Зачем музею антикультура?

Культуролог Андрей Карпов о сомнительной выставке в Брянском краеведческом музее

0
734
Время на чтение 3 минуты
Современная жизнь напрочь лишена ощущения надёжности. Твёрдая почва может быть выдернута из-под ног в любой момент. Например, смотришь, – на первый взгляд перед тобой несомненное учреждение культуры. Чем должно заниматься подобное учреждение? Очевидно, приобщением к культурным образцам, духовным воспитанием, развитием личной и социальной культуры. Но стоит приглядеться внимательнее, – бац, и обнаружится что-то, относящееся не столько к культуре, сколько к её антиподу, то есть к антикультуре.

С одной стороны, учреждение, вроде бы, имеет совершенно правильные ориентиры и в основном созидает человека, которого мы все хотим наблюдать – нравственного, образованного, культурного. А с другой стороны – не забывает разбавлять эту деятельность такими мероприятиями, которые действуют словно ложка дёгтя в бочке мёда; и человек понимает, что правильное – это лишь официальный фасад, а актуальная реальность рисуется совсем другими красками.

Допустим, учреждение называется Брянский государственный краеведческий музей. В постоянной экспозиции – и археологические находки, и средневековый быт, и местная флора и фауна, и история партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. Проводятся экскурсии. Налицо серьёзная просветительская работа. Всё как положено. И на тебе – этим летом в музее развернута выставка «Vossтание машин». В рекламе говорится, что это – «обитатели разных планет». На самом деле речь идёт о роботах – персонажах компьютерных игр и фантастических фильмов. Роботы большие – по два-три метра. Наличествуют световые и звуковые эффекты. Целевая аудитория – дети.

Выставка – прямо экстракт антикультуры какой-то. На самом деле детям ведь предлагается просто окунуться в некоторую, не очень здоровую атмосферу. Ничего нового они для себя не узнают. Не выставка, а аттракцион, при этом самого вульгарного пошиба, построенный на образах, глубоко чуждых русской цивилизации.

Самое печальное, что Брянский краеведческий музей – это лишь частный случай. После Брянска выставка, скорее всего, поедет в другой город. Как ездят из города в город гигантские рычащие модели динозавров. Да и иного антикультурного материала выставляется немало. Могут «проколоться» не только музеи, но и картинные галереи, и даже библиотеки.

Почему музей принимает такую выставку, вроде бы, понятно: деньги. Летом экскурсий немного – студентов и школьников не ожидается. Вне экскурсий регулярную экспозицию и обыкновенные (музейные) выставки дети могут посещать бесплатно. А тут с каждого ребенка – 150 рублей. Захотел ребенок сфотографироваться на фоне робота – ещё 50. Что-то из этих денег идёт и самому музею. За чечевичную похлёбку некогда Исав продал своё первородство. Сегодня культурное учреждение считает возможным зарабатывать на антикультуре.

И ведь на антикультуре действительно можно заработать. А на культуре? Краеведческий музей – вполне понятная специализация. В каком бы городе ни находился такой музей, легко предсказать, что войдёт в его экспозицию. Предсказуемость снижает интерес. Очереди из посетителей на входе ожидать не приходится. Можно, конечно, разрабатывать историю родного края, откапывать в ней что-то действительно интересное, о чём ещё не говорилось. Но это – большая работа, для которой нужны люди, а людям надо платить. И кто способен оценить такую работу? Представим себе, допустим, выставку по истории святых мест данного края. Придёт ли на неё столько же детей, сколько набежит посмотреть на динозавров или роботов?

Далее, предположим, что мы готовы заменить просветительскую выставку выставкой-аттракционом, но хотим сделать её в рамках традиционной русской культуры – каким материалом мы можем воспользоваться? Не строить же капище, чтобы поселить в нём Кащея или Бабу-Ягу (такие проекты, кстати, тоже встречаются).

Выходит, проблема гораздо масштабнее, чем желание или необходимость обеспечить доходную базу учреждений культуры с помощью антикультурных мероприятий. Суть проблемы в том, что отсутствует живой, актуальный и интересный обществу культурный контекст. Учреждения культуры не могут его нащупать и предложить публике (порою могут, но, к сожалению, это – исключения, а не правило). А тот контекст, который правомочно назвать культурным и который мог бы быть интересным, публика, в основном, не готова воспринимать, поскольку вкус её сбит, и она приучена совсем к другой духовной пище, так сказать к анчоусам – с привкусом духовного разложения.

Проблема явно быстрого решения не имеет. Однако кое-что несомненно: антикультура в культурные учреждения проникать не должна. Необходимо иметь качественные фильтры, отсекающие подобные вещи, неважно, что это будет сокращать популярность и доходность музеев, выставочных залов и библиотек. Доходность и посещаемость нужно повышать иными методами. Задача государственных учреждений культуры – обеспечивать культурную планку. Мы должны быть уверены, что, обращаясь в государственное учреждение, мы погружаемся в настоящую культуру, а не в яму со сточной водой. Без этого ситуацию переменить не удастся.

Андрей Карпов, гл. редактор сайта «Культуролог»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

15. Re: Зачем музею антикультура?

Андрей Карпов, очень интересные рассуждения. Значит, картины (машины, скульптуры, одежда) 100-летней давности - это ценно и важно. Хорошо. А картинам (машинам, ...), сделанные 1-2-3 года назад, места нет. Хорошо. Картины, написанные 90 лет назад, - это тоже ценно. А картины, написанные 8 лет назад, - им места все еще нет. А если продолжить? Скажем, искусство 1930-х годов (80 лет назад) имеет неоспоримую художественную ценность, причем неважно, о чем мы говорим - о сталинском официозе или об авангарде. А творения 1990-х - с ними что? А с искусством "оттепели"? А с перестроечной рефлексией? Как вы собираетесь с помощью временной шкалы определять, чему есть место в госмузеях, а что там быть не должно? Что, есть некий перевалочный пункт - типа до 1980 все ок, а потом ни-ни? *** Хорошо, инвестора искать не хотите... Ну а в минкульт хотя бы писали, мол, я (мы), эксперт (группа экспертов) А.К., предлагаю(-ем) то-то для того-то с такими-то промежуточными этапами и такими-то методами?
рудовский / 17.08.2016, 07:33

14. Ответ на 10., электрик:

Что касается детей - нужна всероссийская детская организация,построенная в соответствии с государственной идеологией.

Это совсем другой вопрос. Хотя, конечно, согласен, что такая организация нужна. Но не очень понятно, как избежать формирования в ней функционеров определенного толка. Стоит вспомнить, что наиболее активным участником растаскивания СССР был даже не партийный, а комсомольский актив.
Андрей Карпов / 16.08.2016, 20:52

13. Ответ на 11., рудовский:

А вот скажите, выствка Кандинского - это лучшее или худшее?

Если бы Кандинский был актуальным автором, то это было бы нечто, чему не место на государственных площадках. Сегодня Кандинский - это страница истории культуры, и в этом плане он имеет определенную музейную ценность. Если бы эти роботы были сделаны 100 лет назад, то с определенной подачей они, конечно же, могли составить музейную экспозицию.
Андрей Карпов / 16.08.2016, 20:49

12. Ответ на 11., рудовский:

найдите инвестора - создайте площадку :)

Рудовский, если бы я был специалистом по поиску инвесторов, я бы, вероятно, этим бы и зарабатывал себе на жизнь. Это - совсем другие компетенции.
Андрей Карпов / 16.08.2016, 20:45

11. Re: Зачем музею антикультура?

Андрей Карпов найдите инвестора - создайте площадку :) и предложите реализовать нечто такое в рамках проектов раша.тревел или культуре.ру :) А вот скажите, выствка Кандинского - это лучшее или худшее?
рудовский / 16.08.2016, 18:50

10. Re: Зачем музею антикультура?

Что касается детей - нужна всероссийская детская организация,построенная в соответствии с государственной идеологией.
электрик / 16.08.2016, 18:05

9. Ответ на 5., Николаев.:

Люди, допустившие этот, мягко говоря, казус непременно должны быть наказаны

Прямо уж наказывать не стоит. Но стоит поставить на вид и обеспечить отсутствие подобного впредь.
Андрей Карпов / 16.08.2016, 15:12

8. Ответ на 2., Павел Тихомиров:

В основной своей массе людям нужны именно балаганные зрелища - олимпиады, выставки уродцев и т.д. А чего Вы, Андрей, хотели?

Это понятно. Но государственные организации не должны идти в фарватере, они должны прокладывать курс, правильный курс.
Андрей Карпов / 16.08.2016, 15:11

7. Ответ на 3., рудовский:

констатировать мало - надо предлагать

Предлагать-то можно... Я уже давно говорил, что нам (России) нужен орган, который бы собирал информацию с мест и выставлял некоторую рейтинговую оценку мероприятиям. Люди могли бы заходить на такой ресурс и находить лучшее, а худшее постепенно бы вытеснялось из культуры. Такую работу могло бы вести Минкультуры, но не ведёт, потому как не смеет проводить качественную оценку. Не ведут ее и остальные официальные ресурсы - они наравне собирают и мусор и интересные вещи. А частным образом такую площадку создать - нужны средства... Поэтому сегодня мы можем только требовать, чтобы официальная (государственная) культура исключала бы проведение заведомо антикультурных вещей.
Андрей Карпов / 16.08.2016, 15:09

6. Re: Зачем музею антикультура?

Николаев. не надоело наказывать-то еще? Что за нравы - лишь бы наказать!? В провинциальном музее показали скучную экспозицию с пластмассово-железными копиями роботов из известных фильмов и книг. Причем оная экспозиция уже года в разных уголках РФ демонстрируется. Вы кого и за что наказывать-то собрались? :)
рудовский / 16.08.2016, 12:08
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Горько о крестьянстве
Русское крестьянство глазами Максима Горького
09.09.2024
Основной вопрос стихотворения
Человек должен самореализоваться, и если в нем есть какой-то внутренний потенциал, то его надо активировать
03.09.2024
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
18.11.2024 13:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
18.11.2024 13:35
Зачем?
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:35
Зачем это Трампу?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 13:17
Беспорядки в Абхазии. Хронология событий
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 13:13
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:04
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
18.11.2024 12:34