Святые завершают воплощение Божие

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 1-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
658
Время на чтение 5 минут
В праздник Всех святых Церковь говорит о высоком вечном призвании каждого человека. Но как удалился мир от знания тайн, на которых всегда строилась жизнь! Мы знаем, что качественный скачок науки дает возможность сегодня некоторым ученым выдвигать гипотезу о человечестве-мутанте, о постчеловечестве, о «биологической революции». Разве генетика не приводит фактически к неразличимой общности между человеком и животным? Современные исследования науки предлагают возможность создания искусственного мозга — искусственного разума, то есть говорят о сходстве человека и машины. Скоро, внушают нам, будет трудно определить, что такое человек. Многие уже не могут этого сделать. Человек — это «полуфабрикат» — таков новый философский термин, модный сегодня. Для нас несомненно одно — мир стоит в растерянности перед собственными достижениями. Что должна делать Церковь в этой ситуации? Как объяснить, где выход? Есть ли такие люди, которые могли бы это сделать?

Выход, согласно логике жизни, — в возвращении к богооткровенной истине. В каком-то смысле можно согласиться с утверждением, что человек — это «полуфабрикат». Одно из самых главных слов Евангелия — слово Христа Никодиму: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3, 3). «Как может человек снова родиться, будучи стар?» — отвечает Ему искушенный в ветхозаветной мудрости Никодим. Родиться снова! Это одно из самых главных слов Писания, которое сегодня исключительно актуально. Человек не полностью сформирован, вся жизнь его — постоянное становление. И сегодня со стороны психологов, этнологов, биологов мы видим стремление умалить человека, свести его к его гландам, к его нервам, к его архетипам, к его предкам, к животным, или еще проще — к некоему механизму. «Нет никого, никто не мыслит, за нас думают механизмы, никто ничего не хочет, есть биологическая пульсация, которая решает все, человека не существует».

Есть что-то очень скорбное в самой констатации этого нигилизма. Он естественно приводит к полной дезориентации значительной части людей, главным образом, молодежи, которая сегодня абсолютно обманута, и которая действительно руководствуется уже только своими инстинктами, потому что все, что имеет подлинную ценность, без конца попирается.

Человек еще не родился, мы можем его умалять (или возвеличивать), благодаря множеству экспериментов над ним, каждый раз как будто подтверждаемым. Большую часть времени, почти всегда, его жизнь доведена до автоматизма, восходящего к его далекому детству или к животному началу — какая разница! Почти всегда он — «полуфабрикат», и действует согласно этому. Вот почему слово Евангелия бьет нас в самое сердце: «Должно вам родиться свыше». Рождение по плоти — ничто с человеческой точки зрения. Оно ничего не значит. Подлинное рождение должно наступить, подлинное рождение — впереди нас.

Но как может оно совершиться? Что может способствовать ему? Что может привести к нему? Это поистине тайна, в ней — все богатство Евангелия, ведущее нас к общению Любви. К встрече с Любовью, которая делает живыми наши каменные сердца, камень наших сердец, и дает нам возможность обрести неложную свободу.

Никто не может узнать, что это такое, кроме как Духом Святым. На самом деле, нет ничего проще этого, нет ничего выше. Но это можно узнать лишь Духом Святым, Которого не видел никто, кроме как в новом рождении, в совершенстве нашей свободы. Да, свободы по отношению ко всему, что является «полуфабрикатом», свободы до глубины нашего существа, там, где обретается наше живое общение, чистая устремленность к этому лику Любви, который святые отцы называют «красотой всегда древней и всегда новой».

Поэтому нет никаких сомнений, что все наше рождение — в этом рождении, в этом новом источнике, существующем прежде нас. В устремленности к этому источнику есть некий риск, но стоит ради него рисковать собой. Путь к нему относительно легкий, потому что всякий, кто пойдет этим путем, прикоснется к красоте «всегда древней и всегда новой» — там, где истина. Она и есть это высшее благо, то добро, которое называется благодатью. И только здесь бессмертная человеческая душа узнает подлинную свободу.

Но если это так, если подлинный человек существует прежде нас, если речь идет о рождении, в котором мы становимся самими собою, мы можем родиться только в живой связи с Богом, в нас пребывающем.

Мы знаем измышленного Декартом собственного бога, который дает вселенной первоначальные импульсы, а потом оставляет ее самой развиваться. В нем — только начало первого движения, он не поднимается до Духа. Этот бог двусмыслен и неприемлем для христианского сознания. Потому что «в начале было Слово», Которое дает нам жизнь и зовет нас стать самими собою.

Бога познают по мере любви к Нему. Поэтому речь идет о том, чтобы мы всегда углублялись в этом сокровенном общении с Богом, открывающим нам наше лицо. Подлинный лик Божий будет являться нам в преодолении всех ограничений нашего ума, всех заблуждений, потому что мы будем следовать за Богом как источником нашей подлинной жизни.

Кто покажет нам реальность этого пути? Наши святые, великое множество их, явленное во все времена. И все, кто именуется христианами, призваны к святости. Среди нынешней беспросветности и всеобщего уныния мы должны обращаться прежде всего к ним. Мы обращаемся к святым — не для того, чтобы они облегчили нам жизнь, избавив нас от всяких усилий, но чтобы показали нам смысл нашего существования, чтобы вдохновили нас, чтобы дали нам узнать подлинный вкус свободы, когда она означала освобождение от всякого рода «полуфабрикатов». От всего, что мешает нам достигнуть достоинства нашего человеческого призвания.

Мы предстоим перед всеми этими свидетелями (самые малые из них, которые не оставили имени в истории, не менее самых великих святых), радостно узнавая, что они были прежде всего любящими и смиренными. В научении их любви и смирению, а не просто в восторге перед вдохновенными текстами и самыми красивыми на свете словами, можем мы начать постигать, что значит соединиться с Иисусом Христом. По крайней мере, эти тексты всегда становятся живыми в подвиге тех, кто жизнью своей продолжает писать Христово Евангелие.

Какое чудо через лицо святого Сергия Радонежского, святого Серафима Саровского, святого Силуана Афонского, святого Иоанна Кронштадтского, святого Амвросия Оптинского, святого царя-страстотерпца Николая увидеть лик Божий, ощутить Его жизнь в наших сердцах, пережить в себе этот зов к освобождению, где мы станем наконец самими собою!

Святые являют призвание Божие, святые завершают Воплощение Божие, которое может быть для нас реальным, лишь когда Христос воплощается в нас. Святые показывают, что наше познание Бога, наше знание Бога соответствует нашему единству с Ним или, вернее, исходит от единства с Богом. Христианство не есть религия книги. Это религия Бога Живого, всегда верного, Бога, Которого надо встретить и узнать сегодня. Но как Его встретить? В каком направлении идти, чтобы увидеть Его?

Святые ставят Его в центре нашей духовной жизни, потому что они святы в той мере, в которой они освободились от себя. И они освободились от себя в той мере, в какой они соединили себя с Богом, которого они сообщают нам как присутствующего среди них. Святой — это тот, через которого можно увидеть лик Божий. И ничто так необходимо в нашем восхождении к Богу — в мире, где все меньше и меньше верят книгам и советам, где все нападки на Церковь сводятся к тому, что «мы уже слышали это тысячу раз».

И если мы хотим узнать сегодня, что такое святость, мы должны тоже стать святыми. В этом смысл нашего христианского призвания, которое есть настоящее, в конечном счете, наше подлинное освобождение, которое идет до последней глубины жизни в общении с Богом, и более сокровенно для нас, чем все самое сокровенное в нас.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: Святые завершают воплощение Божие

"Чтобы избавиться от "полуфабриката", Наука должна сказать, что в основе природы вещей лежит Инстинкт. Но это не природный апостериорный инстинкт, который произошел от Инстинкта, после Потопа. Есть Инстинкт априорный и есть инстинкты апостериорные. Разница огромная. Например, в первом Инстинкте животные живут в мире и согласии. Во втором инстинкте их инстинктивное отношение перераспределено в известных ролях хищника и жертвы. Но истина - не во втором инстинкте, а в первом Инстинкте. Надо только сделать это понятным для восприятия. Впрочем, мы все это как-бы знаем. Мы знаем,что есть высшая правда и красота, идеальная, в которой все живут в мире , пользе и согласии, дополняя друг друга.Отсюда исходит вдохновение. Но видим и реальную картину того, как инстинкты правят в мире животном. И наш ум, пока, не в силах примирить первое и второе в духе и идее способной объяснить понимание первенства Инстинкта и вторичности инстинктов. Ну, во-первых, потому, что брезгуя всякими философиями, брезгуют и Философией!" "... Разве не знаете, что святые будут судить мир? ..." (1 Кор.6.2 ) СВЯТЫЕ БУДУТ МИР СУДИТЬ, ОНИ ВСЁ ЗЛО ПРЕОДОЛЕЛИ, ОТ ДУХОВ ЗЛОБЫ УЦЕЛЕЛИ, А ЗНАЧИТ - ВПРАВЕ С БОГОМ БЫТЬ: ЦАРИ, ПРОРОКИ, ПАТРИАРХИ, ВЕСЬ СОНМ СВЯТИТЕЛЕЙ СВЯТЫХ ОСУДЯТ ГРЕХ ЕРЕСИАРХОВ, ГОНИТЕЛЕЙ И ДУХОВ ЗЛЫХ ; СВЯТЫЕ ЖЁНЫ - ЖЕН БЕСПЕЧНЫХ, БЛУДНИЦ И ВСЕХ ДЕТОУБИЙЦ, ЧТО СТАЛИ ЖЕРТВАМИ НАВЕЧНО КОВАРНЫХ ДУХОВ-КРОВОПИЙЦ ; ОСУДЯТ ПОСТНИКИ, АСКЕТЫ - СЛАСТОЛЮБИВЫХ ГОРДЕЦОВ, ЧТО УПИВАЛИСЬ В ЖИЗНИ ЭТОЙ ТВОРЕНЬЕМ СКВЕРНЫ И ГРЕХОВ; ОСУДИТ КРОТОСТЬ И СМИРЕНЬЕ - ГОРДЫНЮ, ЗЛОБУ, ДЕРЗОСТЬ СЛОВ, ОСУДИТ МУДРОСТЬ - САМОМНЕНЬЕ, А "ОВЦЫ" - "КОЗЛИЩ" И "ВОЛКОВ"; А ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ, ПРОНЕСШИЕ СВОЙ КРЕСТ ХРИСТОВ, ОСУДЯТ ЛОЖЬ И МУДРОВАНЬЯ СЕКТАНТОВ И ЕРЕТИКОВ ... ТАКОЕ ПРАВО ТЕМ ДАЁТСЯ НА СТРАШНОМ, ПРАВЕДНОМ СУДЕ, КТО ДРУГОМ БОЖЬИМ НАЗОВЁТСЯ, ЗА БОГОМ СЛЕДУЯ ВЕЗДЕ ... ЕСТЬ СМЫСЛ ТРУДИТЬСЯ И СТАРАТЬСЯ И В МЕРУ ГОСПОДА СОЗРЕТЬ, ЧТОБЫ БЛАЖЕНСТВОМ УВЕНЧАТЬСЯ И СЫНА БОЖИЯ УЗРЕТЬ ... ЕЙ, ГРЯДИ, ГОСПОДИ ! АМИНЬ.
yazva / 26.06.2016, 12:57

2. Re: Святые завершают воплощение Божие

Чтобы избавиться от "полуфабриката", Наука должна сказать, что в основе природы вещей лежит Инстинкт. Но это не природный апостериорный инстинкт, который произошел от Инстинкта, после Потопа. Есть Инстинкт априорный и есть инстинкты апостериорные. Разница огромная. Например, в первом Инстинкте животные живут в мире и согласии. Во втором инстинкте их инстинктивное отношение перераспределено в известных ролях хищника и жертвы. Но истина - не во втором инстинкте, а в первом Инстинкте. Надо только сделать это понятным для восприятия. Впрочем, мы все это как-бы знаем. Мы знаем,что есть высшая правда и красота, идеальная, в которой все живут в мире , пользе и согласии, дополняя друг друга.Отсюда исходит вдохновение. Но видим и реальную картину того, как инстинкты правят в мире животном. И наш ум, пока, не в силах примирить первое и второе в духе и идее способной объяснить понимание первенства Инстинкта и вторичности инстинктов. Ну, во-первых, потому, что брезгуя всякими философиями, брезгуют и Философией!
Бондарев Игорь / 26.06.2016, 08:21

1. Марина

Спасибо редакции за проповеди о. Александра!
Marinakr07 / 26.06.2016, 07:52
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Идущий налегке может идти далеко и быстро
Евангелие субботы (Лк, 40 зач., 9, 1—6)
16.11.2024
Одежда благочестия не всегда будет прикрывать нас
Евангелие пятницы (Лк, 63 зач., 12, 2—12)
15.11.2024
Кому не страшно жить
Слово в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских
14.11.2024
У истинных обличителей греха всегда будет много врагов
Евангелие четверга (Лк, 62 зач., 11, 47—12, 1)
14.11.2024
Благоприятная атмосфера для прихода антихриста
Евангелие среды (Лк, 61 зач., 11, 42—46)
13.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Человек не может одним глазом смотреть вверх, а другим вниз
Евангелие вторника (Лк, 60 зач., 11, 34—41)
12.11.2024
Как мы можем уподобляться иудеям во времена земной жизни Спасителя
Евангелие понедельника (Лк, 59 зач., 11, 29—33)
11.11.2024
Как тебе имя?
Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
09.11.2024
Духовные отношения — самые высокие и святые в нашей жизни
Евангелие субботы (Лк, 36 зач., 8, 16—21)
09.11.2024
Жизнь каждого человека определяется его отношением ко Христу
Евангелие пятницы (Лк, 58 зач., 11, 23—26)
08.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
16.11.2024 08:03
Внимая Божьему веленью
Новый комментарий от Игорь Ал
15.11.2024 23:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09