Читаю в литературно-художественном журнале «Нижний Новгород» (№3, 2014 г.) за скромной подписью «Николай Бенедиктов» статью «БЕЗ ФИМИАМА. "Прославит" ли Бог князя Грузинского?». Это своеобразная, но довольно объемная (автор сил не пожалел) рецензия на книгу «Из рода Давидова», принадлежащая перу члена Союза писателей России Марии Сухоруковой (издательство «Вертикаль XXI век», благотворительный фонд «Меценат», Н.Новгород, 2013). Рецензия разгромная: ставит под сомнение всё то положительное, что исповедано в книге и было в жизни губернского предводителя нижегородского дворянства (на протяжении, между прочим, 30 лет!), создателя и руководителя Нижегородского ополчения 1812 года князя Георгия Александровича Грузинского.
К сожалению, раньше не видела эту публикацию – журнал малотиражен. Иначе раньше бы публично и ответила. Хотя бы потому, что благотворительный фонд «Меценат», который издал книгу, на протяжении многих лет сама и возглавляю… А подсказал председатель Нижегородского отделения «Русского Собрания» Сергей Скатов. Недавно, 28 мая этого года, делегация нашего отделения РС приняла участие в торжествах на День памяти князя Георгия Александровича Грузинского в городе Лысково Нижегородской области (см. на РНЛ «Родом из Библии»). И Сергей Васильевич правильно отметил, что, если следовать мнению Н. Бенедиктова, то и книгу издавать не стоило, и в торжествах в Лыскове нам участвовать не следовало, нечего вообще князя Георгия Грузинского поминать!
Надо сказать, что мнение это в нижегородских ученых кругах довольно весомо. Автор обличительной статьи в журнале «Нижний Новгород» не кто иной, как Николай Анатольевич Бенедиктов – доктор философских наук, профессор, в свое время окончил историческое отделение историко-филологического факультета местного госуниверситета. И ему хорошо известно, что в исторических исследованиях, выводах нужно оперировать фактами и только фактами, а не домыслами.
А ФАКТЫ таковы.
Владелец Лыскова Нижегородской губернии с 1790 по 1852 годы, до самой своей кончины, светлейший князь Георгий Александрович Грузинский внёс неоценимый вклад в развитие этого села. На его средства и, соответственно, под его бдительным руководством здесь возведен великолепнейший Вознесенский собор в честь Народной победы над Наполеоном (см. фото), гордиться которым мог и до сих пор может любой не то что уездный, но губернский центр. Им же в Лыскове построена Георгиевская церковь в честь своего Небесного покровителя Георгия Победоносца. Построены также здания духовной семинарии, колокольного ряда, школы, больницы, библиотеки, пусть домашнего, но первого в округе театра… Видимо, в том числе и за это Н. Бенедиктов обвиняет князя в «спесивой блажи».
Обвиняет в том, что служба в лысковских храмах велась порой на грузинском языке…
Грузинский язык Георгий Александрович знал в совершенстве, хотя родился и вырос в России, по матери, потомственной русской, был из знаменитого княжеского рода Меншиковых. Тем самым, как Н. Бенедиктов считает, данная служба «отменяет целый пласт церковной жизни, нарушает все церковные каноны»… Но позвольте, Николай Анатольевич! Разве Православие в Грузии появилось не в III-ем веке от Р.Х., то есть даже гораздо ранее нашего? И разве Грузинская Православная Церковь – не родная она сестра Русской Православной Церкви? В чем же ересь, когда по должному случаю наряду с церковно-славянской в русском храме звучит и грузинская речь? Звучит, заметим, в сослужении русских и грузинских православных батюшек? Где тут нарушение канона, обряда?
Вот и на заупокойной литии в Лыскове 28 мая этого года в сослужении молились нижегородский протоиерей Владимир Щанов и протоиерей Федор Кречетов, настоятель храма Георгия Победоносца в Грузинах – подворье Грузинской Православной Церкви в Москве. Другими словами, службу вели два собрата! И никого из присутствующих, представьте себе, это не покоробило: вполне логично звучала как церковно-славянская, так и грузинская церковная речь – отец Федор, русский по национальности, прекрасно грузинским владеет.
Испокон веков в той же Москве была большая грузинская диаспора, служба в храме в Грузинах и ныне идёт на церковно-славянском и грузинском языках. И это – не «спесивая блажь» уважаемого в Православном мiре настоятеля протоиерея Фёдора Кречетова, но уважение к Вере братского Православного народа!
Далее… В рецензии доктора философских наук прозвучали еще более нелицеприятные эпитеты в отношении князя Георгия: «славился мордобоем и брадодранием»… Да, славился! Может, и было пару случаев, тем и «славился» – молва, как у нас на Руси нередко бывает, по ветру разнесла… Но давайте разберёмся, кого князь наказывал!
Если обратимся к свидетельствам очевидцев, реальным источникам, кои имеются, то князь «мордобил» и «за бороду драл» воров-торговцев, спекулянтов, всякого рода махинаторов! Не нужно забывать, что Лысково всегда было торговым центром, а через Волгу от Лыскова под стенами древнейшего монастыря процветала знаменитая Макарьевская ярмарка, которую князь, как и одноименный монастырь, десятилетиями опекал… А ярмарку потом, при жизни князя, перенесли в Нижний Новгород (князь был категорически против!)…
Но как еще иначе князь в традициях тех времен мог держать порядок среди торговцев? Только – своей княжьей и местной властью! Царь, как говорится, далеко, Бог – высоко, а здесь, в Лыскове, только и есть, что князь Грузинский!
Порядок держал! Еще раз повторяем – как мог. В традициях тех времен! Не по «понятиям», а державно, в рамках своей власти, влияния, юрисдикции.
И что-то нет в источниках свидетельств, чтобы кого-то насмерть князь «забил», а кому-нибудь бороду взял и «оторвал»! Нет свидетельств и тому, чтобы кого-то из купчиков в тюрьму посадил, на каторгу сослал… А мог бы! Каторга тогда, как и тюрьма, была не в пример жесточе нашей! У нас же нынешняя «каторга» – это санаторий для некоторых нуворишей, место успокоения и раздумий, как бы Россию, наш народ в очередной раз ограбить! И как бы ничего за это им, нуворишам, не было!
Учил дураков!
ВОТ ТАК САТРАП! Сатрап?
На этом наш прозорливый философ Н. Бенедиктов не останавливается!
В своей рецензии он с видимым удовольствием обыгрывает некое «пособничество князя преступным элементам». На тех основаниях, что князь принимал у себя беглых крестьян, жалел их, привечал, а также потому, что рядом с Лысковом находится деревня Татинец (от слова «тать», то есть «вор»). Намек на то, что в воровские, бандитские шайки князь беглых крестьян объединял! На грабительские деньги и строил – храмы и т.д. Хотя…
Н. Бенедиктов князя обвиняет, но как бы «условно», как бы априори, дескать, он, князь, таков, иначе и быть не могло, иначе – ничего бы у князя не получилось! Кто-то что-то и где-то говорил, народ «вещает», молва идет, значит – народ грабил! Бандитов точно направлял! Имел князь с «бандитизма» – на это Н. Бенедиктов и ссылается
Название «Татинец» известно с незапамятных времён, задолго до князя Георгия Грузинского. Каким краем здесь князь?
Разумеется, князь мог жалеть людей в связи с гонениями, побоями, притеснениями от самодуров-помещиков и т.д. Кого-то из «беглых» и привечал… Но при чем тут бандитские шайки? При чем здесь князь? Княжеское ли это в принципе мышление?! И главное – где, кроме сплетен, однозначные доказательства, расследования, решения судебных инстанций? Или же судебной власти на Руси, по мнению Н. Бенедиктова, и быть «до революции» не могло?
Но как же тогда Россия была? И сохранилась? Без власти? На деревьях в шкурах сидели, плоды жевали? Откуда в таком разе взялся и Н. Бенедиктов, иже с ним? От «безвластия»? Как же это мы все без этой власти живем и, вроде бы, пока существуем?
Власть была всегда! В том числе – Царская!
«ОПУСТИВ» КНЯЗЯ Георгия Грузинского «до плинтуса», низведя его до самого «тартара», Н. Бенедиктов делает, как понимаю, главный по исторической фигуре удар: автор рецензии ставит под сомнение самою роль князя Георгия в организации Нижегородского ополчения 1812 года.
Видите ли: деньги, которые он вложил в Ополчение, заработаны…. не им.
А кем?
Из исторических источников известно, что из своего «кармана» князь спонсировал 12-титысячный отряд нижегородских ополченцев для Победы над Наполеоном.
Известно также, что именно он, князь Георгий Грузинский, губернский предводитель нижегородского дворянства, в 1812 году обратился с призывом к землякам внести свою лепту – во спасение Отечества!
Именно он, князь Грузинский, был инициатором установки в Нижнем Новгороде памятника руководителям Нижегородского ополчения 1611-1612 гг. князю Дмитрию Пожарскому и нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину… Памятник в итоге оказался столь хорош, что император Александр I распорядился установить его на Красной площади в Москве.
Фигура князя «дутая», как считает непревзойденный ученый-философ! Значит, фигура ни в коем смысле не патриотичная…
А ТЕПЕРЬ пара вопросов автору рецензии Н. Бенедиктову. И пара советов.
Николай Анатольевич! Ну, зачем Вы пошли в Православную тематику? Что Вы в этом смылите? Занимайтесь своей коммунистической идеологией, если, конечно, она кому-то еще интересна. Стройте свой «рай» на земле!
Ну, что Вы к нам, православным, лезете?
Для читателей сообщу следующее. Наш замечательный земляк, борец «за справедливость» и ярый противник князя Георгия Грузинского Николай Анатольевич Бенедиктов в 1990 г. трудился первым заместителем заведующего идеологическим отделом Горьковского обкома КПСС, а затем секретарем того же обкома. Дважды депутат Госдумы РФ (1999 и 2003 годы созывов) от КПРФ. То есть коммунист до мозга костей!
Разумеется, нынешним ворюгам, кого ни взять, не понравится, ежели их «за бороду» или еще как… Депутат Госдумы Бенедиктов кого-то из казнокрадов «за бороды таскал»? Что-то не припомним, не читали и даже не слышали…
И еще совет, Николай Анатольевич!
Сплетням, наветам в интернете и в современных газетах не верьте! Идите, как истый ученый, в архивы! Изучайте, а нас, неразумных, потом просветите.
Поближе, Николай Анатольевич, к источникам! И к народу…
В общем, работайте над собой.
Ирина Высоцкая, директор Нижегородского благотворительного фонда «Меценат», участник Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание»
2. Ирина Высоцкая: Вячеславу Макарцеву
1. Ирине Александровне Высоцкой