Начало и конец сегодняшнего краткого, буквально из десяти строчек, Евангелия - об одном о том же: мы видим, как невыносимо приближение Бога для грешника, который не хочет раскаяться. Почему люди так яростно ломали храмы, оскверняли святыни, убивали священников? Почему люди перестают ходить в церковь? Почему некоторые боятся открыть Евангелие и не желают ничего слышать о Христе? Почему после проповеди священника по телевидению, как правило, тут же дают похабную заставку: не пугайтесь, в мире ничего не изменилось?
Весь город вышел встретить Христа, посмотреть, что случилось. Два человека, заживо погребенных, спасены от ада, но люди страны Гергесинской не обрадовались, а оцепенели от страха. Можно было ожидать, что они попросят Господа остаться с ними и проявить еще и еще раз Свою изумительную силу - но они требуют, чтобы Он удалился поскорее из их страны. Бог дает нам возможность узнать истинные ценности, убедиться в том, что любой человек - дороже всего материального мира, и возрадоваться с теми, кто освобожден и исцелен. Но наше кажущееся благополучие или потеря его представляются слишком для нас значительными, чтобы мы могли увидеть присутствие Божие среди нас, и приблизившееся к нам наше собственное спасение. Свиньи погибли, и не имеет значения, что два человека исцелились душой и телом!
Одна из самых больших опасностей, верх безумия - ценить вещи больше, чем человека. По этой причине миллионы отреклись от Христа после революции, по этой причине миллионы отрекаются от Него сегодня. Это и есть причина жестоких страданий не одного и не двух, а миллионов бездомных и нищих, чей плач и крик достигает неба, но мы не слышим их, потому что важнее всего нам собственное благополучие. Это то, что создает еще один новый тип человека: пусть будет все, что угодно, пусть все люди теряют свой человеческий облик и гибнут, говорят эти «новые русские», только бы не пострадало наше свиное благополучие.
Корень всех зол - сребролюбие, и высшее проявление зла - видимое беснование открываются нам в Евангелии в одном событии. Эти бесы ушли в бездну и в сердца людей, не принявших Господа. Они еще не бьются головой о камень, не бросаются в огонь и воду и не бегут нагими среди пустыни, но сердца, отвергнувшие Христа, готовы принять антихриста. Сокрытое зло обнаруживается, по милости Божией, чтобы мы увидели, перед чем мы предстоим. И можно заранее сказать, что ждет эту страну Гергесинскую, в которой мы живем. Где дух грубого материализма - там простор для темных сил. Где «второе идолопоклонство», как называет апостол Павел сребролюбие (Кол. 3, 5), соединяется с первым, с пропагандой астрологии и магии, - там не избежать сугубого беснования.
Святой Иоанн Златоуст говорит, что если бесы так поступили со свиньями, то что бы они сделали с ненавистным для них более всего родом человеческим, если бы Господь попустил им! В самоубийстве свиней показано возможное самоубийство человечества. Господь явно обнаружил, что может быть сокрыто в человеке, освободив двух людей от адских сил, которые связали их. Легион злых духов выжидательно наблюдает за каждым человеком, когда он попадется в сеть смертного греха и будет у них в руках. Но Христос приходит на помощь ко всем попавшим в беду, и необходимо участие Церкви, участие каждого из нас в деле Христовом.
Господь непрестанно испытывает нашу веру: готовы ли мы хоть чем-то пожертвовать, хотя бы какой-то частью своего материального благополучия, чтобы доказать нелицемерность нашей веры. И оттого что нас часто не хватает на это, Господь посылает нам скорби и лишения, чтобы мы научились той тайне, которая была открыта преподобному Арефе Киево-Печерскому, после того как воры украли его сокровища. Прежде чем открылся ему путь глубокого покаяния, он в течение многих лет собирал их, и, потеряв все сразу, смертельно заболел от ропота и огорчения. «Несчастный человек! - сказал ему ангел, - если бы ты возблагодарил Бога за эту потерю, это вменилось бы тебе в добровольную жертву». Если бы жители страны Гергесинской возблагодарили Господа! Если бы мы могли возблагодарить Его за все наши материальные потери!
Подлинное добро разрушительно для жизни, в которой грех и смерть, потому весь мир погибнет, и «вся земля и дела на ней сгорят» (2 Пет. 3, 10), но мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Как мир освободится от насильства диавола, если Церковь, если каждый из нас, не узнает, что путь человека ко Господу - это созидание через разрушение, это здоровье через болезнь, жизнь через смерть, радости через скорби? Никто не хочет ни разрушения, ни болезни, ни смерти, ни скорби, но радость Воскресения и победа над диаволом открываются только тем, кто причастен Кресту Господню. Если мы говорим: «Пусть все остается таким, как есть» там, где мы видим одно материальное, бесы торжествуют: «Наше время, наша воля!» - и до времени не обнародуются, потому что и так все идет по их воле. Но в потустороннем мире, который присутствует и здесь, на земле, открыто знание для всех, даже для бесов, о том, что Христос - Сын Божий, и о грядущем Его Суде. «Бесы веруют и трепещут» (Иак. 2, 19), как свидетельствует Писание. И другое Писание добавляет, что «диавол, как лев рыкающий, ходит, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5, 8).
Святая Церковь говорит нам сегодня о власти Бога над бесами и власти над ними тех, кто Божий. Хотя их сила превосходит нашу, она не может сравниться с силой Божией. Какими бы ни были бесы, как бы ни распространялась власть диавола в мире и влияние его, их нечего бояться тем, кто знает Христа. Узнавание Христа - признание того, что Он может сделать для людей, которых другие боялись. А теперь эти другие, великое множество людей, охвачены страхом силы Христовой, и это есть начало их выбора. И люди продолжают выбирать между Христом и свиньями.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
32. Ответ на 30., Олег В:
31. ответ 29, РодЕлена:
30. Ответ на 28., М.Яблоков:
29. Ответ на 25., РодЕлена:
28. Олег В.
27. Олег В.
26. Яблоков
25. Ответ на 12., РодЕлена:
24. О радости и скорби
23. Ответ на 11., РодЕлена: