1. Переговоры между Лондоном и Брюсселем для юридического оформления «развода». Они потребуют как минимум два года. Некоторые эксперты называют более растянутые сроки – до 7 лет. До сих пор детали этой сюжетной линии не понятны даже Лондону и Брюсселю, поскольку процедуры «развода» нет. Возникают тысячи вопросов. Например, должен ли Лондон в текущем и следующем году выполнять свои обязательства по взносам в общеевропейский бюджет? С какого момента Британия теряет право пользоваться рыночными преференциями Европейского союза? Как должен Лондон поступить с иммигрантами, которые прибыли на острова Туманного Альбиона из стран-членов ЕС (их сотни тысяч и почти все – из Восточной Европы)?
2. Переговоры Лондона со странами Евросоюза по новым условиям отношений в сфере торговли товарами и услугами, а также инвестиций. Особое значение имеют вопросы взаимного доступа на финансовые рынки. Здесь возможны разные схемы. Например, так называемая норвежская схема, которая предполагает, что страна, не являющаяся членом ЕС, может входить в европейскую экономическую зону (ЕЭЗ), получая примерно такие же торговые преференции, что и члены ЕС. Эта схема предусматривает также взносы в европейский бюджет (по несколько более низким ставкам, чем для членов ЕС). Главный минус «норвежской» схемы – то, что стране, входящей в ЕЭЗ, надо выполнять большую часть директив Брюсселя, но при этом она не имеет права принимать участие в выработке решений ЕС. Есть ещё «канадская» схема. Она предусматривает особые взаимные торговые преференции, но при этом партнер ЕС не платит взносы в общеевропейский бюджет. Возможна и «российская» схема (которая действовала до объявления Западом экономических санкций против России в 2014 году), предусматривающая выстраивание торгово-экономических отношений на основе норм ВТО.
3. Углубление политической и военной интеграции Великобритании и США – в развитие существующих у них «особых отношений».
4. Компенсация экономических потерь Лондона от выхода из ЕС за счет активизации торгово-экономических отношений со странами, находящимися вне Евросоюза. В Европе это, в частности, Швейцария и Норвегия. Можно ожидать также активизации торгово-экономических отношений Лондона с Китаем. В последние два года две страны старательно выстраивали «мосты» торгово-экономического и финансово-валютного сотрудничества. В частности, крупнейшим европейским «хабом», работающим с офшорными юанями, на сегодняшний день является Лондон. В Гонконге среди иностранных компаний и банков на первом месте по их количеству – британские структуры. Лондоном также взят курс на углубление отношений с Индией, Пакистаном и другими странами, входящими в Содружество наций.
5. Не исключается, что Лондон заключит с Вашингтоном соглашение, подобное тому, которое США навязывают Европейскому союзу (Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство - ТТИП). Сегодня есть веские основания полагать, что соглашение о Трансатлантическом партнёрстве с Брюсселем у Вашингтона может вообще не состояться вследствие растущей оппозиции этому соглашению граждан и бизнеса континентальной Европы.
6. Усиление центробежных процессов в Европейском союзе. Политики и общественность целого ряда европейских государств (Франции, Нидерландов, Италии, Греции и даже Германии) требуют проведения референдума по образцу того, что был организован в Великобритании. Опросы общественного мнения показывают, что процент евроскептиков в ряде стран Европы даже выше, чем процент подавших голоса за выход из ЕС на британском референдуме. Таким образом, возникает риск развала ЕС.
7. Усиление сепаратистских настроений в ряде европейских государств. Пример этому подает референдум 23 июня. Сегодня ряд административных единиц Соединенного Королевства требуют проведения референдумов о независимости или особом статусе, т.к. их граждане желают оставаться в составе ЕС. Речь идет о Шотландии, Северной Ирландии, Гибралтаре. Скорее всего, референдумы там будут проведены, и итогом их может стать провозглашение Шотландии самостоятельным государством. В свою очередь, Северная Ирландия может заявить о воссоединении с Ирландской Республикой, а Гибралтар станет частью Испании. Конечно, эти референдумы могут создать демонстрационный эффект, спровоцировав борьбу за независимость и автономию разных территориальных образований и народов по всему миру (вплоть до отдельных штатов, входящих в состав США).
8. Внутри Европейского союза процессу дезинтеграции будет противостоять тенденция превращения ЕС в европейское супергосударство. Франция и Германия уже выступили с такой идеей. Учитывая, что Германия явно имеет больший политический и экономический вес, чем Франция, многие эксперты говорят о том, что в Европе может произойти возрождение Священной Римской империи германской нации; некоторые рассуждают даже о возрождении Германского рейха.
9. В Европейском союзе могут появиться «ядро» и «периферия». Некоторые страны, которые не могут претендовать на включение в «ядро», уже высказывают опасения, что они могут стать «колониями». Особое беспокойство проявляет Польша, которая до Brexit претендовала на особую роль в ЕС. Сейчас эти претензии перечёркнуты, и, чтобы нейтрализовать влияние германо-французского ядра (или нового Германского рейха), Варшава будет и дальше углублять свои «особые отношения» с Вашингтоном. Кроме того, она постарается стать «ядром» для восточноевропейских стран-членов ЕС.
10. Ряд стран, опасающихся усиления влияния Великобритании и/или германо-французского ядра Евросоюза, будут искать противовесы этому влиянию. Одним из таких противовесов может оказаться Россия, а также региональные объединения с участием России и Китая, в том числе Шанхайская организация сотрудничества.
Валентин Катасонов, д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова
Впервые опубликовано на сайте Фонда стратегической культуры
3. Re: Brexit: десять основных последствий, которые потрясут мир
2. Re: Brexit: десять основных последствий, которые потрясут мир
1. Re: Brexit: десять основных последствий, которые потрясут мир