Необходимо говорить о том, что в России в ХХ веке массово убивали невинных, сказал руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров), возглавивший традиционный архангельский крестный ход по местам захоронений жертв политических репрессий, сообщает
Regions.ru.
Отец Феодосий сказал:
«Имена тех, кто лежит в этих могилах, неизвестны. Их объединяет одно: все они невинноубиенные. Кто покаялся в их смерти? Никто. Вырезали, зверствовали, лютовали, устроили массовую бойню. И на все это только один ответ: "Так получилось!"
Мир знает о Нюрнбергском процессе, о его приговоре. А что у нас? Кто-то скажет, что во всем виновата секта атеистов, обесценившая человеческую жизнь. Точно известно одно: Россия перенесла страшный социальный эксперимент. И необходимо не отворачивать лицо от этой правды. Необходимо говорить о том, что на Севере в ХХ веке массово убивали людей. Это факт, его помнят очевидцы. Мы должны знать, что менее ста лет назад в нашей стране людей топили баржами, сажали на кол, сдирали кожу. Это было».
Точное число жертв репрессий советской поры подсчитать невозможно. По некоторым оценкам, с октября 1917 года от политических репрессий пострадали до 50 миллионов граждан, которые были расстреляны, раскулачены или сосланы. Пик репрессий пришелся на годы Большого террора 1937-1938 гг. По данным Генпрокуратуры, всего за время действия закона «О реабилитации жертв политических репрессий» пересмотрено 636 302 уголовных дела в отношении 901127 человек, из которых 637614 в результате были реабилитированы.
Как отметил священник, признание — это попытка честного отношения к историческим событиям, трезвое отношение к фактам. «Крестный ход — это тоже своеобразный шаг к покаянию. Мы привыкли врать, замалчивать, — подчеркнул отец Феодосий. — Какое у нас отношение к расстрелянным? Как к мусору! Почему? Неужели эти люди не страдали, да просто не жили?»
Отец Феодосий отметил, что человек, который помнит свой род, историю, бережнее относится к своей родине: «Наша земля хранит огромное количество убиенных. Память об этом должна быть общенациональной. Гражданская война не кончилась, мы еще не определились, кто на чьей стороне. Многие до сих пор оправдывают свершенные деяния. В свете этого необходимо, но в тоже время и трудно сохранять память. Мало кто этим занимается».
«Достаточно ли, на ваш взгляд, в России помнят о репрессиях довоенной и послевоенной эпохи? Кому и какие усилия следует предпринять, чтобы выправить этот перекос?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Владыка Евгений (Кульберг), епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии, отметил, что, «к сожалению, в 90-е годы, когда открывались многие архивы и свидетельства о репрессиях 20-30-х годов, это привело не к покаянию и признанию вины, а скорее к поиску имен новых врагов, которых можно было бы в чем-то обвинить».
«Началась дегероизация многих деятелей советского времени - устанавливали их причастность к репрессиям. Это не делало чести ни исследователям, ни тем, чьи имена они называли. У нас, увы, нередко решают такие вопросы примитивно – мы найдем "плохих" и объявим их виновными во всем произошедшем, а вот тщательно, серьезно, профессионально разобраться в событиях 20-30 годов прошлого века, к сожалению, готовы немногие. Поэтому такое шельмование приобретает популистический характер», - отметил владыка.
«Конечно, души убитых и замученных людей взывают не только к тому, чтобы установить и назвать причастных к репрессиям, но и к тому, чтобы не допустить повторения подобных беззаконий в новейшей истории. Люди, которые порой очень громко, с пеной у рта кричали о репрессиях 30-х годов, сами были разрушителями России в 90-х, и, прячась под маской обличителей зла, производили не меньшее зло», - продолжил он.
«Да, установить имена убийц и их назвать необходимо, вернув честное и доброе имя убитым. Это как на войне – пока не похоронен последний солдат, она не закончится. И пока репрессированные не названы поименно, а их репутация не восстановлена, репрессии не закончились. Считаю, наша задача сейчас - не полить грязью как можно больше государственных деятелей того времени, а не допустить сегодня создания благоприятных условий для повторения беззакония», - заключил епископ.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, отметил, что, конечно, «предпринимаемых усилий недостаточно – на этот период советской истории нужно обращать отдельное, самое пристальное внимание, поскольку за ним стоят живые люди, чьи-то родные и близкие».
«Мне кажется, подробнее нужно изучать его в школе. А на государственном уровне точки над i была поставлены еще в 90-е годы. Вышли книги, рассказывающие о репрессиях, были пересмотрен взгляды на историю. Сейчас нет ничего, что бы мешало человеку хорошо знать историю, изучать ее. Так что нам скорее требуется более глубокое и вдумчивое изучение истории в школе. Кроме того, неплохо больше писать об этом периоде, поднимать исторические документы - чтобы у людей был объективный взгляд на события 30-х годов. В общественном сознании должен произойти перелом, а история должна быть вне политики», - заключил священник.
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, отметил, что «события тех лет помнят не очень хорошо, а чтобы исправить это, прежде всего, нужно ответить на один очень важный вопрос: "Законно ли было то, что делалось после революции в нашей стране?"»
«И только после того, как мы дадим правдивый ответ, можно будет двигаться дальше. Но и Церковь и энтузиасты, которые занимаются сохранением памяти жертв, думаю, будут продолжать свою деятельность – независимо от того, ответит ли государство на него или нет. Многие репрессированные – новомученики и исповедники российские, поэтому Церковь вела, и будет вести кропотливую работу по увековечению их памяти», - продолжил он.
«Пока, судя по всему, государство не понимает, зачем это нужно делать, да и не желает этим заниматься, так как начав говорить о жертвах, мы обязательно спросим: "А почему страдали эти люди?", "Кто был виновником их страданий?", "Кто отдавал приказы?", "Оправданы ли были репрессии и страдания вообще?" - и на все поставленные вопросы мы будем вынуждены ответить. А это непростые вопросы. По сути, не ответило на него не только государство и общество, но и каждый из нас в отдельности, ибо общество состоит из людей, и если мы мыслим в одном направлении, это, естественно, выливается в какое-то общественное мнение - а его пока не существует. Многие не хотят об этом думать, или дают уклончивые ответы. К тому же у нас в стране нет мощной национальной идеи, объединяющей все общество. Так что все эти вопросы взаимосвязаны, и пока мы не начнем разматывать клубок, у нас не будет ни национальной идеи, ни многого другого», - заключил священник.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, отметил, что очень важно понимать, к чему идет наше общество.
«Ведь оно не стремится ни к морали, ни к нравственности, ни к общечеловеческим ценностям, - наоборот это все максимально попирается, как только можно. И в этом потоке нет места тем людям, которые отдали свою жизнь за идеалы. Как повернуть этот поток в обратную сторону? Если общество начнет возводить людей репрессированных в ранг мучеников и героев, тогда вся эта мощная система развращения людей окажется ненужной», - продолжил он.
«Вот сколько Церковь говорит, что аборты - это убийство людей? У нас ежегодно совершаются миллионы абортов в стране, и при этом ничего не меняется. То есть обществу или тем, кто им управляет, это не нужно, и не получится все изменить. Отдельные голоса заглушаются в могучем потоке развлечений. Точно так же я не вижу мотивов у современных власть имущих помнить о репрессиях. Зачем им это надо? Это же не приносит прибыли. Поэтому и не говорят об этом. Совесть молчит у людей. Другое дело, что память об этом нужна, чтобы такое больше не повторилось. Но опять же по всем духовным законам, получается, будут еще более сильные репрессии. И те, которые были в советское время, покажутся цветочками. То есть в этом потоке людей в ад не находится места для памяти жертв репрессий», - заключил о. Александр.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил, что, конечно, «у нас почти не помнят о репрессиях довоенной и послевоенной эпохи».
«И в школе, увы детям не открывают всю глубину исторических процессов. У нас школьная программа - кратко обо всем. Открываешь учебник, а там пятисотлетний период умещается всего на нескольких страницах. Судя по всему, перед теми, кто ее составляет, не стоит задача заставить школьников прочувствовать трагедию того времени», - продолжил он.
«Историю своей страны человек должен помнить, чтобы не совершать ошибок в будущем. К сожалению, у нас история пишется в угоду тем или иным политическим деятелям. И она постоянно переписывается. Сколько авторов - столько несовпадений в описаниях тех или иных процессов. А исправить ситуацию можно только правдивым изложением событий. Начни сейчас говорить о репрессиях, и обязательно найдутся те, кому это не понравится. Нас начнут призывать "не поднимать шума", "смягчать слова". А я считаю, этого делать не нужно. Мало что кому не нравится, но если это правда? Лицемерие приводит к печальным последствиям. Сегодня молодых ребят берут в оборот радикалы, и им нужно объяснять: насилие приводит к тому, что страну заливает кровью. Жаль, что такие актуальные темы у нас поднимают от случая к случаю, быстро о них забывая. Давайте уже определимся, нужны ли нам самим такие «неудобные» вопросы, или нет?» - задается вопросом священник.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что «мы живем в свободной стране, а диссиденты и интеллигенты по доброй или злой воле не хотят смотреть правде в глаза и чаще по слабости человеческой или своему политическому заданию, которое получают неизвестно откуда, пытаются представить дело совсем иначе».
«Попросту говоря, они желают разрушить нашу социальную государственную структуру и любыми способами извратить то, что происходит сейчас. Каждый в нашей стране развивает свое мировоззрение так, как он считает нужным. Это отличает нас от тоталитарного государства, в котором мы жили в ХХ веке. Поэтому заставить всех помнить о репрессиях, к примеру, мы не можем», - отметил он.
«Отношение церковно-христианского сознания к событиям ХХ века прекрасно всем известно. Достаточно послушать проповедь патриарха, посвященную российским новомученикам, погибшим в ХХ веке. А дальше идет свободный процесс в обществе, и Церковь тут ничего не может сделать. Это как вопрос, почему одного святого почитают больше, а другого меньше. И наше дело в этом свободном процессе - оставаться в том русле, которое ведет Церковь, и не рвать на себе волосы, почему и как население страны реагирует на те или иные исторические события», - заключил отец Макарий.