Известный американский писатель, стоявший у истоков концепции постиндустриального общества, Элвин Тоффлер скончался в США, пишет
Накануне.ру.
«По теории американских философов, в плеяде которых и появился Тоффлер, в постиндустриальном обществе основой экономики является развитие информационных технологий и сфера услуг, искусство, и главенствующим в обществе становится "креативный класс", - пишет издание. - Из-за заманчивости такого рая на Земле многим показалось совершенно естественным перейти от нудной и тяжелой жизни, какой представляли ее идеологи "Третьей волны", – к легкой, разнообразной, беззаботной – в экономике потребления.
По теории Тоффлера, наши родители и деды трудились в поте лица, вставали по звонку в пять утра, всю жизнь работали на заводах – не потому, что создавали и укрепляли необходимые и сейчас отрасли и оборону страны, а просто потому, что им не повезло родиться во время "Второй волны". Нам же сказочно повезло жить в постиндустриальном обществе, где нет необходимости в тяжелом труде и в фундаментальном знании, где можно заниматься только творчеством, активными продажами и туризмом - жизнь - это "вечеринка", семья приобретает новые формы: коммуны, "гомосексуальные браки", чайлдфри.
Вера в рай "постиндустриального общества" привела Запад к частичной деиндустриализации (вспомним Детройт), но тяжелый труд никуда не пропал, промышленность просто перевели в азиатские страны, разрешив Западу стать цивилизацией менеджеров по продажам. А наша страна, разгромив промышленность, до сих пор живет за счет "нефтяной иглы" и требует продолжения банкета.
Как и предсказывал Тоффлер в 70-х – сегодня меняются и фундаментальные основы воспроизводства человека, идеологи постиндустриализма объясняли "упрощение семьи": в допромышленное время семья состояла из огромного количества людей - "бабки, дядья, деды, тетки, двоюродные братья и сестры", но такие семьи не подходят для индустриального общества, что привело к "нуклеарной семье", состоящей только из родителей и детей… Однако супериндустриализация требует еще большей мобильности, поэтому можно ожидать, что в будущем многие останутся бездетными, и семья приобретет самую простую форму: мужчина и женщина.
Стоит учитывать, что писал об этом Тоффлер еще в 70-80 гг., когда традиционные семьи казались чем-то незыблемым, но сегодня такие вещи, как "гомосексуальный брак" и семьи-коммуны, о которых писал Тоффлер, в "цивилизованных странах" становятся реальностью у нас на глазах».
Для России Тоффлер сыграл свою роль - он консультировал Михаила Горбачева в 1986-1991 гг. В 2007 г. Элвин Тоффлер посещал Россию и участвовал в VII Глобальном стратегическом форуме «Будущее — в поисках координатора?».
Доктор экономических наук, профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов в интервью Накануне.ру объяснил, каким образом эта теория способствовала созданию экономик неоколониального типа и «паразитированию» одних государств на других.
Он отметил, что концепция «постиндустриального общества» была сформулирована еще до Тоффлера Даниэлем Беллом. «Я помню, учился в институте почти полвека назад, и уже тогда в учебниках была критика постиндустриального общества Даниэля Белла. Ребята вроде него и Тоффлера – это обслуга "вашингтонского обкома партии", это, так будем говорить, эксперты, которые обеспечивают идеологическую работу Вашингтона, проводят операции по информационно-психологическому давлению на другие страны. И эта теория обслуживает интересы США», - подчеркнул эксперт.
«В данном случае речь идет о том, что США, пытаясь поставить под свой контроль другие страны, навязывают им представление о том, что, во-первых, не надо иметь полный набор отраслей, а достаточно использовать преимущество международного разделения труда. Грубо говоря, нужно превратить многоотраслевую экономику в монокультурную экономику, а это экономика колониального типа. А во-вторых, зачем вообще многим странам реальный сектор экономики? Нужно создавать "экономику знаний". Сейчас по линии Высшей школы экономики россиянам "компостируют" мозги насчет того, что нашей стране нужна "экономика знаний". Извините, человек, прежде всего, хочет кушать, одеваться, а в России еще и обогреваться. А "экономика знаний" – это мыльные пузыри», - пояснил экономист.
«Естественно, местным работникам идеологического фронта, обслуживающим интересы "Вашингтонского обкома", надо опереться на какие-то более раскрученные авторитеты. А такими раскрученными авторитетами являются Даниэль Белл и Тоффлер. В них были вложены гигантские средства, чтобы их раскрутить, распиарить – ради того, чтобы у всех на подкорке, на подсознании сидело, что надо стремиться к постиндустриальному обществу, - считает Валентин Катасонов. - А сегодня "постиндустриальное общество" очень помогает зомбировать страны "золотого миллиарда". Потому что страны "золотого миллиарда" паразитируют на китайской экономике, паразитируют на экономиках других стран периферийного капитализма. Эти страны поставляют им что-то реальное, материальное, а эти ребята создают постиндустриальную экономику - а это в основном все финансовые пузыри».
Он отметил, что «добрая половина сферы услуг – это финансовые услуги. Вот, собственно говоря, куда все направлено».
«Евросоюз – это проект США, и это ни для кого не секрет, - полагает эксперт. - Естественно, проект имел мощное идеологическое обеспечение, поэтому, конечно, надо было зомбировать европейцев, надо было зомбировать и греков – потому что у греков была достаточно сложная структура экономики, а им доказывали, что они будут пользоваться преимуществами разделения труда в рамках Европейского союза, в рамках мирового разделения труда. Например, у них было развито судостроение – теперь никакого судостроения нет. Это было примерно так. Им говорили: ребята, зачем вам одежда? Раздевайтесь. Они разделись и вдруг осознали, что просто были под каким-то гипнозом. А теперь, извините, холодно. Хочется одеться, а одеться не во что. Это все манипуляции в чистом виде».
«Экономика на час – это такой банкет, который кончается тяжелым похмельем, причем для некоторых и летальным исходом, - предостерег он. - Потому что, собственно, экономика Запада на протяжении примерно 40 лет перестала развиваться, ну а сегодня - фактически и вся мировая экономика. В результате Холодной войны Запад фактически завершил глобализацию. А дело в том, что в 1970-е гг., о чем я много раз писал, произошел переход от Бреттон-Вудской золото-долларовой системы к бумажно-долларовой системе – это так называемая "ямайская система". Ребята, которые контролируют печатный станок ФРС, нуждаются в том, чтобы был спрос на "зеленую бумагу", и поэтому им надо надувать любые пузыри и монетизировать их. Это могут быть пузыри фондовых рынков, это могут быть пузыри так называемой "интеллектуальной собственности", это могут быть пузыри, связанные со строительством объектов недвижимости, которые не реализуют, это ипотечные кредиты банков, которые уже в Дании и Бельгии выдают под отрицательный процент».
«Делается все возможное и невозможное для надувания этих пузырей, - констатирует экономист. - Но дело в том, что нормальная экономика, как нормальное пиво, должно иметь пену – должна иметь сферу услуг. Специалисты в области пива говорят, что пена должна быть процентов десять в кружке. А если пена 90% - это уже не пиво. Вот постиндустриальное общество – это кружка с 90% пены».
«Дело в том, что перепроизводство денег, как и перепроизводство обычных товаров, ведет к падению цены, - пояснил он. - Сегодня деньги приобрели отрицательный процент. Понятно, что деньги под отрицательный процент ни юридические, ни физические лица размещать в банках не будут. Поэтому заканчивается эра наличных денег, начинается эра безналичных денег, практически создается гигантский мировой электронно-банковский концлагерь. А там все очень жестко. Если ты не согласен с системой, если ты в своем поведении и даже в мыслях уклоняешься от системы, то тебя просто блокируют, и ты становишься изгоем, фактически это такая своеобразная форма умерщвления несогласного члена общества. Это намного более гуманно, чем газовая камера в Освенциме».
«Тоффлер и его оппоненты тоже догадывались, к чему это может привести. А ведет это к "мировому концлагерю", ведет к геноциду, - предупредил экономист. - Возможно, к созданию мирового правительства и дальше - по Апокалипсису. Да, говорят, это фантазия. Но когда внимательно читают Апокалипсис, то видят, что все реально соответствует написанному».
«Макс Вебер писал в своей известной, тоже раскрученной книге, "Дух капитализма и протестантская этика", о том, что возникновение капитализма связано с появлением протестантизма. А его оппонент, который в то же самое время жил в Германии, и они даже в одном университете с ним работали, Зомбарт - он написал книгу "Евреи и хозяйственная жизнь", и он доказывал, что именно евреи являются носителями духа капитализма. Но я особого противоречия в их позициях не вижу, потому что протестантизм, как сказал один мудрый богослов, – это незаконнорожденное дитя католицизма и иудаизма, - отметил Валентин Катасонов. - Это становится очень актуально, когда мы видим, как сегодня борется Ватикан с Израилем, и с этой иудействующей верхушкой».
«Я тут намедни беседовал с активистами и идеологами КПРФ, - рассказал эксперт. - Они со мной согласились, что безрелигиозных обществ не бывает, и неверующих хоть во что-то тоже не бывает, просто у них своя вера. Свои кумиры –
Ленин, Маркс. Что я хочу этим сказать – капитализм – это, по сути дела, закамуфлированное антихристианство. И в этом смысле многие склонны полагать, что сегодня Россия остается последним оплотом христианства. Мы только что были свидетелями так называемого
Всеправославного собора на Крите, его святые отцы назвали "волчий", разбойничий собор, и, слава Богу, что мы не поехали на него. Это как раз то самое разделение мира в последние времена. Но Россия в этом смысле имеет особую миссию. И если говорить о религиозном осмыслении, то, как говорил апостол Павел, Россия - сдерживающий фактор, и если падет, то и произойдет то, что описано в Апокалипсисе. Но опять-таки, я не сторонник драматизирования, есть некоторые признаки, которые показывают, что на наше время борьбы еще хватит».
Профессор считает, что «так называемый "креативный класс" – это очередная придумка идеологов "вашингтонского обкома партии", потому что "креативный класс" отстаивает интересы хозяев денег, и тут есть несколько профессиональных групп "креативного класса": одни транслируют определенные идеи, другие заняты разработкой информационных технологий, компьютерных программ, агротехнологий типа ГМО, но им не нужна космическая технология. Необходим только тот спектр технологий, когда креатив выполнит свои дела – будет уже никому не нужен. Средний класс в Америке чувствует, что его дни сочтены. Креативность нашего среднего класса заключается в том, чтобы заниматься какими-то операциями купли-продажи, и у него мало на самом деле этих креативных идей, которые что-то создают в реальном секторе экономики. У них своеобразные направления технического процесса».
«Постиндустриальное общество – это мифология, навязанная нам Западом, - убежден эксперт. - Надо сказать, что в советское время эта мифология подвергалась конструктивной и очень обвинительной критике. Когда начались реформы, мы начали переписывать учебники и восхвалять эту теорию. Стали развивать теории постиндустриального общества. И теперь мы видим по нашей экономике и по нашему обществу, к чему это привело».