Месяц назад, когда началось массовое увлечение игрой «Pokemon Go», православные священнослужители выразили опасение, что «охотники за покемонами» помимо того, что сами становятся зависимыми и управляемыми людьми, могут отравить жизнь окружающим, посягнув, в том числе и на святыни. Так, например, настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской в Благовещенске иерей Святослав Шевченко выразил такое опасение: «Люди, подверженные зависимости от игры, могут пойти куда угодно ‒ в том числе в православные храмы. Представляете, идет богослужение, и вдруг в храм заходят люди с телефонами, начиная громко обсуждать, кто кого поймал? Во что превратится богослужение? Кроме того, в православном храме есть сакральное помещение, куда не всем можно заходить ‒ алтарь. А если покемоны появятся в алтаре, и кто-то захочет их там поймать? Это может довести до кощунства».
И вот, как сообщает РИА Новости, эти опасения стали сбываться. Екатеринбургский блогер Руслан Соколовский, за творчеством которого на YouTube следят почти 200 тыс. подписчиков, отправился ловить покемонов в Храме-на-Крови, который был построен на месте расстрела Царской семьи. Как отмечает сайт «День Online», так он решил доказать, что ему ничего не будет за ловлю монстров в религиозных местах.
В ролике Соколовский показывает сюжет одного из федеральных каналов: в нем ведущая предупреждает об уголовной ответственности за ловлю покемонов в храме и комментирует: «Для меня это полный бред: кого может оскорбить то, что ты походил по церкви со смартфоном? Для меня это реально странно». После этого он отправился в храм и начал ловить покемонов. Поймав анимационного монстра, молодой человек вышел и заявил: «Все удалось на славу. Я словил несколько покемонов в церкви. Мне все понравилось. Мне никто не мешал. Но, знаете, я не словил самого редкого покемона, которая можно добыть - Иисуса. Но, поговаривают, что его вообще не существует».
Видеоролик с нецензурными выражениями, запечатлевший ловлю покемонов в храме, вызвал общественный резонанс, набрав почти 350 тысяч просмотров. За действия в религиозных учреждениях, подобные ловле покемонов, предусмотрена ответственность: штраф до полумиллиона рублей или три года лишения свободы. В связи с этим полиция начала проверку по факту инцидента.
«Нам остается только пожалеть этого молодого человека. Мне кажется, что это временно больной человек, подверженный коллективному психозу», ‒ так прокомментировал инцидент РИА Новости настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский.
По его мнению, игрой охвачены люди с психологическими проблемами, которые предпочитают жить в иной реальности. «К людям, у которых отключается сознание, мы не можем предъявлять какие-либо претензии в их поступках, какой бы идеологической направленности они ни были», ‒ полагает священник.
Отец Владимир назвал коллективный психоз «самоубийственным», потому что «в ловле покемонов люди будут попадать под машины, прыгать из окон», и напомнил, что истории известны психозы, спровоцированные книгами. Так, в свое время «Страдания юного Вертера» Гете привели к самоубийству сотни людей в Западной Европе. По словам священника, надо разъяснять людям, что, подвергаясь подобного рода психозам, они «становятся манипулируемыми и теряют свою свободу».
Декан психологического факультета Российского православного университета протоиерей Петр Коломейцев напомнил, что с психологической точки зрения любая зависимость ‒ это нездоровое состояние психики, а с духовной точки зрения ‒ это состояние несвободы, то есть греха. Ссылаясь на собственный опыт, он отметил, что в борьбе с зависимостью «лучше всего работают группы взаимопомощи, где психологическая и духовная составляющие идут рука об руку». Вместе с тем отец Петр заметил, что игровая деятельность позволяет решать много проблем в обучении и образовании, она увлекает человека и создает дополнительную мотивацию, поэтому игру используют для обучения, познания и развития. «Но невозможно одновременно играть в две-три игры. Если ребенок или подросток играет в Pokemon Go, то он не играет в какие-то хорошие развивающие игры, и таким образом что-то важное уходит из его образования, мы приходим к какому-то общему отупению. Иногда мне кажется, что игра Pokemon Go ‒ это какая-то диверсия», ‒ заключил декан психологического факультета РПУ.