Сегодня Церковь с благодарностью совершает память святой равноапостольной княгини Ольги - основоположницы христианства на нашей земле. В древности ее называли «корнем правоверия» - ее подвиг предшествовал Крещению Руси при святом равноапостольном великом князе Владимире. По свидетельству летописи, она приняла святое крещение в Константинополе от самого Патриарха, который наставил ее в истинах православной веры. По возвращении она привела ко Христу многих киевлян. На могиле князя Аскольда ею был построен храм во имя святителя Николая и заложен деревянный храм во имя святой Софии Премудрости Божией. Она отправилась с проповедью на Север, сокрушая по пути идолов и устанавливая на местах языческих капищ каменные кресты. При впадении в реку Великую реки Псковы святая Ольга увидела «луч Трисиятельного Божества» - знамение будущего просвещения Руси Пресвятой Троицей.
Каков же был ее путь к вере Христовой в «Руси некрещеной», где уже были христиане и даже проповедники из Византии и немецкие миссионеры, но в Киеве войско принимало присягу в святилище Перуна-громовержца? Не говоря уже о сильном влиянии вездесущих хазарских иудеев. Один из древних текстов уподобляет ее обращение тому, что произошло с апостолом Павлом: «Не от человек блаженная научилась истине, но свыше учителя имела - Божию Премудрость». Варяжское имя Хельга, в русском «окающем» произношении - Ольга, значит «святая». Хотя языческое понимание святости совершенно отличается от христианского, но и оно предполагает в человеке особый духовный настрой. Житие сообщает о присущей ей уже в юности исключительной в языческой среде нравственной чистоте. Будущий киевский князь Игорь, увидев ее во время охоты в северных лесах, воспылал к ней нечистой страстью и стал склонять ее ко греху. Однако целомудренная девица стала вразумлять князя не быть рабом своих страстей. «Вспомни и подумай, - сказала она, - что ты князь, а князю должно быть, как правителю и судии, светлым примером добрых дел». Так, благодаря своей чистоте, в скором времени она стала избранницей князя, когда тот утвердился на Киевском престоле, и самое главное - смогла открыться истинной вере. Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрость, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа». Ради спасения многих святая Ольга была предизбрана Промыслом Божиим, но путь ее ко Христу не был простым и легким. Так же, как он не бывает простым и легким ни у кого из христиан.
В этом году память святой равноапостольной Ольги приходится на воскресный день, и на утрени праздника мы слышим Евангелие о встрече воскресшего Христа с эммаусскими путниками. Это не просто один из рассказов о явлении Господа по Его Воскресении, и не притча. Святые отцы ставят его в одном ряду повествований Евангелия от Иоанна о самаряныне, об исцелении слепорожденного, о воскрешении Лазаря. Это катехизис в действии. В течение пути, который Господь проходит с Лукой и Клеопой, постепенно открываются их ум, сердце, глаза для узнавания Бога. Куда бы мы ни шли, Господь присоединяется к нам, в особенности тогда, когда мы ищем смысл жизни. Неузнанный нами, Он идет рядом - свидетель всех наших испытаний. Слушает наши вопрошания и дает на них ответ. Когда наша дорога останавливается - какой смысл идти дальше, если нет надежды, - Он знает, по Богу ли наша печаль. Чтобы встретить надежду, надо дойти до предела отчаяния. Бог знает, через какие страдания прошла святая княгиня Ольга, чтобы обрести Христа. Страдания не только из-за утраты любимого супруга князя Игоря, которого восставшие язычники убили в древлянской земле, разорвав между двух деревьев. Не только из-за того, что она - просветительница целого народа - не могла обратить к вере своего единственного сына, которому она не прекращала проповедовать, даже будучи на смертном одре. Святые отцы говорят, что тайна надежды открывается нищим духом. «Не горело ли сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» - восклицают эммаусские путники. И святой равноапостольной Ольге, «наученной не от человек», дано было узнать прикосновение огня, который Христос пришел принести на землю. Некоторые исследователи недоумевают, почему святая Ольга отправилась в Константинополь для принятия крещения, если Господь предварил ее Своей благодатью в русской земле. Разумеется, к этому «хождению» примешивались соображения дипломатической миссии, но нам, естественно, приходит на ум другое - главное. Как Лука и Клеопа, узнав Воскресшего Христа, спешат в Иерусалим, чтобы поделиться этой радостью с другими апостолами - так, может быть, и она отправляется в Константинополь, чтобы услышать свидетельство всей Церкви: «Воистину воскрес Господь!»
«Христос воскресе из мертвых» - вот суть Символа веры, которую исповедала святая равноапостольная Ольга и которую исповедуем мы. Но это не означает, что наша вера всегда чиста и проста, как у детей. Вера не упраздняет вопросов. Вера не есть нечто неподвижное. Она может возрастать, она может умаляться. Она может быть пламенной и она может быть хрупкой. Мы знаем также, что с первых часов, с первых дней, когда Господь дал знамение Своего Воскресения, никто из учеников не поверил тотчас же, что Он воскрес. Ученики медленно восходили к вере. Некоторые из них вначале просто отказывались веровать. И это должно быть укреплением для нас. Это позволяет нам лучше понять, что наша вера - дар Божий, который мы должны постоянно вымаливать, та живая реальность, которая может естественно проходить через охлаждение и бури сомнений и даже отречение. Когда жены-мироносицы сообщают апостолам о явлении ангелов, возвещающих Христово Воскресение, апостолы совсем не похожи на тех, кто готов в это поверить. Напротив, «явились им яко лжа глаголы их». Как ложь! Поразительно это слово Евангелия. Тем не менее Петр, встав, побежал ко гробу. Вне сомнения, он хотел во всем убедиться сам. «Наклонившись, он увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему». Петр еще не верует в Воскресение. Он терзаем сомнениями. Но он придет к вере. Скоро мы увидим его охваченным огнем Пятидесятницы и проповедующим среди множества народа. «Мы, апостолы, - скажет он, - свидетели всего, что сей Иисус совершил в Иудее и в Иерусалиме. Вы убили Его, пригвоздивши руками беззаконных, но Бог воскресил Его в третий день».
Дорогие братья и сестры! Каждый день, и в особенности каждый воскресный день, мы должны благодарить наших просветителей, в первую очередь, тех, кто принял от Бога апостольское и равноапостольное служение, за свет Пасхи, который они донесли до нас. Приносить хвалу Христу и молить Его, чтобы Он - их предстательством - продлил Свою милость нашей земле. Вера в Воскресение Христово - дар. Мы должны беречь этот дар и умножать его. Да будет дано нам неусыпно бодрствовать над тем, чтобы наша вера возрастала. Вера в Воскресение - дар, который зовет нас жить так, чтобы мы были уже теперь как воскресшие, те, кто причастны вечной победе Божией, ищущие горнего, а не земного. Но вера в Воскресение Христово - не дар, который мы должны ревниво хранить для себя. Это дар, который мы должны передать другим. Можем ли мы, как апостолы, как святая равноапостольная Ольга, возвещать о вере нашей жизнью другим? Имеем ли власть сказать, что Христос - вовеки живой, и что быть христианином значит жить истиной Воскресения? В мире и в радости - среди многих испытаний и скорбей, идя по дороге жизни вместе с воскресшим Христом.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
1. Re: «Корень правоверия»