Истина стоит очень дорого. Она всегда стоит Крови Христовой. Тот, кто хочет войти в истину, должен заплатить жизнью, чтобы обрести эту истину, а не просто внешне исповедать. Ее нельзя приобрести другим способом, как только верой во Христа. И это означает — отдачей Ему всей своей жизни.
Мы слышим сегодня за литургией молитву на Тайной Вечери Господа нашего Иисуса Христа, которая называется Первосвященнической. Накануне Своих Крестных Страданий, прежде чем Он будет предан на поругание и отвергнут людьми, прежде чем Он принесет Себя в жертву за спасение рода человеческого, Христос молится. О ком Он молится?
Он видит все, что будет с человечеством до последних его дней, от Него ничто не сокрыто, ибо о жизни каждого человека Он говорит: «Прежде чем ты был соткан во чреве материнском, Я видел все вхождения твои и исхождения твои». «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1, 5). То же самое Господь может сказать и о судьбах всех народов, о том, что происходит со всей историей человечества. Господь видит тюрьмы, распятия, страшные преследования, которым будут подвергаться Его ученики, когда они будут испытаны огненным испытанием и будут поставлены перед выбором мученичества или отречения от Христа.
Господь говорит слова, на которые мы не можем не обратить внимания: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои». «Я о них молю», — говорит Господь и еще раз повторяет, что Его молитва не о всем мире, а только о тех, кто верит в Бога. Такие удивительные слова — «о тех, которых Ты дал Мне», то есть Он молится только о тех, которые принадлежат Христу.
Неужели Христос ненавидит мир? Неужели Он пришел не для того, чтобы спасти всех? Нет, мы знаем, что Господь никогда не отворачивается от мира, и тем более не ненавидит его. Самое величайшее проявление Его любви в том, что Он пришел, чтобы до конца разделить с нами скорбь, смерть и весь ужас человеческого существования. Он Сам сказал: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
Что же означают Его слова о том, что Он не о мире молится, но о верующих в Него? Эти слова означают, что в конце концов все зависит только от Церкви, от тех, кто верит в Него, — сохранится эта вера в мире или не сохранится. Судьба каждого народа и всего человечества зависит от этого. Если Церковь поколеблется в своей вере и утратит ее чистоту, если Церковь отречется от Христа, тогда наступит полная тьма в мире, гибель всего человечества. И потому Первосвященническая молитва Христа о Церкви — не только о тех, кого дал Ему Отец Небесный в земной жизни, но о всех верующих по их слову, то есть и о всех нас.
Сатана хочет только одного — чтобы Церковь утратила истину исповедания, приняла какую-нибудь ересь. Поэтому все последующие века после трех столетий гонения на веру в Церкви шла непримиримая борьба с лжеучениями, которые покушались на самые главные тайны веры, на наше спасение. Истина спасительна, потому что она не содержит никакой примеси лжи. Она дает нам надежду, что мы не погибнем, а приобщимся Тому, Кто истиной побеждает диавола, грех и смерть.
Мы спасаемся истиной — жизнью, в которой нет никакого тления. Мы спасаемся светом, в котором нет никакой тьмы, сами в себе нося смерть, грех и ложь, и борясь с тьмой этим остаточным светом — то есть своей совестью и разумом, который остался в каждом человеке после его отпадения от Бога.
Мы спасаемся высшим светом, устремляться к которому призван каждый человек исповеданием истины тех догматов, которые непоколебимо хранит Церковь. Если бы Церковь когда-нибудь поколебалась в этих догматах, то нас бы здесь просто не было. Не нужно было бы закрывать храмы, разрушать их и восстанавливать снова. Или они стояли бы, но не имели никакого значения, если бы мы не знали, что в Православии нет никакой лжи, заблуждения, греха, а есть только истина, свет и жизнь.
Чтобы обрести подлинное исповедание, мы должны быть способными, так же, как святые отцы, показывать свои раны за Христа и всегда быть готовыми принять эти раны. Потому что если мы потеряем свое спасение, что значит для нас земная жизнь, которая сегодня есть, а завтра ее нет?
Самое страшное — это внешнее исповедание веры, когда вера мертва, когда она, по существу, бесовская. Как мы знаем, «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19). Хуже всего — вера книжников и фарисеев, которые как будто исповедовали истинную веру, занимаясь изучением Священного Писания, однако когда к ним пришел Сам Бог, они отвергли Его и предали смерти. Точно так же произойдет и с теми, кто как будто в Церкви, но вера их внешняя, и когда явится антихрист, они будут обмануты ложью. Обмануты тем, кто выдает себя за Спасителя мира, за Христа.
Будем хранить свою веру и будем готовы никогда не отступить от нее — в мире, где так немного подлинных последователей Христа, и где их становится все меньше, где умножается нечестие и уготовляется путь грядущему скоро наглому антихристу.
Пусть любые страдания, пусть смерть за Христа! Впрочем, это высокая честь, которой Господь сподобляет Своих самых избранных. Но наступают времена, когда Господь может даровать эту милость и честь сразу многим. Надо, чтобы наше исповедание истины, с которого мы начинаем каждый свой день и поем за каждой Божественной литургией, было нашим вхождением в жизнь вечную. В ту жизнь, тайны которой содержатся в святых словах Символа веры.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая ы Пыжах, член Союза писателей России
2. Re: Истина стоит Крови Христовой
1. Re: Истина стоит Крови Христовой