В мире продолжаются процессы, охватываемые термином глокализация. Глокализация представляет собой сочетание двух, казалось бы, противоположных тенденций.
1. Глобализация. Мир становится глобальным. Капитал свободно перемещается по миру, подтягивая ресурсы туда, где может их использовать наиболее эффективным образом. Одним из ресурсов является человек. В результате глобализация изменяет человека. Человек превращается в «гражданина мира», утрачивая культурные корни. Человеческие сообщества унифицируются. Всё, что может мешать этому процессу, объявляется устаревшим, контрпродуктивным, мракобесным, обречённым на отмирание или уничтожение.
2. Локализация. В то же время мир всё больше дробится. Государства испытывают мощное давление снизу, способное оторвать тот или иной регион на основании какого-либо этнического, экономического или исторического фактора. Свежий пример: в Бразилии движение «Юг – моя страна» инициировало проведение опроса о выделении трёх южных прибрежных штатов в отдельное государство. То, что происходит далеко, всё меньше интересует людей. Они готовы считать власть своей, только если она активно решает местные проблемы. Потеря в результате глобализации культурных маркеров, определяющих специфику общности, приводит к тому, что общность определяется по принципу прямой видимости. То, в чём я непосредственно не участвую, меня не касается.
Сочетание глобализации и локализации в пределе должно привести к структуре «Земля-деревня», где за уровнем местной власти сразу следует власть глобальная. Очевидно, что если кто-то хочет управлять миром, то такая структура является предпочтительной: отсутствуют какие-то центры силы. Местному недовольству всегда можно противопоставить индифферентность основной массы общин, реализуя стратегию демократической диктатуры большинства. И есть признаки, что процесс глокализации стимулируют сознательно. Что не удивительно, поскольку указать на выгодоприобретателя глокализации несложно, – это глобальный капитал.
Весьма вероятно, что нынешний кризис Евросоюза связан именно с тем, что европейское сообщество в какой-то момент решило превратить наднациональную надстройку в аналог реального государства. Активно обсуждались вопросы экономической дисциплины в масштабах Евросоюза, то есть ставилась проблема управляемости. Заговорили о создании европейской армии. И если наднациональные европейские структуры укладывались в концепцию глокализации, то создание действительно единого государства размером с континент ей явно противоречит. Волна иммигрантов сделала перспективы Европейского Союза весьма туманными, а с выходом Великобритании он уже начинает потрескивать по швам.
Россия же, получается, идёт против тренда. Когда развалился СССР, это было в духе глокализации. Но развалить следом за ним и Российскую Федерацию не удалось. В настоящее время тенденция выглядит противоположной. Крым вошел в состав России (теперь в связи с упразднением Крымского федерального округа – и организационно). Есть ещё несколько тяготеющих к России регионов – Донбасс, Южная Осетия, Приднестровье. Единственное, почему эти регионы ещё не в России – это отсутствие соответствующего решения в Кремле. То есть, нет команды на подключение, тогда как устремление такое есть. В любой момент Россия может несколько вырасти. И, заметим, без применения силы. Силу, может быть, и придётся применять, чтобы защитить данные регионы, но сама их интеграция обеспечивается не ею.
У нас бытует несколько семантических конструкций, описывающих данную ситуацию Одна из них, например, собирание земель. Также часто говорится о необходимости взять под защиту. Быть под защитой перекликается с более архаично-возвышенной формой – под эгидой. Эгида – это щит, обладающий особыми свойствами. Находиться под эгидой значит находиться под покровительством источника силы. В нашей истории есть ещё одна близкая конструкция: прийти под руку государя. То есть, мы имеем дело с моделью Империи.
В современных условиях Россия, пожалуй, единственное государство реализующая модель Империи. И именно поэтому она становится полюсом, противостоящим глобализму, тем камнем в глобалистских жерновах, который не даёт провернуться машине и стереть классического (исторического, культурного) человека в порошок.
Андрей Карпов, гл. редактор сайта «Культуролог»
2. Глюкализация:)
1. Re: Против тренда