Время ожидания

Слово протоиерея Александра Шаргунова в праздник Вознесения Господня

Сегодняшнее Евангелие и Книга Деяний, повествующие о взятии Христа на небо, — о разлуке апостолов с Господом. И кто-то может сказать: «Христос ушел. Он говорил удивительные слова и совершал чудеса. А теперь это в прошлом. И следует возвратиться к обычной будничной жизни, "ища Живого среди мертвых"». Однако, празднуя Вознесение Господне, Церковь празднует начало нового времени, которое называется последним, когда Христос, Начальник жизни, Господин истории, творит все новое.

Но Господь всяческих — «камень преткновения, который отвергли строители». Вознесшись на Крест, Он вознесся одесную Отца, от Которого Он в Своем животворящем человечестве посылает Духа Святого. Тайна Крестной смерти Христовой, и Воскресения, и Его Вознесения, Его седение одесную Отца — единая нераздельная пасхальная тайна.

Когда апостолам дано было войти верой в тайну общения с Господом — с Тем, Кому принадлежит вся власть на небе и на земле, с Тем, Кто творит все новое, — они приняли служение свидетельства о Божией любви к каждому человеку и обетование исполниться силой Духа Святого для осуществления этого. Слово Божие подчеркивает, что ученики, пережив сначала физическое отсутствие Христа, а затем увидев Его восхождение к Отцу и новый образ Его присутствия с ними, возвратились в Иерусалим к своей обычной жизни «с радостью великою» (Лк. 24, 52).

Иерусалим — это, с одной стороны, наша обыденная жизнь с ее разочарованиями в лучших наших надеждах, с тревожным ожиданием будущего, с постоянным напоминанием о безразличии и ненависти мира ко Христу. Так что кому-то начинает казаться, что Христос исчез, что Он странным образом отсутствует в жизни человечества, что мы не встречаем Его больше нигде. Но Иерусалим одновременно — это место нашей встречи с Богом. Пасхальная тайна увенчивается не только великим праздником Вознесения, но и Пятидесятницы. Эти два праздника в свою очередь перекликаются друг с другом. В Вознесение Господь возносится на небо, чтобы войти в Свою славу. В Пятидесятницу — Дух Святой сходит с небес, чтобы укрепить и освятить верных. Между двумя этими праздниками — время ожидания исполнения Божественных обетований. Апостолы проводят его в молчании, в молитве. Это событие запечатлено навеки в памяти и в сердце всех христиан.

Мы знаем уже, что такое Пятидесятница. Однако мы должны помнить, что значит это время — не только в течение десяти дней в период между праздниками Вознесения и Пятидесятницы, но всякий раз, когда нет ощутимой благодати в нашей жизни, когда кажется, что Бог оставил нас. Чтобы не поколебалась никогда наша вера и надежда, необходимо единое молитвенное созерцание трех великих тайн славы Божией — Вознесения и Пятидесятницы вместе с Воскресением. Их нельзя ни на мгновение воспринимать отдельно, как нельзя разделить Крест и Воскресение. И повеление Спасителя «не отлучаться от града Иерусалима» означает, что в самой гуще жизни с ее скорбями и радостями мы должны «облечься силою свыше».

Все наши молитвы, в особенности Божественная литургия, возводят нас к нашему Богу и Его грядущему Царству, ко дню, когда Бог будет «всяческая во всем», к узнаванию того, что «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» Своею пасхальной благодатью (Еф.4, 10). Церковь без конца касается дня Его Второго Пришествия. А с другой стороны, приобщение Христу обращает нас к другим людям. Потому что сейчас — не когда-то, а сейчас, — созидая истинные человеческие отношения во Христе, мы можем явить присутствие Царства Божия в мире.

Да будет дано нам сегодня вместе со всей Церковью, со всеми святыми, узнать, какую великую радость пережили души апостолов в день Вознесения: «Первая радость их была в том, что они познали Истинного Господа Иисуса Христа, — говорит преподобный Силуан Афонский. — Вторая радость — что они возлюбили Его. Третья — они познали вечную небесную жизнь. И четвертая радость — они желали миру спасения, как и себе. А затем радовались они потому, что познали Духа Святого и видели, как Он в них действует».

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Шаргунов:
Мы оделись во Христа
Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
10.11.2019
Суд об Отечестве нашем
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день празднования Казанской иконы Божией Матери
04.11.2019
Пропасть, через которую нет перехода
Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
03.11.2019
Если бы дано нам было увидеть свою жизнь со стороны вечности
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день Димитриевской родительской субботы
02.11.2019
Исключительный дар видеть Христову красоту
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святого апостола и евангелиста Луки
31.10.2019
Все статьи автора