Не проходит и дня, чтобы СМИ не рассказали о том, как куражится на дорогах наша элита: от «золотой молодежи» до топ-менеджеров и их водителей. В эпоху новых медиа все тайное сразу выкладывается в интернет. Социологи уверены: за ситуативными раздражителями, которые «обсудили и забыли», можно разглядеть нечто большее — например, нарастающее социальное неравенство.
Почти 80% россиян убеждены, что избегают наказания привилегированные слои общества, такие как чиновники, их приближенные и просто богатые граждане или их дети («золотая молодежь»). Проще говоря - наша нынешняя российская элита. И если большинство граждан считают, что ее представители чаще других уходят от наказания, то это уже тревожный сигнал для власти, пишет «Коммерсант».
Виной всему разрыв между богатыми и бедными, считает Лев Гудков из «Левада-центра». Только по официальным данным, разрыв между 10 процентами самых обеспеченных и самых бедных россиян составляет 16-17 раз, по данным независимых центров — около 26 раз, в Москве и того больше — 40 с лишним.
«Налицо резкая дифференциация, что порождает социальную зависть, раздражение, чувство, что социальный порядок устроен несправедливо, — говорит Лев Гудков.— Не забывайте и про нашу общественную культуру — она окрашена государственным патернализмом, представлением, что государство должно обеспечивать хотя бы минимум социальных благ — гарантировать каждому работу, бесплатное здравоохранение, определенный уровень социальной инфраструктуры. Стоит ли говорить, что это не делается, особенно в провинции. Отсюда — ощущение несправедливости».
От обиды к напряжению — один шаг, отмечает эксперт, и это напряжение в обществе, по его словам, велико. На первом месте у россиян сегодня страх бедности, тревога, вызванная ростом цен, падением доходов и угрозой безработицы, однако следом неизменно идет проблема социального расслоения на богатых и бедных, несправедливого распределения доходов. Сегодня эти проблемы беспокоят россиян почти так же, как коррупция и взяточничество — беды, которые все опрошенные неизменно ставят на высокие места.
«Удивляют ли Вас полученные социологами результаты? Считаете ли Вы, что проблема настолько серьезна или «поговорят и забудут»? Согласны ли, что закон применяется избирательно, и почему? Почему в обществе растет запрос на справедливость, и как удовлетворить этот запрос?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Добросельский, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общенаучных дисциплин Рязанской православной духовной семинарии, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, отметил, что «при нынешнем устройстве российского общества обязательно будет расти напряженность и будет социальный взрыв, потому что мы в православной стране строим общество по протестантским схемам». «Протестанты, с их упором на индивидуальную, вернее одинокую ответственность за своё спасение и за свою земную жизнь, будут терпеть стоически чужое богатство и успехи как личные достижения и результат взаимоотношений с Богом», - подчеркнул он.
«Но православное общество, воспитанное на соборности и семейственности, на том, что Богу служим мы, не в последнюю очередь, своим жертвенным отношением к ближнему, социальной несправедливости не потерпит. Несправедливо, чтобы жертвенно трудящийся ради всеобщего блага учитель, врач, инженер или простой рабочий получали за свой тяжелый труд значительно меньше благ, чем тот, кто просто стоит у распределения этих благ или кому поручено распределение общих природных ресурсов. Мы совершаем в очередной раз серьёзную ошибку. Нам необходимы ограничения неконтролируемого и бессовестного обогащения отдельных индивидуумов за счёт всего общества и государства», - заключил о. Александр.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что результаты очень интересные.
«Думаю, они правдивы, и отражают нашу действительность. Меня они не удивляют – наверняка все наблюдают ситуацию, которую иначе как печальной не назовешь. У меня такое впечатление, что наше общество ничему не научилось, и вновь наступает на те же грабли, что и в начале века – в то время нарастала страшная социальная несправедливость, было социальное разделение и неравенство, и когда началась революционная пропаганда, понадобилось совсем чуть-чуть, чтобы народное возмущение вспыхнуло, и произошла революция. Боюсь, если не будут предприниматься решительные меры, нас ожидает такой же сценарий», - отметил он.
«Безусловно, закон, о котором идет речь, применяется избирательно. Еще в царское время сложились пословицы: "Закон что дышло, куда повернул, туда и вышло", "С сильным не борись, с богатым не судись". Конечно, несправедливость усугубляется, и пренебрежение законом со стороны людей, которых, на мой взгляд, несправедливо называют «элитой», становится все очевиднее. В начале перестройки появился термин, который хорошо подходит к этим людям – "олигархи". "Олигархия" - греческое слово, оно обозначает «власть немногих». Но тот, кто придумал их так называть, не обратил внимания на созвучность слова «олигарх» со словом «олигофрен». "Олигос" обозначает "немногие", а "френ" - "мозги". "Олигофрен" - это слабоумный, а попросту говоря, олух», - продолжил священник.
«Да, есть люди богатые, и одновременно великодушные. Они занимаются благотворительностью, многим помогают, вкладывают деньги в образование, в здравоохранение, помогают восстанавливать разрушенные памятники и святыни. Этих людей можно только уважать. Раньше их называли магнатами - "большими людьми". Называть большую часть современных олигархов магнатами неправильно – богатый не значит великий. А "олигарх" – подходящее для них слово. Эти люди, совершая беззаконные, безжалостные действия, вызывают народное недовольство и рубят сук, на котором сидят. У американского писателя Джона Стейнбека есть роман "Гроздья гнева". Эти гроздья гнева сейчас созревают, и не дай Бог, если они созреют. Нужно прилагать усилия, чтобы снять напряжение, которое глупость, жадность и алчность порождают в нашем обществе», - добавил он.
«Запрос на справедливость растет потому, что растет несправедливость, а удовлетворить его - задача каждого. Любой, даже самый хороший закон можно обойти: кого-то подкупить, или нарушать его как Остап Бендер – не вступая с ним в прямое противоречие и демонстрируя свое мнимое превосходство. Конечно, нужно принимать законы по совести. Мало кто знает, что в царское время за определенные нарушения полагалась конфискация имущества. Представьте, что у наших олигархов, нечистых на руку чиновников будут отнимать все имущество. Хотелось ли олигархам тех времен лишаться всего, если вскроется их жульничество? Конечно, нет. Вот они и устроили революцию», - подчеркнул о. Александр.
«А в наше время такого закона нет. Ты можешь жульничать, грабить, покупать острова, яхты, виллы, и все это останется при тебе. Конечно, это преступное отношение к своему закону, государству. Нам всем нужно расти духовно, и прежде всего тем, кому много дано – или тому, кто успел много хапнуть. Кому много дано, с того много и спросится. Или он многое потеряет», - заключил священник.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, отметил, что полученные социологами результаты его, в общем-то, не удивляют: «в нашем обществе давно уже существует серьезное расслоение - и не только между богатыми и бедными».
«Когда люди видят, что уровень жизни их знакомых, да и просто живущих с ними на одной улице, в одном городе, людей значительно выше, чем у них самих, а они не приложили особых усилий, чтобы жить в таких условиях, конечно, это вызывает вопросы. Но давайте вспомним нашу историю: у нас произошла революция, и одним из факторов, ее спровоцировавших, была именно социальная несправедливость (которую, кстати, активно пропагандировали). С другой стороны, социальная несправедливость присуща любому обществу. Наверное, просто нужны какие-то ограничения - чтобы она не стала безграничной», - продолжил священник.
«Думаю, об этой проблеме будут говорить всегда. Главное, чтобы от слов не перешли к делу – важно избежать возмущений в обществе. Но это возможно только в том случае, если государство будет эту проблему решать. Сегодняшнюю ситуацию все-таки нельзя считать удовлетворительной, и с этим необходимо что-то делать. Законы у нас зачастую действительно не работают, но проблема в том, что "элита" активно лоббирует выгодные для себя законы. После 90-х положение в стране стабилизировалось, хотя и сейчас у нас жесточайший кризис. Но все же люди стремятся развиваться, улучшать свою жизнь, хотят, чтобы лучше и чище были их города. Такой запрос в обществе есть: люди хотят видеть движение вперед. Страна должна развиваться, нужно выходить из тех тяжелых условий жизни, которые отличают нас от наших соседей – других стран. Мы, приезжая в Европу, не должны удивляться тому, как хорошо и благополучно обстоят дела там», - заключил о. Константин.
Архимандрит Евгений (Кульберг), настоятель Вознесенского храма города Екатеринбурга, первый помощник правящего архиерея, отметил, что результаты, полученные социологами, его не удивляют: все это правда.
«Я бы удивился, если бы они были другими. И эта проблема «подогревается» средствами массовой информации. Да, в советские годы такого расслоения, как сейчас, в обществе не наблюдалось. С другой стороны, в Европе происходит то же – растет пропасть между самыми бедными и самыми богатыми. Думаю, это общемировая тенденция. Конечно, о справедливости применения многих наших законов говорить не приходится, но и это беда не только России - хотя у нас она приобрела наиболее уродливые формы. Примеры подобной несправедливости в дореволюционной России можно встретить в произведениях Николая Васильевича Гоголя – впрочем, и у Александра Сергеевича Пушкина. А наши СМИ нагнетают ситуацию. Тем не менее, я думаю, что запрос на справедливость отчасти заказан. Мы помним требования справедливости в 16-17 годах прошлого столетия: лозунги, революционные забастовки, прокламации. Но когда наступила эта «справедливость», преференции перешли от одной социальной группы другой», - продолжил он.
«Я не слышал, чтобы в обществе, пораженном грехом, что-то изменили призывы. Бог стал человеком и прожил человеческую жизнь, чтобы коренным образом изменить ситуацию. В обществах и сердцах, где этот призыв был услышан, ситуация кардинально меняется. Люди начинают поступать по совести, добровольно и сознательно меняют образ жизни. А попытки достичь результата с помощью законов либо создают ширму, прикрывающую безобразия человеческих отношений, либо еще больше их искажают. Считаю, сегодня СМИ именно так и поступают», - заключил о. Евгений.
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, разделяет оабоченность Льва Гудкова: «действительно, нынешнее положение дел грозит социальным взрывом (какой мощности, сказать сложно)».
«Вообще закон одинаков для всех. Нельзя сказать, что он работает на богатых – просто они его игнорируют. Да и те, кто у власти, или, паче того, призван блюсти закон, подчас его нарушают. В народе даже есть даже такая поговорка: "Егерь – первый браконьер". Наши суды и прокуратура закрывают глаза и на свои нарушения, и на нарушения тех, кто делит с ними доходы. Я неоднократно слышал, что и прокуратуры, и у судов есть много материалов на некоторых губернаторов, но и у них есть и четкое указание "сверху": их не трогать. Недаром у нас говорят: «Украдешь булочку – попадешь в тюрьму, украдешь железную дорогу - попадешь в парламент». Это наши реалии, которые и пугают, и грозят социальным взрывом», - продолжил он.
«К тому же расслоение между богатыми и бедными увеличивается. Я не против того, чтобы были богатые и бедные – так повелось еще с древних времен. Человек, который больше трудится, не должен получать меньше, чем тунеядец, а вознаграждение академика не должно быть таким же, как у дворника, иначе наш жизненный уклад попросту рухнет: не нужно будет реализовывать свои таланты. Неравенство издревле заложено в социальных отношениях, это хорошо и с духовной точки зрения: богатые должны своим богатством служить бедным, а бедные не должны роптать, их задача - терпеливо нести свой крест. Проще говоря, богатый спасается распределением своих богатств, а бедный – терпением. Как добиться того, чтобы законы исполнялись? - во все времена предлагалось много схем и моделей: к примеру, ужесточить систему наказания, создать дополнительные контролирующие структуры. Но мне кажется, главное - укоренение религиозной нравственности: она не допускает ни воровства булочки, ни железной дороги», - заключил о. Александр.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что, «конечно, рост социальной несправедливости связан с имущественным расслоением и с тем, что существуют экономические проблемы у государства».
«Экономика, мне кажется, очень мощный рычаг для социального манипулирования, чаще всего его применяют более благополучные страны по отношению к менее обеспеченным. Один из факторов недовольства в том, что люди не очень много зарабатывают, не могут себе многое позволить, поэтому растет жажда справедливости. Но вопрос в том, кто и какой справедливости ищет, и от кого. Вот, например, послушать "Эхо Москвы", так им сегодня не нравится одно, а завтра противоположное. Так что этот вопрос очень субъективный. А люди ищут даже больше защищенности, которую должно обеспечивать государство. И если люди не защищены, возникает огромное количество конфликтов и непонятных ситуаций», - продолжил он.
«На самом деле от государства требуется не очень много, чтобы уладить недовольство. А если государство этот запрос не удовлетворяет, то, конечно, может случиться беда. И еще жаждой справедливости манипулируют СМИ, и это тоже вопрос к государству и, конечно, к хозяевам медиа», - заключил священник.