Попечительница государственного устроения и державного величия России

Сегодня день обретения Казанской иконы Божией Матери

Новости Москвы 
0
984
Время на чтение 5 минут

Икона является конкретному человеку, конкретным людям, отвечая на их потребность в каком-то утешении, укрепляя в вере. Но есть в нашей Церкви иконы, которые являлись через конкретного человека всему русскому народу, нередко определяя судьбу России.

В Русской Православной Церкви почитается больше трехсот богородичных икон и чудотворных их списков. Некоторые из них имеют поистине всероссийское значение, связаны с важнейшими событиями в истории нашего Отечества.

Согласно древнему благочестивому представлению Россию покрывает «богородичный крест» из пяти самых известных, главных икон, охраняющих пределы нашего Отечества: с запада ‒ Смоленская, с севера ‒ Тихвинская, с юга ‒ Донская, с востока ‒ Казанская, а в центре Владимирская икона Божией Матери. Все эти иконы связаны с теми или иными сражениями и воинскими победами: и Смоленская, и Тихвинская, и Донская, а особенно Владимирская икона Богородицы, с заступничеством которой связаны отгнание из пределов Руси «железного хромца» жестокого Тамерлана в 1395 году, что мы празднуем как Сретение Владимирской иконы Божией Матери 26 августа по юлианскому календарю (в этот день, кстати, спустя 417 лет произошла Бородинская битва), а также отгнание в 1480 году хана Ахмата и окончание монгольского ига.

Но даже на этом фоне Казанская икона Божией Матери занимает особенное место, ‒ и ее можно назвать иконой-попечительницей государственного устроения и державного величия России. Неудивительно, что Казанская особенно так любима русским народом. Может быть еще и потому, что она русская по происхождению.

Уже само явление иконы 8 июля 1579 года в «царственном граде Казани» глубоко символично. Казанское ханство ‒ первая иноверная и инородная территория евразийского пространства, вошедшая в состав формирующейся Империи. Только недавно Русь стала царством, сделав решительный шаг в осмыслении себя Третьим Римом, хранительницей миропорядка. В 1547 году Великий князь московский Иван IV Васильевич был венчан на царство и принял полный титул: «Великий государь, Божиею милостью Царь и Великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Рязанский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных». А позднее с расширением границ Русского государства, к титулу добавилось: «царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский», «и всея Северныя страны повелитель».

Казанская икона явилась 27 лет спустя присоединения Казани к государству Российскому, что произошло на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы в 1552 году. Очевидно ‒ для укрепления веры православного народа. Подтверждение чему находим в Акафисте Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Казанская»: «Радуйся, агарянскаго зловерия обличение. Радуйся, гордыни их низложение; Радуйся, веры христианския утверждение».

Это было время, когда решался, по сути, вопрос о направлении русской экспансии. И явление иконы Божией Матери укрепило Русь в ее в движении на восток. А уже через три года 26 октября 1582 года в день памяти покровителя православного воинства Великомученика Димитрия Солунского казаки атамана Ермака Тимофеевича взяли Кашлык - столицу Сибирского ханства. Русь твердо двинулась не на Запад, а на Восток, на собирание вокруг Москвы евразийского пространства.

Символично также и то, что в России было три самых чтимых иконы Казанской Божией Матери ‒ в трех столицах: в Казани, затем в Москве и Санкт-Петербурге.

В 1612 году икона являет чудо спасения Отечества от польской оккупации и главное ‒ чудо сохранения русской самобытности: Собор 1613 года однозначно решает ‒ никаких иных кровей царевича на русский престол не звать. Памятником этому чуду стала Казанская церковь на Красной площади в Москве с чудотворным образом Казанской Божией Матери, построенная князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. А также и новый праздник иконе ‒ 22 октября ст. ст. в память взятия московского Китай-города, что предопределило очищение Москвы от поляков.

Именно в этот в Санкт-Петербурге по распоряжению Царя Петра Алексеевича в 1721 году состоялись торжества в честь заключенного 30 августа Ништадтского мира, завершившего тяжелейшую войну со Швецией, которая закрывала для России выход к Балтийскому морю и превращение в великую державу. Государь Петр Алексеевич после торжественного молебна в Троицком соборе по случаю победного завершения войны принял поднесенные ему Правительствующим Сенатом и Священным Синодом титулы Великого, Императора и Отца Отечества. В день празднования Казанской иконы Божией Матери, Россия де-юре стала империей. Так что День народного единства должен обращать наши взоры не только к подвигу ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, освободивших Москву от поляков, но к дню рождения Российской Империи.

Казанская икона Божией Матери

Дата 22 октября, очевидно, была выбрана Петром I не случайно. Она связана не только с уже сложившимся празднованием избавления Москвы от польского плена, что отмечалось XVII веке ежегодно крестным ходом, который возглавляли Царь и Патриарх. Думается, важную роль сыграли для царя Пера Алексеевича пророческие слова почитавшегося им Святителя Митрофана Воронежского, который завещал первому русскому императору почитать Казанский образ Богородицы, сказав, согласно преданию, что основанная им новая столица ‒ Санкт-Петербург избрана Самой Царицей Небесной, и пока ее Казанский образ будет пребывать в городе и пока будут молящиеся перед Казанской иконой, город будет стоять. В чем убедились их потомки во время страшной блокады в годы Великой Отечественной войны.

Через 100 лет после провозглашения России Империей наступил грозный год русской истории ‒ 1812-й, и Казанская икона сопровождала русскую армию в походе, а в Санкт-Петербурге был построен Казанский собор, который стал памятником русской победы и где упокоился народный герой Михаил Илларионович Кутузов.

Глубоко символично так же и то, икона ушла, когда клонилась к закату империя. Это произошло в канун праздника Первоверховных Апостолов Петра и Павла в ночь на 29 июня ст. ст. 1904 года. Известно, какие усилия предпринимал будущий священномученик Гермоген (Долганов) в поисках иконы. Но всё было тщетно. Русскому обществу это было неинтересно. Для политической и культурной элиты России это событие прошло незаметно. Что произошло потом мы все хорошо знаем.

Кстати, последние защитники Самодержавия ‒ русские монархисты-черносотенцы ‒ учредили Союз Русского Народа, призванный объединить народ вокруг Царя, именно 22 октября 1905 года в день Казанской иконы Божией Матери. К сожалению, народ объединить уже было возможно только насилием.

И вот пришла новая гроза для России ‒ Великая Отечественная война. И мы имеем огромное число преданий, связанных с Казанской иконой. Самое известное предание о явлении Пресвятой Богородицы митрополиту Гор Ливанских Илие Караму, которому Божия Матерь повелела передать советскому руководству: «Ленинград сдавать нельзя. Для спасения его пусть вынесут чудотворную Казанскую икону Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую землю города на Неве. Перед Казанской иконой нужно отслужить молебен и в Москве. Затем она должна быть в Сталинграде, который тоже нельзя сдавать врагу. Казанская икона должна идти с войсками до границ России».

И существует предание, что такой крестный ход состоялся, как впоследствии и молебен перед Казанской иконой накануне решающего наступления под Сталинградом, молебен совершил митрополит Николай (Ярушевич). А вот то, что известно достоверно: Киев ‒ Матерь русских городов ‒ был практически освобожден к концу дня 4 ноября 1943 года, т.е. в день празднования Казанской иконы Божией Матери. Есть предание, что у маршала Г.К.Жукова была личная Казанская икона, которая всю войну сопровождала прославленного полководца. Как гласит предание, он оставил ее после войны в одном из храмов Киева.

Закономерно, что все чаще звучит предложение учредить третье празднование Казанской иконе Пресвятой Богородицы, ‒ именно 9 мая в день Великой Победы над фашистской Германией, которая была совершена практически на Пасху 1945 года (Пасха праздновалась 6 мая в победном 1945-м).

Сегодня мы видим, как строятся повсеместно казанские храмы, в том числе и заграницей. Сегодня в Русской Церкви храмы, освященные в честь Казанской иконы. И это служит самым верным индикатором возрождения Русской Державы.

Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Путину нужно срочно менять Систему
И начинать нужно с ликвидации практики кормления чиновников от должности
24.12.2024
Мне стыдно за моего Президента
О нравственных вопросах на Прямой линии Владимира Путина
21.12.2024
С падением Сирии наступают последние времена?
Судьбы мира решаются на Украине или на Ближнем Востоке?
21.12.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Сергей из НН
27.12.2024 06:33
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Сергей из НН
27.12.2024 06:15
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Vladislav
26.12.2024 23:10
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02