящей серьёзный ущерб духовно-нравственному здоровью, прежде всего, молодого поколения, а следовательно - и национальной безопасности России.
Противостояние этим негативным процессам возможно лишь при условии тесной координации деятельности государственных органов, общественных организаций, молодежи, а также соработничества представителей традиционных конфессий. «Нужно думать, как нам всем объединиться», - заключил муфтий Хаджимурат Гацалов. Обсуждение этих проблем будет продолжено на молодежном форуме - ведь именно молодежь является «слабым звеном» современного общества.