Неуклюжая попытка единения или разжигание национальной розни?

Известные пастыри о насильственном принуждении к изучению региональных языков

Новости Москвы 
0
610
Время на чтение 6 минут
Как сообщалось, защитники русского языка в национальных республиках России обратились к партиям в связи с порочной языковой политикой региональных правителей.

«Считаете ли вы описанный "этнолингвистический конфликт" серьезным? Допустимо ли принуждать к изучению национальных языков?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель Вознесенского храма города Екатеринбурга, первый помощник правящего архиерея, считает, что «в этом вопросе есть два аспекта. Во-первых, нам нельзя потерять культуру малых народов (а язык - это часть культуры), во-вторых, нельзя снизить планку в изучении нашего великого, могучего русского языка. Обе крайности отрицательно скажутся на культуре региона и страны в целом».

«В Советском Союзе каким-то образом удавалось это сочетать, - напомнил он. - Была сбалансирована национальная политика, не менялись стандарты изучения русского языка. Результаты той политики мы видим и сейчас. Гастарбайтеры из Таджикистана и Узбекистана, окончившие русские школы в советское время, прекрасно владеют обоими языками и сохраняют свою культуру, а школьники 1990-х и 2000-х вынуждены теперь за государственный счет обучаться в миграционных культурных центрах».

Отец Алексий считает, что «нельзя допускать в российских регионах того, о чем говорят общественные деятели. И веское слово должно быть сказано в Москве, в Госдуме. Необходим стандарт, обязательный для всей страны. А на вопрос: "каким будет соотношение национального и русского языков?", надеюсь, ответят специалисты, проанализировав, в том числе, бесценный дореволюционный и советский опыт».
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», отметил, что «это, конечно, серьезный конфликт. Мне тоже известны случаи, когда на национальные языки в республиках РФ отводят много часов, школьники затрачивают много сил на их изучение, - при том, что для тех, кому это не родной язык, эти усилия пропадают впустую. Все-таки нужно вариться в языковой среде, разговаривать в быту, чтобы хорошо усвоить язык и не утратить его. Конечно, малые народы в быту со своими соплеменниками говорит на своих языках, но в межнациональном общении естественным образом используют русский язык».

«С другой стороны, - продолжил пастырь, - нельзя сказать что изучать язык республики, название которой указывает на коренную нацию – Татарстан или Башкирия, - не нужно. Нет, нужно. К тому же изучение любого языка расширяет мышление, на разных языках нюансы очень разные. Нужно понимать, где живешь и как коренная нация осмысляет мир в своем языке. Но это ни в коем случае не должно происходить в ущерб изучению русского языка. В бытовом плане вряд ли этот язык очень нужен – все знают русский язык, получается пустая трата времени, и что самое плохое – утрата тонкого понимая особенностей своего собственного языка русского. И русский в национальных республиках таким образом может оказаться в положении не доминирующего как многие опасаются, а напротив, в угнетенном».

«Я бы предложил следующий выход: изучать национальные языки для знакомства с его основами. А дальше желающим предоставить возможность изучать его глубже, но основное внимание уделять языку межнационального общения – русскому», - заключил отец Михаил.
Иерей Святослав Шевченко, настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской в Благовещенске, полагает, что «общественники затронули очень важный вопрос. Мы помним, что случилось в прибалтийских республиках (бывших союзных), когда там начали требовать, чтобы все жители без исключения изучали их родной язык. Думаю, это не вызывает уважения к преобладающему этносу».

«Сейчас в национальных регионах некоренных жителей действительно заставляют изучать национальный язык - я знаю это от священников, которые там служат. Живете, к примеру, в Якутии – изучайте якутский. Такие перегибы в образовательной системе есть, так что обращение общественных деятелей своевременное», - отметил он.

«Человек, живущий в России, должен знать русский язык - чтобы не возникало языковых барьеров, - убежден отец Святослав. - А изучение национальных языков и сохранение этнической принадлежности - это, думаю, задача самого этноса. Должны быть национальные школы с его углубленным изучением. Для чего не-якуту изучать якутский? Это насилие над человеком, который, кстати, понимает: этот язык ему не пригодится».

«К тому же в национальных автономиях все понимают русский, языковых барьеров там нет. А на местных языках общаются в семьях, национальных коллективах. Да, у нас многонациональная страна, но у нас есть и государственный язык, все мы друг друга понимаем. Приедешь в Чечню или Дагестан - тебя там все поймут. Таксисты, продавцы в магазинах разговаривают по-русски. А русскому зачем изучать местные языки - тем более насильно? Я думаю, это неправильно», - заключил пастырь.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, полагает, что «конфликт двух интересов действительно есть. Первый выражают люди, написавшие заявление. Это, можно сказать общероссийский интерес: мы хотим оставаться в едином языковом пространстве, чтобы нас могли понять в любом регионе страны».

«Другой интерес выражают коренные жители национальных регионов. Они хотят, чтобы люди, проживающие на их территории, могли не только понимать язык "титульной" нации, но и правильно говорить на нем. Здесь главное - найти баланс. Я убежден: обе точки зрения правильные и должны быть рассмотрены законодательно так, чтобы избежать перекосов как в одну, так в другую сторону. Я считаю, что уж если ты проживаешь в национальной республике, то, независимо от своей национальности, должен владеть разговорным языком титульной нации», - подчеркнул отец Вячеслав.

«К сожалению, - посетовал он, - менталитет постсоветского человека, который привык общаться только на русском, почему-то настраивает его против всех остальных языков. Я считаю, это неправильно. Ты должен уважать культуру того народа, с которым проживаешь, и его язык как часть этой культуры. Я некоторое время жил среди мордвы и немного научился говорить по-мордовски. Мне кажется, это правильно. Плохо, если ты не можешь подать старому человеку воды и хлеба, не понимая, чего он хочет. Надо уважать своих соседей».

«Поэтому когда некоторые говорят, что нужно изучать национальные языки добровольно, я не могу с этим согласиться. Проживая в национальном регионе, нужно изучать русский язык как государственный, и второй язык - "титульной" нации. На мой взгляд, это было бы справедливо. Хотя у нас действительно есть проблема с изучением русского языка не только в национальных, но и в обычных российских школах. И ее нужно решать», - призвал пастырь.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, сказал: «Действительно, проблема в законодательстве. Очевидно, что образовательный стандарт и закон об образовании, которые недавно вступили в действие, предусматривают в качестве главного языка русский, а национальные языки рассматриваются как дополнительные элементы, включенные в программу. Но поскольку четко не прописано в законе, что русский должен превалировать, то вопрос на местах сводится к тому, что основное время отводится национальному языку, а русский изучают «по остаточному принципу».

«Нужно это скорее исправлять, - уверен отец Андрей. - Да, изучение национального языка должно быть связано с живой культурой в стране. А у нас около сотни национальных языков, и из них далеко не все активно используются. Есть национальные школы, где есть смысл этот язык преподавать, если на нем говорят и есть живые традиции. А формальное изучение будет только разжигать национальную рознь и конфликты, которые, как правило, вырастают уже в политические, что в наших условиях совершенно неуместно и не нужно».
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, заявил, что «недопустимо принуждение. Нам известна языковая история из Ветхого Завета, когда люди решили построить Вавилонскую башню, и у них ничего не получилось, потому что они не смогли друг друга понять. Этот очевидный пример говорит, что если люди хотят жить в одном государстве, они должны говорить на одном языке. Это вопрос глобальный, касается национальной политики государства. И если центральная власть во главе с Президентом не может добиться подчинения от региона, значит, надо что-то с этим делать. Язык - это нешуточный вопрос, из-за него разгораются войны, самый свежий пример – Украина».

«Понятно, что в любой империи, - а Россия многонациональна и является империей, - всегда в регионах существуют сепаратистские настроения, с помощью языка хотят добиться независимости от центра. Но в любой империи именно центр пытается объединить все регионы с помощью единой культуры, языка. Поэтому, думаю, стремление к изучению национального языка продиктовано именно политическими соображениями, а не практическими. Это недальновидная политика. Именно русский язык объединяет все наши народы, - подчеркнул отец Иоанн. - Мне кажется, люди сами должны понять, что такая политика против их дальнейшей благополучной жизни».

«В конце концов, Москва не проводит жесткой, тоталитарной, деспотичной политики насаждения русской культуры. На мой взгляд, политика вполне мягкая, лояльная и настроена на то, чтобы мирно жить вместе. Ведь война - это худший вариант развития. Мне кажется, тут хотя бы какая-то капля здравого смысла должна быть», - заключил пастырь.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.04.2024 15:46
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 15:14
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48