До недавнего времени было известно, что святитель Лука после первой своей ссылки, в 1926 году навестил в Черкассах родителей и брата. Установлен адрес, где они проживали: ул. Суворовская, 53 (ныне ул. Байды Вишневецкого; примечательно, что на этом месте с советских времён находится городская поликлиника № 4 - «Фотоприборовская», на этой же улице, в трёх кварталах, - Медицинский колледж). В Черкассах брат святителя Владимир Феликсович имел в годы НЭПа адвокатскую практику. Исследователи позже установили, что Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (в будущем владыка Лука) впервые попал на территорию нынешней Черкасской области, в г. Золотоношу, в 1908 году, где проживали родственники его жены Анны Васильевны Ланской (1881-1919). В селе Деньги, расположенном в 12 км. от Золотоноши, он проработал почти три месяца.
Приложение к Отчету Золотоношской земской управы за 1908 г. гласит: «В Деньговском участке врач фон Крузе уволен 21 июня 1908 года, а его место занял лекарь Ясенецкий Войно, который потом уволен по прошению 16 сентября этого же года». Известно, что в тот год в Деньговской больнице было сделано 114 операций. Несомненно, - несколько десятков провёл будущий святитель Лука.
В с. Деньги в 2012 году, в честь 135-летия святителя, был открыт памятник – мемориальный камень с портретом святителя Луки. В тот мирный ещё год на торжества приезжал из Греции игумен Нектарий (Антонопулос) – настоятель монастыря Преображения Господня Сагмата. Отец Нектарий чрезвычайно почитает святителя Луку, как и многие в Греции, где уже в новом веке было освещено около тридцати храмов в честь Луки Крымского.
В Черкассах считают, что родители святителя земную свою жизнь кончили в этом приднепровском городе. Митрополит Софроний полагает, что они были похоронены на территории нынешнего Соборного парка (до войны на этом месте располагалось польское и православное кладбища, позже – городской парк с каруселями и танцами). На одной из аллей парка, ведущих к Свято-Михайловскому кафедральному собору, 10 июня и был освящён памятник св. Луке Крымскому. Скульптор памятника, изваянного из твёрдого белого песчаника, – Николай Кржижановский из Каменец-Подольска. Создание памятника профинансировали местные власти. В 2014 году Черкасский облсовет выделил на создание памятника 320 тыс. грн, в ноябре того же года Черкасский горсовет выделил ещё 580 тыс. грн. Владыка Софроний на открытии памятника вручил мэру Черкасс Анатолию Богдаренко церковный орден. Планируется, что со временем рядом с памятником святителю появится памятник его родителям – отцу Феликсу Станиславовичу Войно-Ясенецкому и матери Марии Дмитриевне (в девичестве Кудрина).
Сообщают, что после официального мероприятия верующие с большим подъёмом прочитали-пропели Акафист святителю Луке, исповеднику, Архиепископу Крымскому.
Каждый из 12 икосов Акафиста завершается хайретизмом: «Радуйся, святителю Крымский исповедниче Луко, врачу благий и милостивый».
Славен владыка Лука не только целительством телесным, но и не в меньшей мере духовным. Есть в Акафисте молитва св. Луке: «Подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да тобою осеняеми избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов». Один из рефренов икоса звучит: «Радуйся, раскольников обличителю». Для современной Украины, где не ослабевают поползновения оторвать УПЦ от Московской Патриархии дабы учинить очередной раскол, это звучит актуально.
После архиерейской хиротонии, которая свершилась 31 мая 1923 года, владыка Лука постоянно был готов к аресту. На этот случай он составил и отпечатал на машинке «Завещание». В Житии святого говорится: «В этом небольшом по объему, но сильном по духу обращении архипастырь предостерегал верующих от соблазнов отступничества и расколов. Сборище живоцерковников (раскольников) для него — не Церковь, а «дикий вепрь»…
Завещание владыки Луки, в ту пору возглавлявшего Туркестанскую епархию, звучит и для верующих Украины теперь вдохновляющее, где всё тот же «дикий вепрь», подправив риторику, подсуетив её под «дух времени», занят сотворение расколов. Завещание владыки Луки гласит: «… Внешностью богослужения не соблазняться и поругания богослужения, творимого вепрем, не считать богослужением. Идти в храмы, где служат достойные иереи, вепрю не подчинившиеся. Если и всеми храмами завладеет вепрь, считать себя отлученным Богом от храмов и ввергнутым в голод слышания слова Божия. С вепрем и его прислужниками никакого общения не иметь и не унижаться до препирательства с ними. Против власти, поставленной нам Богом по грехам нашим, никак нимало не восставать и во всем ей смиренно повиноваться. Властью преемства апостольского, данного мне Господом нашим Иисусом Христом, повелеваю всем чадам Туркестанской Церкви строго и неуклонно блюсти мое завещание. Отступающим от него и входящим с вепрем в молитвенное общение угрожаю гневом и осуждением Божиим».
Фото с сайта Черкасской епархии.