но блуд, не деньги, но сребролюбие, не слава,
но тщеславие, а когда так, то нет в природе зла,
кроме злоупотребления, которое случается
от несмотрения ума за действиями естественными».
Преподобный Максим Исповедник
Очень долгое время – от распада СССР до почти наших дней - идеологемой времени выступал бренд «Европа». Как известно, идеологема – слово, нагруженное смыслами и заряженное энергией императивности их воплощения. Главный императивный смысл этого бренда – объединение. И это не случайно. В качестве идеологемы бренд «Европа» формировался в постекулярном социуме на цивилизационной почве. А эта основа закладывает во все, произрастающее на ней, энергию индивидуализма и разделения. Стало банальностью говорить сегодня об усилении культа индивидуализма в современной жизни. Но индивидуализм не просто название наиболее распространенного сегодня социально-психологического стереотипа деятельности. Это и вчера, и сегодня, и всегда сущностная характеристика определенной системы социальных обстоятельств, которые порождают именно такую направленность личностных усилий по достижению поставленных ею целей. Индивидуализм – императивная модификация всех усилий человека в определенных социальных условиях его бытия. Систему подобных условий мы и называем цивилизацией. В итоге энергия идеологемы «Европа» стала энергией дезинтеграции, энергией деградации, энергией «черной дыры» поглощавшей культурные константы Старого Света и энергией таяния духовных оснований европейской культуры. А объединение становится благим пожеланием и нередко источником новых разделений. – Такова уж природа цивилизации. Именно на фоне проявлений таких тенденций социального бытия Европы во весь рост возрастает мощь иной идеологемы в качестве противоположности в самих основах социального мироустройства. Речь идет о понятии «Русский мир». Не вдаваясь в историю его становления и развития, подчеркнем, что сегодня «Русский мир» означает не только некую желаемую социальную реальность, но реально существующую историческую общность, основанную на опыте культурного способа бытия наций, национальностей, народов, конфессий, в основе которой (общности) лежит православие. Суть такого опыта – особый способ отношений между народами, который хорошо можно выразить словами В.Даля, заметившего, что «духовное родство пуще плотского». Сегодня для сторонников реализации социального оптимизма, заложенного в «Русском мире», совершенно ясно, что понятием «русский» означается не некая этническая принадлежность, а именно опыт совместного проживания людей и социумов, закрепленный в традициях, идеалах, желаниях, способах целеполагания и целеисполнения, волениях, оформленных главным образом в виде русской культуры. Как писал Ф.М.Достоевский, «…русский народ… ощутив своим предчувствием почти тотчас же некоторую дальнейшую, несравненно более высшую цель, чем ближайший утилитаризм… Мы не враждебно (как, казалось, должно бы было случиться), а дружественно, с полною любовию приняли в душу нашу гении чужих наций, всех вместе, не делая преимущественных племенных различий, умея инстинктом, почти с самого первого шагу различать, снимать противоречия, извинять и примирять различия,... Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только… стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите… Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей... грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и всесоединяющей, вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!» (Ф.М. Достоевский. Пушкин // Библиотека Института философии Росcийской АН).
Любое здание, как известно, начинает строиться с фундамента. Это тем более справедливо по отношению к строительству такого здания, как новое государство. Какова конфигурация фундамента, таково выйдет и строение. Наше молодое государство строится с фундамента культуры, фундамента духовности, и это новый в новейшей истории подход к этой проблеме.. С созданием Луганской народной республики все более осязаемым становится понимание того, что духовность человека и его душевная чистота может и должна влиять на окружающий мир, окружающих его людей, изменяя и улучшая их, и их жизнь. Глава нашей республики и Правительство делают многое для развития и плодотворного сотрудничества государства с Украинской православной церковью (МП), как главной культурообразующей конфессией на нашей земле в благородном деле духовного воспитания молодежи.
Уже более 20 лет прошло, как по инициативе кафедры религиоведения (ныне кафедра мировой философии и теологии) Луганского государственного университета имени Владимира Даля и митрополита Луганского и Алчевского Иоанникия на кафедре в нынешнем Институте философии и проблем человека ЛГУ им. В. Даля были открыты специальности «религиоведение» (специалист и магистр) и «теология» (магистратура). За прошедшее время на кафедре было подготовлено 117 специалистов-религиоведов, кафедра обрела плодотворный опыт научно-исследовательской, методической, воспитательной работы, творческого сотрудничества со священством наших епархий.
В настоящее время на кафедре работают 3 профессора, 7 кандидатов наук, доцентов, успешно работает аспирантура и докторантура, защищено 12 кандидатских и 2 докторских диссертаций по религиоведению и философской религиозной антропологии, издано свыше двухсот монографий, учебных пособий, научных и научно-методических статей.
С целью дальнейшего повышения эффективности работы в деле духовного воспитания и образования, совершенствования связей Церкви, гражданского общества и нашего молодого государства на уровне сегодняшних требований кафедра и университет работают над расширением возможностей по подготовке магистров религиоведения и богословия из числа выпускников семинарий в порядке эксперимента на базе кафедры мировой философии и теологии ЛГУ им. В.Даля. В 2014 - 2015 учебном году на основании разрешения министерства образования и науки ЛНР и поддержке Его Высокопреосвященства митрополита Луганского и Алчевского Митрофана и Его Высокопреосвящества архиепископа Ровеньковского и Свердловского Пантелеимона в магистратуру по теологии и религиоведению на основании стандарных правил приема на дневное отделение принят 31 выпускник семинарий и богословських академий, 26 из них успешно выполнили учебный план и защитили дипломы (магистерские диссертации), что дало им право получить светские дипломы магистра со специализацией «магистр-аналитик богословия (религиоведения), преподаватель учебных заведений 2-4 уровня аккредитации». Сегодня на кафедре мировой философии и теологии Луганского государственного университета имени Владимира Даля студенты овладевают следующими философскими специальностями:
- бакалавр философии;
- специалист-аналитик-философ;
-магистр аналитик-философ, преподаватель философских дисциплин (этика, эстетика, философия, культура) в учебных заведениях 2-4 уровня аккредитации;
- специалист аналитик-религиовед;
-магистр аналитик-религиовед, преподаватель философских и религиоведческих дисциплин в учебных заведениях 2-4 уровня аккредитации;
-магистр аналитик-теолог (богослов) (светское богословие), преподаватель философских дисциплин (этика, эстетика, религиозная/православная культура, философия)в учебных заведениях 2-4 уровня.
Подготовка по направлениям «Философия», «Религиоведение» и «Теология» направлена на удовлетворение потребности государственных учреждений, общественных организаций и учебных заведений всех уровней Луганской народной республики в специалистах по философии, религиоведению и теологии (светскому богословию): преподавателях, учителях, консультантах, экспертах-аналитиках, научных сотрудниках, и способствует развитию духовной атмосферы республики. Тем самым преподавание дисциплины «православная (религиозная) культура» в средних школах теперь осуществляется священниками имеющими светский диплом, что позволило поднять уровень преподавания этой дисциплины в средней школе и других учебных заведениях и избежать профанации в важном деле духовного образования и воспитания нашей молодежи.
Кроме того, подготовка магистров на основе семинарского или богословско-академического образования и сохранение в магистратуре светского учебного заведения в классическом университете специальности теологии (богословия) как поликонфессиональной образовательной базы принципиально важно для подготовки отечественных специалистов в области государственно-конфессионального и межрелигиозного диалога, без чего достижение гражданского согласия в многоконфессиональной и многонациональной стране проблематично. В особенности, это актуально сегодня, когда значительную опасность представляют возможные злоупотребления со стороны деструктивных религиозных организаций. В этом деле нас воодушевляет идея Президента России Владимира Владимировича Путина о том, что наша страна должна подготовить «критическую массу теологов» для преподавания Основ религиозных культур и светской этики в школах, и что религиозная культура должна преподаваться религиозными же людьми.
Кафедра мировой философии и теологии Института философии и проблем человека много лет совместно со студентами, магистрами и аспирантами изучая проблемы бытия человека в цивилизации и культуре, все более пристально и всесторонне в своих исследованиях рассматривает сущностные процессы бытия человека и социума в информационном пространстве, становление новых качественных характеристик дигитализации внутреннего и внешнего человека на фоне обострения глобальных и региональных проблем информационной безопасности и виртуализации фундаментальных основ человеческого существования. Эти проблемы рассматриваются на традиционных международных конференциях «Человек в условиях социальной неопределенности», «Философские проблемы человека», «Социально-философские и экономические аспекты соотношения культуры и информационного пространства». По результатам исследования защищено 3 докторские и 12 кандидатских диссертаций.
В современных новых социальных условиях, в которых продолжает функционировать кафедра и в целом Луганский государственный университет имени В. Даля, появляется реальная возможность эмпирически пронаблюдать, как формируется сакрал информационного пространства в условиях строительства нового государства в экстремальных условиях. Получаемый нами эмпирический материал может стать основой для принципиально новых теоретических обобщений при условии тесного сотрудничества с учеными РФ.
На кафедре совместно с настоятелем храма во имя иконы Божьей Матери «Умиление», епархиальным Управлением создан научный духовно-образовательный аналитический центр координации философско-богословских исследований и разработки научных основ образовательной и миссионерской деятельности применительно к условиям Луганской народной республики. В Центре создан Областной Совет по духовному воспитанию и образованию молодежи, философски-аналитическая лаборатория, постоянно действующий семинар «Церковь и теология в современном мире», курсы повышения квалификации.
На основании соответствующего договора Храм во имя иконы Божьей Матери «Умиление» в основную базу практики магистров-теологов указанной кафедры, а храм во имя равноапостольного кн. Александра Невского стал университетским.
Кафедрой совместно с аналитическо-образовательным центром издается научно-методический журнал по духовному образованию и воспитанию в ЛНР «Антропос: Логос и Теос», зарегистрированный как научный журнал.
Луганский государственный университет имени Владимира Даля (г. Луганск, Луганская Народная Республика) в непростое для себя время, огромными усилиями сохранил научный потенциал, теоретическую и прикладную базу для исследований информатизации общества. В рамках университета была создана инициативная группа из философов, социологов, культурологов, историков, психологов, религиоведов для исследования влияния сакрального культурного пространства на человека. Преподаватели, аспиранты и докторанты кафедры исследуют комплексную тему «Православное мировоззрение – основа воспитания и образования в ЛНР. Парадигма православной теологии как инструмент повышения эффективности воспитания и образования в ЛНР». В основу разработки концепции этой темы положен важнейший документ «Основы социальной концепции Русской православной Церкви».
В рамках выполнения этой темы:
1.Разработано новое понимание сути цивилизации и культуры.
2. Проф. Исаевым В.Д. написана монография «Человек в пространстве цивилизации и культуры»; защищена докторская диссертация «Антропос цивилизации и теос культуры»; под руководством проф. Исаева В.Д. подготовлено и защищено 12 кандидатских и 2 докторских диссертаций; совместно с доц. Ильченко В.И. издано 2 тома «Лексикона» С.С.Гогоцкого с большими монографическими статьями, тем самым возвращено в пространство Русского мира наследие выдающегося православного русского философа, работавшего в Киевском университете им. Св. Владимира.
3.Проф. Шелюто В.М. и доц.Ильченко В.И. подготовлена монография «О сущности сакрального в 21 веке»;
4. Доц. Деревянко К.В. подготовил и издал монографии «Шевченко – крестный отец украинского национализма» (2005) и «Украинка против Украины» (2012), подготовлена к печати монография «Братья Карамазенко». В которой исследуется дальнейшая после Шевченко и Леси Украинки судьба украинских националистических идей.
5. Проведено свыше 10 научно-практических и научных международных конференций. В частности: научно-практическая международная конференция, посвященная 700-летию Сергия Радонежского «Дивен Бог во святых своих» (март 2014); « Человек в условиях материальной и духовной неопределенности» (март 2015); «Православная культура: духовно-нравственный потенциал личности» (июнь 2015).
Идет подготовка международной конференции «Русский мир, церковь, общество, государство в 21 веке», защищены диссертации, выпущены монографии и опубликованы научные материалы по отдельным аспектам проблемы скарализации общества, бытия человека в пространстве цивилизации и культуры, роли русского мира в жизни народа Донбасса. При всем этом, безусловным фактом является то, что достижение объективных и значимых результатов в изучении указанной проблематики более продуктивно при активном обмене информационным материалом (научными разработками) с мировым научным сообществом. Исторически наиболее близким информационным пространством для Луганского региона является информационное поле Российской Федерации, в связи с этим, инициативная группа выступает с предложением создания рабочей группы в рамках Русского мира для совместного исследования и научной разработки проблема влияния сакрала информационного пространства на человека в экстремальных социальных условиях.
Владимир Данилович Исаев, профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой мировой философии и теологии