Икона является конкретному человеку, конкретным людям, отвечая на их потребность в каком-то утешении, укрепляя в вере. Но есть в нашей Церкви иконы, которые являлись через конкретного человека всему русскому народу, нередко определяя судьбу России.
В Русской Православной Церкви почитается больше трехсот богородичных икон и чудотворных их списков. Некоторые из них имеют поистине всероссийское значение, связаны с важнейшими событиями в истории нашего Отечества.
Согласно древнему благочестивому представлению Россию покрывает «богородичный крест» из пяти самых известных, главных икон, охраняющих пределы нашего Отечества: с запада ‒ Смоленская, с севера ‒ Тихвинская, с юга ‒ Донская, с востока ‒ Казанская, а в центре Владимирская икона Божией Матери. Все эти иконы связаны с теми или иными сражениями и воинскими победами: и Смоленская, и Тихвинская, и Донская, а особенно Владимирская икона Богородицы, с заступничеством которой связаны отгнание из пределов Руси «железного хромца» жестокого Тамерлана в 1395 году, что мы празднуем как Сретение Владимирской иконы Божией Матери 26 августа по юлианскому календарю (в этот день, кстати, спустя 417 лет произошла Бородинская битва), а также отгнание в 1480 году хана Ахмата и окончание монгольского ига.
Но даже на этом фоне Казанская икона Божией Матери занимает особенное место, ‒ и ее можно назвать иконой-попечительницей государственного устроения и державного величия России. Неудивительно, что Казанская особенно так любима русским народом. Может быть еще и потому, что она русская по происхождению.
Уже само явление иконы 8 июля 1579 года в «царственном граде Казани» глубоко символично. Казанское ханство ‒ первая иноверная и инородная территория евразийского пространства, вошедшая в состав формирующейся Империи. Только недавно Русь стала царством, сделав решительный шаг в осмыслении себя Третьим Римом, хранительницей миропорядка. В 1547 году Великий князь московский Иван IV Васильевич был венчан на царство и принял полный титул: «Великий государь, Божиею милостью Царь и Великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Рязанский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных». А позднее с расширением границ Русского государства, к титулу добавилось: «царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский», «и всея Северныя страны повелитель».
Казанская икона явилась 27 лет спустя присоединения Казани к государству Российскому, что произошло на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы в 1552 году. Очевидно ‒ для укрепления веры православного народа. Подтверждение чему находим в Акафисте Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Казанская»: «Радуйся, агарянскаго зловерия обличение. Радуйся, гордыни их низложение; Радуйся, веры христианския утверждение».
Это было время, когда решался, по сути, вопрос о направлении русской экспансии. И явление иконы Божией Матери укрепило Русь в ее в движении на восток. А уже через три года 26 октября 1582 года в день памяти покровителя православного воинства Великомученика Димитрия Солунского казаки атамана Ермака Тимофеевича взяли Кашлык - столицу Сибирского ханства. Русь твердо двинулась не на Запад, а на Восток, на собирание вокруг Москвы евразийского пространства.
Символично также и то, что в России было три самых чтимых иконы Казанской Божией Матери ‒ в трех столицах: в Казани, затем в Москве и Санкт-Петербурге.
В 1612 году икона являет чудо спасения Отечества от польской оккупации и главное ‒ чудо сохранения русской самобытности: Собор 1613 года однозначно решает ‒ никаких иных кровей царевича на русский престол не звать. Памятником этому чуду стала Казанская церковь на Красной площади в Москве с чудотворным образом Казанской Божией Матери, построенная князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. А также и новый праздник иконе ‒ 22 октября ст. ст. в память взятия московского Китай-города, что предопределило очищение Москвы от поляков.
Именно в этот в Санкт-Петербурге по распоряжению Царя Петра Алексеевича в 1721 году состоялись торжества в честь заключенного 30 августа Ништадтского мира, завершившего тяжелейшую войну со Швецией, которая закрывала для России выход к Балтийскому морю и превращение в великую державу. Государь Петр Алексеевич после торжественного молебна в Троицком соборе по случаю победного завершения войны принял поднесенные ему Правительствующим Сенатом и Священным Синодом титулы Великого, Императора и Отца Отечества. В день празднования Казанской иконы Божией Матери, Россия де-юре стала империей. Так что День народного единства должен обращать наши взоры не только к подвигу ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, освободивших Москву от поляков, но к дню рождения Российской Империи.
Дата 22 октября, очевидно, была выбрана Петром I не случайно. Она связана не только с уже сложившимся празднованием избавления Москвы от польского плена, что отмечалось XVII веке ежегодно крестным ходом, который возглавляли Царь и Патриарх. Думается, важную роль сыграли для царя Пера Алексеевича пророческие слова почитавшегося им Святителя Митрофана Воронежского, который завещал первому русскому императору почитать Казанский образ Богородицы, сказав, согласно преданию, что основанная им новая столица ‒ Санкт-Петербург избрана Самой Царицей Небесной, и пока ее Казанский образ будет пребывать в городе и пока будут молящиеся перед Казанской иконой, город будет стоять. В чем убедились их потомки во время страшной блокады в годы Великой Отечественной войны.
Через 100 лет после провозглашения России Империей наступил грозный год русской истории ‒ 1812-й, и Казанская икона сопровождала русскую армию в походе, а в Санкт-Петербурге был построен Казанский собор, который стал памятником русской победы и где упокоился народный герой Михаил Илларионович Кутузов.
Глубоко символично так же и то, икона ушла, когда клонилась к закату империя. Это произошло в канун праздника Первоверховных Апостолов Петра и Павла в ночь на 29 июня ст. ст. 1904 года. Известно, какие усилия предпринимал будущий священномученик Гермоген (Долганов) в поисках иконы. Но всё было тщетно. Русскому обществу это было неинтересно. Для политической и культурной элиты России это событие прошло незаметно. Что произошло потом мы все хорошо знаем.
Кстати, последние защитники Самодержавия ‒ русские монархисты-черносотенцы ‒ учредили Союз Русского Народа, призванный объединить народ вокруг Царя, именно 22 октября 1905 года в день Казанской иконы Божией Матери. К сожалению, народ объединить уже было возможно только насилием.
И вот пришла новая гроза для России ‒ Великая Отечественная война. И мы имеем огромное число преданий, связанных с Казанской иконой. Самое известное предание о явлении Пресвятой Богородицы митрополиту Гор Ливанских Илие Караму, которому Божия Матерь повелела передать советскому руководству: «Ленинград сдавать нельзя. Для спасения его пусть вынесут чудотворную Казанскую икону Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую землю города на Неве. Перед Казанской иконой нужно отслужить молебен и в Москве. Затем она должна быть в Сталинграде, который тоже нельзя сдавать врагу. Казанская икона должна идти с войсками до границ России».
И существует предание, что такой крестный ход состоялся, как впоследствии и молебен перед Казанской иконой накануне решающего наступления под Сталинградом, молебен совершил митрополит Николай (Ярушевич). А вот то, что известно достоверно: Киев ‒ Матерь русских городов ‒ был практически освобожден к концу дня 4 ноября 1943 года, т.е. в день празднования Казанской иконы Божией Матери. Есть предание, что у маршала Г.К.Жукова была личная Казанская икона, которая всю войну сопровождала прославленного полководца. Как гласит предание, он оставил ее после войны в одном из храмов Киева.
Закономерно, что все чаще звучит предложение учредить третье празднование Казанской иконе Пресвятой Богородицы, ‒ именно 9 мая в день Великой Победы над фашистской Германией, которая была совершена практически на Пасху 1945 года (Пасха праздновалась 6 мая в победном 1945-м).
Сегодня мы видим, как строятся повсеместно казанские храмы, в том числе и заграницей. Сегодня в Русской Церкви храмы, освященные в честь Казанской иконы. И это служит самым верным индикатором возрождения Русской Державы.
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»