Славянский ход пересёк Германию, земля которой издавна заселялась славянами и обильно полита славянской кровью; впереди были суверенные государства, народы которых освободились от германского владычества и влияния. Сегодня они являются частью другого глобального формирования – ЕС, и их отношения с Россией нельзя назвать братскими в полной мере, однако и на этот раз участники хода взывали к солидарности на почве корней, совместной борьбы с общим врагом и традиционных ценностей.
Прага встретила посланников из Москвы и Минска 2 июля. Как отметил О.А.Платонов, этот город всегда был центром славянства в Европе, его без преувеличения можно назвать самой красивой из их столиц. Он подтвердил свой статус после исторического съезда 1848 года, на котором было решено развивать международное славянское движение. В настоящее время оно переживает не лучшие времена. В Польше правительство не поддерживает его, отдельные активисты становятся жертвами репрессий, как агенты Москвы; в Германии национальное движение нейтрализуется через абсолютно лояльную государству верхушку, как в Баутцене. По мнению председателя Всеславянского союза, ни одна страна не поддерживает движение, опасаясь его потенциала, скрытого в идее единения славянского мира на почве общих ценностей, поскольку эти ценности противоречат эксплуататорской бездушной парадигме Западной цивилизации. Находящиеся на услужении этой системы политики думают о собственнном комфорте, но не национальном суверенитете и следующих поколениях своих соотечетвенников. Однако менталитет сохраняется, выпускаются монографии, исследования по славянскому вопросу, люди больше интересуются собственной идентичностью, и в перспективе вероятен переход на новое качаство. Как постановил глава делегации: «Мы едем, чтобы ускорить этот переход».
Игумен Кирилл (Сахаров) рассказал о религиозной картине Чехии.
Хотя чехи приняли крещение более чем на столетие раньше русских, в настоящий момент уровень веры в этой стране очень низкий. Христианство пришло на эту землю с греческого востока, но возобладал католицизм; затем за свой суверенитет, в том числе, религиозный, восстали гуситы, и один из учеников Яна Гуса тянулся к православию, но Реформация снова обратила Чехию на западный путь. Первый православный храм в Чехии открылся в 1870 году, и на сегодня существует около 200 приходов автокефальной православной церкви. Она развивалась в период существования государства Чехословакии, и после развала оного сумела сохранить единство. Этот факт, как подчёркивает отец Кирилл, подтверждает, что выстраивание линии «отдельное государство – отдельная церковь» ошибочно.
Примечательно, что Чешская автокефальная церковь стала полем неглавной борьбы между Московским патриархатом РПЦ и Константинополем, и, судя по участию во Всеправославном соборе на Крите, пока преобладает влияние последнего.
В те же дни отец Кирилл посетил службу в Соборе Кирилла и Мефодия и получил предложение от местного священника выступить с проповедью. В своём слове к пражским прихожанам он повторил тезис о том, что разделение некогда общего государства ещё не предполагает распада общей Церкви на несколько осколков. Это незамедлительно вызвало критику украинцев, также оказавшихся в храме. Они приняли в штыки позицию российского игумена, заявив, что Киев не нуждается в славянском единстве. Этот инцидент стал показательным на фоне того, то в силу определённых обстоятельств в маршрут Славянского хода дороги Украины не вошли.
В Российском центре науки и культуры состоялся торжественный вечер, в ходе которого с делегацией пообщались пражские деятели славянского движения и русские соотечественники, живущие в Чехии. Происходили обмен мнениями о международной ситуации и ознакомление с настроениями в обеих странах через российскую и чешскую прессу. Активист славянского движения Зденек Опатршил не забыл о том, сколько русские сделали для спасения столицы, отметив: «Когда американцы освобождали Прагу, они сбросили три бомбы, а русские делали это ценой своей жизни». Он же открыл вечер, рассказав аудитории о разных славянах, их нравах и различиях, и об объеденительной идее Славянского хода.
Затем началась музыкальная часть. Артист театра и кино Кирилл Хмелевский с радостью сообщил, что тепло и уют сопровождают его на протяжении хода. После песни «Журавли» он объявил минуту молчания в честь павших на поле боя. Историко-этнографический клуб и ансамбль «Белый камень» не только зажигательно отыграл традиционные казачьи распевы, но и поведал гостям вечера о происхождении некоторых песен, инструментов и древних корнях казачьего наряда. Произведения выдающихся русских классиков Рахманинова и Мусоргского исполнили пианистка Наталья Латифова и сопрано Диана Редкобайкина. Певица Ирина Леонова дополнила концерт рядом народных и патриотических песен, в том чсле «За Веру, Царя и Отечество». Публика осталась довольной.
Ещё одним важным пунктом стало посещение Слованского острова, во дворце которого проходил легендарный славянский съезд, мобилизовавший движение в XIX веке. В своём выступлении О.А.Платонов вспомнил более чем о 45 миллионов погибших в ходе Второй мировой войны славян и сказал, что тысячи километров пути отдаются болью, связанной с трагедией славянства, на которое так часто выпадали ущемление в правах и этноцид. Он считает необходимым донести итоги многовековой борьбы против славянских народов, культурный код которых базируется на таких понятиях, как добро, правда и справедливость. С одной стороны, это достоинство, но с другой – эти установки делают славянские народы уязвимыми перед более хитрым и циничным цивилизационным противником.
Встреча проводилась совместно с объединением мотоциклистов, среди которых присутствовали немцы и итальянцы. В своём обращении они извинились за преступления режимов своих стран перед славянами и призвали к дружбе и консолидации, а также поблагодарили русских на освобождение от фашизма.
После Праги Славянский ход добрался до поселения Микульчицы – бывшего центра Великой Моравии, где пересекаются пути и обычаи чехов, словаков, лужицких сербов и мораван. 4 июля на руинах древнего городица происходил сбор славянских организаций в споровождении Моравского хора в ярких национальных костюмах. Мораване сообщили, что гордо несут своё происхождение и уклад, сложившийся много веков назад. Олег Платонов высоко оценил стремление этого народа к сохранению лучшего, что есть у славян – как он сам обозначил, духовного и душевного. Он призвал всех стоять до конца за это бесценное наследие. После совместного выступления Моравского хора и российских артистов произошёл обмен подарками, а глава хода, согласно почётному обычаю, был приглашён к старосте Микульчиц, который оказал О.А.Платонову радушный приём.
Мораване издавна привыкли отстаивать национальную самобытность, и никакие попытки сделать их одной их разновидностью чешского народа не увенчались успехом. Они сохраняют собтвенные обычая, поверья, котсюмы и самомсознание. Недаром значимая для всех жителей региона история повествует, как во время битвы на Белой горе три века назад именно мораване сражались с австрийцами до последнего, а пражские чехи не смогли устоять и покинули поле боля. С этого события начинается период подчинения Чехии империей Габсбургов. После тёплой встречи в Микульчицах участники Славянского хода попрощались с мораванами и отправились в Словакию.
4 июля в Нитре открылся Международный славянский фестиваль «Славица», в ходе которого на одной из главных площадей старинного города выступали многочисленные музыкальные коллективы из Белорусиии, Болгарии, Сербии, России и других стран. Артисты делегации выступили на этой сцене и получили живой отклик. В частности, Ирина Леонова исполнила песню-компиляцию на нескольких славянских языках, тем самым обращаясь к единству и открытости со стороны российской культурной миссии. Особенно воодушевило публику аутентичное исполениние традиционных казачьих распевов от «Белого камня». В то же время под стенами древнего Града – метсного кремля – собирались исторические реконструкторы, различные воины, рыцари и барды вышагивали по мощёным улицам и площадям. Дух старины, верности заветам предков буквально окутывал надвратные башни и шпили храмов, и команда Василия Бутрова была на своём месте. После выступлений делегацию ожидал ещё ряд встреч и праздничных мероприятий, где представители разных народов, поколений, политических и религиозных взглядов искали взаимопонимания, как дети единых предков и ветви одного дерева. Русских артистов и активистов встречали с большим теплом.
А 6 июля Славянский ход уже в столице Словакии. На концерте в здании Российского культурно-научного центра в Братиславе снова состоялось общение всех заинтересованных в единстве, и всех желающих ждал концерт русских артистов, снова представивших образцы народной, эстрадной и патриотической музыки, на этот раз дополненной классической компонентой. Словакская столица была радушна и гостеприимна. Завершив здесь свою культурно-просветительскую миссию, Славянский ход с благодарностью покинул этй страну и тронулся в обратный путь. По традиции перед этим российско-белорусские гости посетили советское кладбище-мемориал в Славине, чтобы отдать долг памяти и почитания воинам Великой Отечественной войны.
Последней значимой остановкой оказался город Кобрин, где белорусские товарищи с братскими объятиями ждали участников хода. После небольшой экскурсии и посещения музея имени великого руссокго полководца А.В.Суворова делегация собралась на небольшой концерт и торжественную встречу с заместителем председателя горисполкома, в течение которой могла поделиться обищми наблюдениями по славянскому делу и перспективам его развития. По рекомендациям заинтересованной аудитории здесь же состоялась отдельная творческая встреча главы делегации и председателя Всеславянского союза Олега Платонова с читателями и единомышленниками.
Славянский ход завершает свой путь и постепенно приближается обратно к Москве, но организаторы этой многодневной акции убеждены, что это только начало наступательного движения ради общей памяти, единства и взаимности.
Филипп Лебедь, журналист
Прага, Славянский остров
Микульчицы
Микульчицы. Белый камень и мораваны
Микульчицы. Памятник свв. Кириллу и Мефодию
Фестиваль в Нитре