Славянский ход
продолжает путь по дорогам древних предков и городам современных народов, чьё происхождение сводится к общему корню. 28 июня делегация оказалась на земле, которая некогда была заселена западными славянами, а ныне принадлежит Германии. Это остров Рюген – местоположение древнего городища Аркона.
В незапамятные времена растущие славянские племена стали расселяться по северной и центральной Европе вслед за кельтами, однако постепенно и те, и другие ощутили на себе натиск германцев. Остров Руян, знакомый каждому по отсылкам к сказочному острову Буяну, вполне может быть сопоставим с германской Землёй Туле – обретённым раем на Земле, но только не в христианском понимании, а древнеславянском, которое повествует нам об Ирии. Здесь интенсивно шла торговля, развивались ремёсла, строились новые селения, но больше всего остров известен благодаря своему религиозному и научному центру – Арконе. Именно его культовые сооружения, сакральные камни, ныне омываемые тяжёлыми волнами Балтийского моря, издавна привлекали как переселенцев и паломников, так и иноземных захватчиков, мечтающих либо подчинить Аркону, либо уничтожить. Судьба была неумолима, избрав последний вариант. Датские крестоносцы выполнили волю короля Вальдемара, сровняв с землёй ставшее ему костью в горле языческое святилище Свентовита, по совместительству ставшее форпостом славян на Балтике. Таким образом, религиозный мотив давал датчанам возможность радикальным образом отобрать территорию другого народа. Немецкие орденские рыцари постепенно покоряли поморов и пруссов на побережье, и их скандинавские конкуренты не отставали в своих экспансивных устремлениях. Хотя удержать завоёванную землю им не удалось: позже руяне освободились от датского владычества, но позже приняли подданство Священной Римской империи и постепенно утрачивали идентичность под властью династии Габсбургов.
Сегодня Рюген – типичная немецкая провинция в составе федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания, место отдыха горожан с континента. Опрятные деревушки и городки, где так часто встречаются светлые каменные дома с поперечными балками во внешней облицовке, над крышами которых возвышается шпиль кирхи, вырастают между идеально размеченными сельскохозяйственными угодьями. На полях пасутся коровы и лошади, а за ними присматривают неторопливые, но строго пунктуальные хозяева. Формальная столица острова, Берген – небольшой нарядный город, соответствующий традиционным представлениям о немецкой градостроительной культуре; в других населённых пунктах встречаются многоквартирные блочные дома – наследие ГДР, как и заброшенные постройки советского военно-морского комплекса на мысе Аркона. Славянский корень, по сути, вырван. Мало что напоминает о кровопролитных боях, что велись за эту землю: весной 1945 года базировавшийся здесь гарнизон вермахта благоразумно предпочёл сдаться наступающей Красной армии, а древняя история известна не всем. Однако сохранились красочные сказания о продолжительной борьбе славян балтийского острова за свою независимость, преемство традиций и верность роду. Участники Славянского хода въезжали на Рюген, вспоминая строки об острове Буяне и слушая распевы о легендарном герое Боребое, прославленном руководителем историко-этнографического клуба «Белый камень» Василием Михайловичем Бутровым.
Различные религиозные традиции и мистические практики диковинным образом переплелись вокруг Арконы: старинные католические храмы, преобразованные после Реформации в лютеранские, уживаются с восстановленными на утёсах идолами, а стены старого маяка возле бывшего городища, превращённого ныне в музей, не только исписаны рунами, но и приняли буддистские мантры и тханки. На вершине маяка, возле места поклонения богу Святовиту, или Свентовиту, настоятель церкви Николая Чудотворца на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) отслужил очистительный молебен, чего явно ещё не знала эта земля, и что произвело впечатление на островитян и посетителей музея.
Также делегация посетила старинный храм в городке Альтенкирхе, в основание которого вмурован так называемый Камень Свентовита. Он намерено положен горизонтально, словно изображенная на нём фигура повержена. Это символ прошлого Руяна и одновременно – свидетельство победы христианства над язычеством. Впрочем, как обратил внимание историк П.В.Тулаев, на мощном древнем булыжнике высечен совсем не Святовит, а, вероятнее, его жрец, поскольку фигура не соответствует внешнему описанию могущественного и воинственного славянского божества. И победа католиков тоже недолговечна: реформа Мартина Лютера вытеснила их с острова, а теперь и кирхи пустеют без верующих, лишь время от времени наполняясь голосами любопытных туристов.
Участники Славянского хода вспомнили когда-то населявших Рюген славян и совершила религиозный акт, как часть самой живой и многочисленной Православной Церкви. Кроме этого наличествовал и культурно-просветительский элемент. На территории поместья Хофгут Волен состоялся концерт для местных жителей. Так и перед польской аудиторией, выступили музыканты Ирина Леонова и Андрей Кочетков, Борис Кувшиков, а также певец, актёр театра и кино Кирилл Хмелевский. Ансамбль «Белый камень» продемонстрировал немцам аутентичное звучание казачьих песен, став проводником в самое сердце подлинной национальной культуры и народной души. А особую миссию в наведении мостов выполнили лауреаты международных и межгосударственных премий – пианистка Наталья Латифова и сопрано Диана Редкобайкина. Они представляли академическую школу, исполнив арию для сопрано «Quie respexit» из Магнификат Иоганна Себастьяна Баха, «Русскую песню» Г.В.Свиридова и Песню Джудитты из оперетты «Джудитта» – на немецком языке. Молодые носительницы классики, которая для русских и немцев в XIX – начале ХХ века развивалась в одном направлении, олицетворяли былое имперское созвучие.
30 июня славянская делегация въехала в Баутцен – старинный город в Саксонии, впечатляющий роскошными видами крепостных и надвратных башен, буквально влюбляющий в себя сочетанием средневековых стен и ворот, сложенных из мощных неровных булыжников, роскошных площадей и дворцов в стиле барокко. Но главное, что он издавна считается столицей лужицких сербов, или сорбов. В нем дух аскетичных немецких рыцарей соседствует с яркой славянской культурой, выраженной в обычаях, танцах, костюмах, литературе и других формах национальной идентичности, представленных в Сербском музее. Они вплетаются в исторический ландшафт, как живописная набережная Шпрее на фоне Старого города, где за полуразрушенными стенами покоятся выдающиеся деятели серболужицкого народа. Город также известен как Будишин, и характерно, что все указатели улиц дублируют немецкие названия на верхнелужицком языке готическим шрифтом, что наглядно демонстрирует сочетание культур. Примечательно, что в отличие от сербов Верхней Лужицы, жители Нижней Лучицы не испытали такого сильного немецкого влияния, но зато в их языковых и бытовых особенностях проявляется сильный польский след.
Славянский ход посетил культурный центр сербской организации «Домовина», члены президиума Всеславянского союза пообщались с сотрудниками издательства и журналистами, однако это общение было омрачено отсутствием приглашения официально выступить на площадке культурного центра. Специалисты по славистике, как Михаил Дронов, предупреждали, что для части сорбов предпочтительнее конформистская позиция, в силу чего славянское движение им не настолько интересно. После общения с официальными лицами члены делегации посетовали на отношение, выразившееся в словах: «Выступить в культурном центре нельзя, но можете рядом – это ваше дело». Такое выражение братских чувств серьёзно опечалило многих участников хода, однако руководитель О.А.Платонов посоветовал не ставить на них крест, ссылаясь на то, что их славянское нутро ещё живо, несмотря на то, что элиты пропускаются через жёсткое германское сито. Иллюстрацией этим словам послужила реакция многих простых лужицких сербов, случайно встреченных на улице и подходивших к делегации, чтобы выразить почтение. Один из них даже торжественно запел «Боже, Царя храни», увидев триколор. Именно ради этих людей активисты славянского движения и хотят работать дальше.
Покидая остров Рюген, отец Кирилл отметил, что зверства немцев во времена Второй Мировой войны никогда не будут забыты, но вместе с тем приходиться признавать, что с ними даже проще договориться, чем с поляками или некоторыми другими славянами, и постоянные обвинения в преступлениях нацистского режима и оскорбления в их адрес, сохраняющиеся сегодня, это перебор и другая крайность. Оставляя Германию, член Изборского клуба, философ Пётр Калитин рекомендовал разделять прошлое Германии в лице Третьего рейха и современные консервативные силы этой страны, поскольку последние в целом поддерживают нынешний курс России и отрицают сложившийся миропорядок. По его мнению, эти здоровые силы, не входящие в славянский мир, вполне могут быть идейными союзниками в направлении сохранения традиций, идентичности и суверенитета в противовес разрушительным процессам, поразившим мир, ведомый западным глобализмом.
Филипп Лебедь, журналист