Вчера, 7 июля, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение воссозданного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи у восточной стены Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря, сообщает Патриархия.ru.
По завершении чина великого освящения храма Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам богослужения со словом:
«Всех вас сердечно поздравляю с праздником Рождества святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна и с освящением в честь этого великого Божиего угодника сего святого храма!
Храм восстановлен у стен Новодевичьего монастыря, в центре нашей столицы. И после того, как храм предстал пред всеми, кто имел желание его увидеть, в этом замечательном виде, в окружении прекрасного парка, наверное, ни у кого не возникает мысли о том, что храм каким-то образом нарушил гармонию этого места.
Мы знаем, что нередко сегодня строительство храмов сопровождается какими-то протестными действиями. Кто-то, может быть, делает это по злому умыслу, а кто-то по неведению. И тем, кто протестует иногда против строительства храма в местах, подобных тому, на котором воздвигнут этот храм, я бы очень рекомендовал приехать к стенам Новодевичьей обители и увидеть, насколько гармонично, прекрасно вписывается храм в окружающую среду.
А иначе и быть не могло. Недаром наши благочестивые предки всегда для строительства храмов избирали самые красивые, самые высокие места. Что было бы с Россией, каким был бы ее лик, если бы не сохранились хотя бы немногие из тех замечательных храмов, которые сегодня украшают наши города и села?
Храм всегда строится с молитвой, всегда строится во благо людей, с надеждой на то, что через молитву в храме люди будут жить более полной и счастливой жизнью. Храм — это всегда святыня, это место духовного успокоения людей, место их встречи с Господом. Дай Бог, чтобы в нашем Первопрестольном граде успешно продолжалось строительство новых храмов и чтобы по всей Руси продолжалось созидание храмов — везде, где в них есть потребность. И верим, что этот обновленный лик исторической Руси долгие-долгие годы — дай Бог, чтобы столетия — продолжал вдохновлять людей и помогал обращать им взор к небу.
Хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Ювеналий, всех, кто принимал участие в решении вопроса о строительстве на этом месте храма святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, наши государственные городские власти во главе с мэром Сергеем Семеновичем Собяниным и его команду, которая содействовала строительству на этом святом месте. Также хотел бы выразить благодарность строителям, благоукрасителям и всем, кто сегодня здесь присутствует, за труды и молитвы».
В дар новоосвященному храму Предстоятель Русской Православной Церкви передал список Шестоковской иконы Божией Матери.
Затем в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение Божественной литургии.
По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.
«Я хотел бы всех вас поздравить с праздником Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, - отметил Святейший Владыка. - Иоаннов день — церковный праздник, и в традиции нашего народа с этим днем связано много радостного, счастливого, веселого. Это был народный летний праздник, связанный с замечательными обычаями и обрядами. Сегодня многие люди уже не связаны с землей, с сельскохозяйственной культурой, и обычаи, связанные с жизнью наших предков, не так уж хорошо известны, но память об этом дне как о замечательном летнем празднике сохраняется — через литературу, фольклор. И я радуюсь тому, что храм в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна у стен Новодевичьего монастыря мы освятили именно сегодня, в этот летний праздник, посвященный памяти Предтечи Господня».
«Сегодня читалось Евангелие от Луки, повествующее об истории рождения Иоанна Крестителя (Лк. 1:1-25, 57-68, 76, 80). Но чтение из Апостола (Рим. 13:11-14:4) будто не связано с этим днем, в нем ничего не говорится о Пророке и Предтече Иоанне. Только очень вдумчиво подойдя к тексту, можно понять, почему именно этот отрывок Церковь предлагает сегодня, в день памяти Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, - пояснил он. - Процитирую вам лишь одно предложение: "Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоть". Одно предложение, но в нем огромной силы мировоззренческая установка. Почему именно эта установка, сформулированная апостолом Павлом, предлагается нам сегодня? Да потому что сам факт ее появления связан, в том числе, с Пророком, Предтечей и Крестителем Иоанном. Видимо, с отрочества или ранней юности он удалился в пустыню и жил только тем, что давала пустыня. Многим кажется, что пустыня — это песок и камни, но это не всегда так. Ранней весной в пустыне появляются зелень, цветы, летают и собирают мед пчелы. А иногда в пустыню налетает саранча, которая на языке Ветхого Завета именуется акридами, — ее тоже собирали и ели».
«Из Евангелия мы знаем, что Предтеча и Креститель Иоанн питался акридами, то есть саранчой, и диким медом, - напомнил Его Святейшество. - Но ведь не каждый день прилетала саранча, не каждый день можно было найти дикий мед. В пустыне было холодно зимой и чрезвычайно жарко летом. Питаясь только этой пищей, пророк, видимо, был постоянно голоден. А теперь давайте соотнесем наши потребности, наш образ жизни с тем, как жил пророк Божий Иоанн, названный Предтечей. Он шел пред Господом, он приуготовлял путь Ему, он приуготовлял человеческие сердца для восприятия всего того, что Христос сказал людям. Так вот, он жил, в нашем понимании, на грани жизни и смерти, — но ведь жил, был великим проповедником, и к нему тысячами стекались люди, чтобы получить оставление грехов, чтобы креститься в водах Иордана…»
«Что же такое похоть и попечение о плоти, о которых мы сегодня слышим в апостольском чтении? – задается вопросом Святейший Патриарх. - Попечение о плоти есть поддержание жизнеспособности человеческого организма. Иоанну Предтече хватало акрид и дикого меда, которые он вкушал, и не каждый день. Для многих из нас этого было бы недостаточно, впрочем, сегодня никто и не требует, чтобы люди жили в пустыне и питались время от времени тем, что дает пустыня. Но в этих словах заложена огромной силы мысль, — как я уже сказал, мировоззренческая установка. Попечение о плоти, то есть забота о поддержании человеческой жизнедеятельности, не должно превращаться в похоть. А что такое похоть? А похоть — это нарушение всех внутренних рациональных балансов, когда человек теряет разум, когда голос плоти, то есть требование инстинкта, становится главной указующей силой. Когда не работают ни разум, ни нравственное чувство, когда человек делает только то, что ему диктует инстинкт. Эта победа инстинкта над разумом, над духом и называется похотью плоти. Поддерживая физическое состояние организма, питая и грея его, обустраивая свою жизнь так, чтобы не повредить здоровью, человек никогда не должен менять местами ценности и на первое место ставить угождение плоти, потому что тогда это станет похотью».
«Неслучайно именно об этом мы сегодня слышим из апостольского чтения, ведь именно так жил Пророк Божий Иоанн, - подчеркнул он. - Никакой похоти, сила духа такая, что поражает и людей, живущих две тысячи лет спустя. Это ангелоподобная жизнь. Недаром на древних иконах Пророк Иоанн изображается с ангельскими крыльями, потому что это была жизнь на грани духа и тела, — подобно Марии Египетской, которая жила в той же Иудейской пустыне так, что тело ее перестало подчиняться физическим законам, и она могла перейти Иордан как по суше. И Пророк Божий Иоанн прожил такую же жизнь, потому что он приуготавливал пути Господу».
«В центре Божественного слова, принесенного Спасителем, — именно эта новая философия жизни. Господь обращается к иудеям, а позже, через апостолов, — и к язычникам. Он предлагает, в том числе и нам, живущим две тысячи лет спустя, образ жизни, который соответствует Божественному замыслу о человеке. Господь не призывает нас идти в пустыню, более того, Он и Сам не жил в пустыне. Иронизируя над нападками фарисеев, Господь говорил: "Был Иоанн, не ел, не пил, жил в пустыне, и его убили. Сын Человеческий ест и пьет с мытарями и грешниками, и Его осуждают". Господь не предлагает нам аскетический образ пророка в качестве идеала, но Он расставляет жизненные акценты в Своем обращении к нам, - пояснил Святейший Владыка. - Он учит нас, как нужно жить, чтобы это была подлинная человеческая жизнь, чтобы человек не превращался в животное, чтобы инстинкты не разрушали силу разума и нравственного чувства. Господь начертал нам контуры особой цивилизации духа, которую мы на церковном языке называем Божиим Царством и которая может осуществляться здесь, на земле, в условиях человеческого бытия, если только, по слову апостола Павла, мы не будем попечение о плоти превращать в похоть. Господь ничего не требует от нас сверх того, что мы можем сделать. Он не требует от нас никаких особых подвигов, но Он дает нам ориентиры в жизни, как любящий Отец, не загоняя силой. Мы можем идти путем, который Он указывает, или отказаться. Мы свободны, но каждый должен помнить: от того, каким путем мы пойдем, будет зависеть и счастье в этой жизни, и обретение Божиего Царства в вечности.
Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн приуготовил пути Господни. Он явил нам удивительную победу человеческого духа над всякой похотью. Господь Иисус Христос говорит об этом как о дивном и абсолютном примере святости: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11:11). И Господь предлагает нам жить по Его закону, побеждая всякую похоть и одновременно оставаясь людьми, способными любить, творить и воплощать в своей жизни то предназначение, которое Бог дал каждому человеку».
«Сегодня великий день, потому что мы вспоминаем величайшего из рожденных женами, самого великого человека — Иоанна, Пророка, Предтечу и Крестителя Господня. Как замечательно, что именно в этот день мы совершили освящение храма в его честь, более 200 лет назад разрушенного врагом и ныне при содействии государства Российского, московских властей, Церкви и большого количества добрых людей воссозданного здесь, в центре Москвы, — именно для того, чтобы учить людей жить не по закону плоти, а по законам духа. Аминь», - заключил Предстоятель Русской Церкви.