Общественный уполномоченный по защите семьи в Санкт-Петербурге и
Ленинградской области Ольга Баранец обратилась с открытым письмом к председателю Государственной Думы РФ С.Е. Нарышкину и председателю Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству П.В. Крашенинникову, сообщает
Regions.ru. В письме, в частности, говорится:
«14 декабря 2015 г. Верховный суд РФ, руководствуясь рекомендациями Президента В.В.
Путина, подготовил и внес в Госдуму законопроект № 953369-6 о декриминализации (т.е. отмене уголовной ответственности) некоторых преступлений небольшой тяжести. К ним, в частности, были отнесены побои, совершенные впервые... Предложенный подход позволил бы улучшить ложную и опасную правоприменительную практику последних лет, по которой правоохранители изредка возбуждали уголовные дела за физические наказания детей родителями (напр., ремнем), подводя их под статью Уголовного кодекса о побоях. Это направление практики резко критиковалась как специалистами, … так и родительским сообществом, поскольку лишало родителей права применять разумные физические меры воздействия в отношении ребенка...
Однако благое начинание Верховного суда РФ было полностью извращено… Сейчас норма ст. 116 УК позволяет в случае ее применения (неоправданного!) к родителям, наказавшим детей ремнем, назначить им не более полугода исправительных работ. А согласно новым поправкам предлагается сажать родителей на 2 года в тюрьму за банальное наказание ребенка, от которого никакого вреда здоровью ребенка не было. Это лишение родителей конституционного права воспитывать своих детей, поскольку это право предполагает использование родителями различных мер воздействия на ребенка, как поощрений, так и наказаний…
Согласно проювенальным поправкам подкорректирована также статья Уголовно-процессуального кодекса РФ, которая переводит побои из дел частного обвинения в дела частно-публичного обвинения (ст. 20 УПК РФ). То есть если сейчас за примирением родственников дело о побоях правоохранители обязаны закрыть, то после принятия поправок такой обязанности у них не будет...
О каком авторитете родителей, о какой устойчивости семьи может идти речь, если родители постоянно находятся "под прицелом" у детей и других членов общества, и любой их относительно строгий воспитательный шаг может привести к лишению свободы на срок до двух лет!»
Согласно опросу 2012 г., 56% опрошенных в детстве получали от родителей шлепки (из мужчин – 51%), 34% наказывали ремнем (из мужчин – 43%). 33% опрошенных родителей признались, что им случается применять телесные наказания к своим детям.
«Должны ли телесные наказания, применяемые родителями к детям (разумеется, в тех случаях, когда об опасности здоровью речь не идет), считаться преступлением? Не станет ли такая политика государства разрушением семьи?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает, что, конечно, эти меры могут привести к разрушению семьи.
«Предлагается же узаконить безнаказанность детей, что будет накладывать серьезный отпечаток на их воспитание. Наши традиции воспитания в какой-то мере допускают телесные наказания – разумеется, без ущерба здоровью ребенка. И это, мне кажется, совершенно нормальное средство воспитательного воздействия, чтобы вырастить нормального, здорового, нравственного человека, который понимает, что можно делать, а что нет. А когда для ребенка не существует слова «нельзя», когда практикуется вседозволенность, это разрушительно не только для личности самого ребенка – будущего члена общества, но и для общества в целом. Это формирует человека-потребителя. Так что телесное наказание ни в коем случае не должно считаться преступлением. Но оно ни в коем случае не должно быть проявлением жестокости родителей. А в первую очередь нужно стремиться объяснить ребенку, как поступать правильно, что такое добро и зло», - заключил священник.
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная
Москва», полагает, что всегда нужно исходить из интересов ребенка.
«А для него нет ничего хорошего в том, что один из родителей (тем более - единственный) попадет в тюрьму. Да, бывает, что взрослые иногда явно превышают пределы допустимого, попросту издеваясь над детьми, и это надо прекращать любыми средствами. Но самое тяжелое наказание для детей – уж точно не мамин шлепок сгоряча. Постоянное жестокое психологическое давление, лишение родительской любви - вот где трагедия, и "аукается" она потом уже взрослым людям долгие годы. Выход я вижу лишь в одном: в добровольном принятии и родителями, и детьми того, что мы, христиане, называем "иго Христово" - то есть добровольное послушание Его заповедям, образу жизни, который Он предлагает для всех верующих. Родители должны помнить, что даже кажущееся легким наказание ребенок может воспринять очень болезненно - если это делают с откровенной злобой. В доме должна царить любовь. А к законодательным инициативам в этой сфере я отношусь скептически», - подчеркнул он.
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, считает, что вряд ли такие действия должны быть криминализированы – это в итоге приведет к разрушению семьи.
«Если ребенок, которого наказали, всякий раз будет обращаться в полицию, в суд, у нас в стране просто вырастет огромное количество Павликов Морозовых. С другой стороны, я не понимаю, зачем бить детей ремнем. Это какой-то неуместный пережиток. Родители, которые практикуют телесные наказания детей, расписываются в своей педагогической несостоятельности. Понятно, что в некоторых случаях ребенок, совершивший серьезный проступок, может быть наказан за это другими людьми, и родители в целях профилактики сами наказывают ребенка таким способом. Но тогда они должны понимать: проступки ребенка – следствие их собственного неправильного воспитания, и виноваты в этом они сами, а не ребенок. Поэтому прежде чем побить ребенка, следует подумать: "А не нужно ли наказать самих себя?" Иначе способы наказать родителей будет искать общество. Так что хочешь наказать ребенка - накажи вначале себя: положи на себя епитимью, пост, молитву, воздержание», - заключил о. Серапион.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, отметил, что жестокость в семье – это плохо, но наказывать ребенка все равно приходится, - в том числе, бывает, и ремешком.
«И меня моя мама гоняла вокруг стола, - сейчас, получается, это попало бы под уголовную статью. А если у ребенка отец был в тюрьме, вышел условно-досрочно, дал подзатыльник, значит, снова пойдет "на зону"? Это уже не шутки! У нас есть практика: если человек попадает в больницу с телесными травмами, и они носят бытовой характер, врач подает сигнал в прокуратуру, и я с этим согласен. Но еще я считаю, что ребенок не должен иметь возможность "стучать" на своих родителей. А то мама за ремешок, а ей сын в ответ: "Ты в тюрьму захотела?" Он ведь даже не понимает, как горько будет в детском доме, как потом будет просить прощения, чтобы отпустили мамочку и отправили его домой. Потому что это ребенок, он не способен принимать серьезные решения. А возбуждать уголовное дело или нет должны решать только взрослые, и не по жалобе детей, которых отшлепали по попе. А то социальные работники иногда такое усердие применяют, что кажется, они премии получают за пополнение детдомов. Безусловно, в случае грубых истязаний в семье, - и это касается не только детей, но и женщин, - надо возбуждать уголовное дело. Но и тут есть разные ситуации, если жена умоляет простить мужа, можно и простить. И не надо забывать, что благими намерениями дорога выстлана известно куда. О чем и говорят новые поправки в законодательство», - заключил священник.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил: «Хочется, чтобы в государственной политике в отношении семьи всегда торжествовал разум. Понятно, что в судебной практике можно встретить разные крайности, бывают перегибы в ту и другую сторону. При этом если нормальную семью разрушают неправосудно, в результате судебной ошибки или неверного толкования закона, это плохо, но еще не самое плохое. Хуже, когда против нормальной семьи закон и направлен».
«Убежден, в нормальной семье, где адекватные родители воспитывают детей, ни у одного ребенка не возникнет желания жаловаться на своих родителей в какие-то органы. Так что изначально семья должна быть полноценной, где есть доверие между детьми и родителями. И, конечно, каждый случай надо рассматривать очень пристально. В тонкой материи отношений детей и родителей нужен индивидуальный подход, а не формальный, который как раз очень часто ломает семьи. В физическом наказании я ничего плохого не вижу, если есть положительный результат. И родители должны просчитывать заранее, каким будет этот результат. Если порка ремнем позволила добиться того, что ребенок плохо поступать никогда не будет, тогда результат хороший, а если после порки ребенок пожаловался в прокуратуру, эффект очевидно отрицательный. То есть это вопросы к родителям: если ты запугал детей так, что они тебя ненавидят, значит, действительно в семье неладно. Кроме уголовного преследования нужно положительное семейное воспитание. Надо в СМИ, по центральным телеканалам больше рассказывать о нормальных семейных отношениях, как должны воспитывать родители детей. Потому что нормальные дети воспитываются только в полной нормальной семье, а таких сегодня очень мало, всего около 10%», - заключил священник.