«Главное, чтобы не вернулась атеистичность государства»

Православные священнослужители о контроле государства за религиозным образованием

Бывший СССР 
0
420
Время на чтение 8 минут
Государство должно следить за качеством религиозного образования и проповеднической деятельности, считает первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей Михаил Старшинов (фракция «Единая Россия»), сообщает Regions.ru.

«Кстати, эти вопросы в свое время неплохо решались в Советском Союзе, где был государственный орган, который следил за этими вещами, и в том числе за тем, какую идеологию выпускники религиозных учреждений несли в массы», - сказал М.Старшинов.

Он считает, что сегодня ключевым является вопрос о восстановлении госконтроля за качеством религиозного образования и осуществлением проповеднической деятельности на фоне продолжающихся попыток через кавказский регион дестабилизировать ситуацию в России. Он подчеркнул, что опыт советского периода сохранили некоторые бывшие республики СССР, включая Прибалтику и Белоруссию, где сохранились государственные организации, осуществляющие контроль за качеством религиозного образования и проповеднической деятельности. «Однако у нас ничего подобного нет», - утверждает зампред комитета.

По его мнению, государство должно взять на себя «администрирование данной сферы, конечно, действуя деликатно и без перегибов». В частности, М.Старшинов считает целесообразным проанализировать опыт стран постсоветского пространства, где выдаются соответствующие документы, подтверждающие право на ведение проповеднической деятельности. Кроме того, важно позаботиться о всемерной, в том числе материальной, поддержке тех религиозных деятелей, которые проповедуют традиционные ценности мировых религий, добавил депутат.

В советский период контроль за деятельностью религиозных организаций осуществлялся органами госбезопасности – от ЧК до КГБ (в последнем религиозными организациями ведал 4-й отдел 5-го управления). Параллельно с 1943–1944 гг. действовали Советы по делам РПЦ и по делам религиозных культов при Совете министров СССР, слитые в 1966 в Совет по делам религий. Религиозная жизнь находилась под полным и жестким контролем этих ведомств.

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода сказал: «Думаю, что заявление депутата Старшинова – это возрождение достаточно старой идеи по восстановлению некоего квазианалога советского Совета по делам религий с его тотальным контролем над религиозной жизнью. Подобные заявления со ссылкой на положительный советский опыт могут делать лишь люди, забывшие к чему привел этот контроль: к моменту развала СССР в стране просто-напросто отсутствовало сколько-нибудь значительное количество священнослужителей, которые могли бы вести за собой верующих. В результате в 1990-х их место заняла масса представителей сомнительных организаций вроде "Евреев за Иисуса", "Аум Синрике" и многочисленных зарубежных исламистских проповедников, «посадивших» в российскую почву семена, ядовитые плоды которых мы, да и значительная часть мира, пожинаем уже многие годы».

«К настоящему моменту российские традиционные религиозные организации уже достаточно окрепли для того, чтобы самим заниматься подготовкой священнослужителей, "вычищая" экстремистски настроенных лиц. "Помощь" чиновников, которые обычно достаточно слабо разбираются в особенностях вероучения, может лишь навредить», – заключил президент ФЕОР.

«Как бы вы прокомментировали выступление Михаила Старшинова? Нужен ли государственный контроль за религиозным образованием?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, подчеркнул, что «Церковь всегда учила придерживаться Священного Писания - учения, которое передал нам Бог».

«Если кто-то отклоняется от него, попадает под анафему, находится вне Церкви. Вы можете почитать труд любого из Святых отцов и не понять, кто он и в какое время его писал. Вы не определите национальность этого человека, его симпатии – просто он передает учение, которое получил от своего предшественника, и так далее по цепочке, – до апостолов. Это и есть учение Церкви», - продолжил епископ.

«Если каждый проповедник, преподаватель духовной школы будет придерживаться такого принципа, никакие ереси, расколы и заблуждения нам не страшны. Если же кто-то от них отступит, тогда, конечно, появится повод для беспокойства (о чем говорит Михаил Старшинов)», - добавил он.

«Но, на мой взгляд, куда больше поводов для беспокойства предоставит контролирующий орган, который он предлагает создать. В советское время чтобы будущие ученики поступили в духовную семинарию, ее ректор должен был согласовать их кандидатуры с уполномоченным по делам религий. Нередко уполномоченный уверял, что он сам верующий, потому не может подвести "нашу Церковь", разрешив обучаться в семинарии вчерашнему комсомольцу – «он нас предал, и вас предаст». В результате многим путь в семинарию был закрыт. С трудом поступали в нее люди и с высшим светским образованием: каждый раз ректору приходилось доказывать, что тот или иной человек не опасен и вреда не причинит. Думаю, никто не захочет возвращаться к такому», - подчеркнул владыка.

По его словам, «чтобы избежать проблем, нужно спрашивать с руководителей религиозной организации - кого они допускают к проповеди, к служению?» «Ректорам нужно отвечать за тех, кого они выпускают, быть внимательными. Заметили что-то - отчислять с формулировками: "недостоин носить сан, проповедовать", "опасен для общества". Тогда никакой уполномоченный не будет нужен. Его задачи возложат на себя архиереи, настоятели, и конечно, ректоры духовных учреждений», - отметил епископ.

«Иначе они, а также Патриарх, вынуждены будут ходить на поклон к уполномоченному. Или получится так, как было при обер-прокурорах в дореволюционной России. Когда скончался патриарх Андриан, на его место был избран обер-прокурор. Это было время тотального контроля над Церковью. Как-то один из обер-прокуроров скончался, и когда его отпевали священнослужители, они перешептывались: "Мыши отпевают кота". Я бы не хотел, чтобы вернулись те времена, поэтому пусть лучше каждый духовный руководитель управляет своими священниками», - заключил владыка Ириней.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, отметил, что «государство стремится контролировать все – и не может этим не заниматься, в противном случае оно перестанет существовать».

«Речь идет попросту о безопасности. Есть ложное мнение о том, что государство может стоять вне конфессий и над конфессиями, но это невозможно. У государства может быть атеистическая позиция, проправославная или происламская, но все равно она сопряжена с религией. И с этой позиции государство определяет, что ему угрожает. Логично, что исламское государство будет отслеживать ситуацию и поддерживать свою конфессию, спрашивать о существующих угрозах. То есть должно быть единство государства и конфессии, - именно так обстояло дело и в дореволюционной православной России», - продолжил о. Сергий.

«Так что в первую очередь надо определяться с конфессиональной доминантой, которая в государстве должна иметь определенный приоритет. Безусловно, в России это должно быть православие. Если это выделено, то остальные конфессии прекрасно понимают свое место, но это не значит, что их как-то прижимают. Наши лидеры понимают, что лучше быть в дружбе с государством, которое никого не притесняет, хотя и выделяет основную конфессию», - подчеркнул он.

«И задача нашей конфессии заметить и сказать о том, что появилась какая-то претендующая на Православие организация, она пытается подменить православие своей другой сущностью. То же самое касается и других традиционных конфессий. Главное, чтобы не вернулась атеистичность государства, это очень опасно, тогда опять все конфессии будут подавлять. А если доминантой будет Православие, для всех это станет благом. В таком государстве большинство чиновников будут православными и просвещенными людьми в религиозной области. Иначе они будут делать только вред, занимаясь контролем», - заключил о. Сергий.
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г.Минусинска Красноярского края, отметил, что сама по себе идея возникла не на пустом месте, а вполне по понятным причинам.

«Когда Церковь и священнослужители каким-то образом пытаются проповедовать и представлять свою Церковь в светских учреждениях, в школах и вузах, понятно, что представители этих учреждений хотят разобраться, что именно несут священники. То есть если Церковь идет в общество, то общество хочет каким-то образом наладить контакт. Так что ничего удивительного тут нет», - добавил священник.

«Но вопрос о контроле довольно непростой и скользкий - потому что опыт СССР печален: все сводилось к гонениям на Церковь, которая была просто лубочной матрешкой на Красной площади для иностранцев, - мол, вот Церковь у нас все же есть. И живы еще люди, которые помнят, как было все на самом деле. Никакого положительного опыта это не принесло», - продолжил о. Сергий.

«Поэтому согласен, тут дело личных договоренностей и полюбовных соглашений. Если действительно школы и вузы нуждаются в том, чтобы к ним приходили представители Церкви и рассказывали о религии, пусть заключают договор, как везде это делается, и очень подробно обговаривают, что именно представители Церкви будут говорить, а что нет», - отметил он.

«Конечно, опыт у Церкви имеется, и что такое экстремизм, мы прекрасно понимаем. И сами священнослужители вполне могут не допустить в школы и вузы того, кто мог бы насаждать межрелигиозную и межнациональную рознь. А сама идея, что светская организация будет следить и контролировать священников, безусловно, напоминает страшный советский опыт, когда попам затыкали рот, чтобы не говорили о Христе», - заключил о. Сергий.
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, считает, что это очень актуальный вопрос - особенно в наше время.

«От образования зависит не только настоящее, но и будущее государства, и если сегодня мы не уделяем ему достаточно внимания, через непродолжительное время об этом очень пожалеем», - продолжил он.

«Печально известный Совет по делам религий (тут я полностью согласен с господином председателем ФЕОР Александром Бородой) - орган даже не контроля, а тоталитарного воздействия на религию, направленный не на регулирование, но на уничтожение религии вообще. И действительно, итогом такой государственной политики уже в конце 80-х - в 90-х годах стал духовный вакуум. А потом это пустое место заполнилось всякими экстремистскими и политически ангажированными псевдорелигиозными организациями из-за рубежа. Вред, нанесенный и наносимый ими нашим согражданам до сих пор, мы не можешь вполне оценить, ибо нам неизвестна статистика, но последствия этого вреда будут отзываться еще в течение многих лет. Можно вспомнить и дореволюционный опыт государственного контроля - оберпрокуратуру, учреждение которой привело к выхолащиванию, утрате религиозного чувства», - добавил о. Филипп.

«При всей бюрократической завершенности, административной идеальности управления Церковью в Имперской России эта система все же проявила свою неполноценность. Это вскоре поняли, и Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 годов восстановил патриаршество, канонический строй церковного управления», - отметил он.

«Да, мы живем в свободной стране в свободное время, пользуемся благами этой свободы. Но она потеряет смысл, если в самом важном вопросе для жизни человека (нематериальном, духовном) кто-то либо на нее посягнет», - продолжил священник.
«Мне понятна озабоченность господина парламентария, и я разделяю ее - этими невероятными возможностями свободы в нашей стране могут воспользоваться не только традиционные культурообразующие и государствообразующие религиозные, но и многие деструктивные, а подчас и экстремистские организации, деятельность которых наносит вред гражданам, а также представляет угрозу (большую или меньшую) всему государству. Но у нас есть правоохранительные органы, есть законодательная база (в том числе так называемый "закон Яровой" о миссионерской деятельности - не скажу, что он совершенен, его нужно будет дорабатывать и уточнять, но все-таки), - так почему бы этот вопрос не решать в правовом поле?» - задается вопросом о. Филипп.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
День памяти М.В. Ломоносова
Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I
17.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28