Но Господь всяческих — «камень преткновения, который отвергли строители». Вознесшись на Крест, Он вознесся одесную Отца, от Которого Он в Своем животворящем человечестве посылает Духа Святого. Тайна Крестной смерти Христовой, и Воскресения, и Его Вознесения, Его седение одесную Отца — единая нераздельная пасхальная тайна.
Когда апостолам дано было войти верой в тайну общения с Господом — с Тем, Кому принадлежит вся власть на небе и на земле, с Тем, Кто творит все новое, — они приняли служение свидетельства о Божией любви к каждому человеку и обетование исполниться силой Духа Святого для осуществления этого. Слово Божие подчеркивает, что ученики, пережив сначала физическое отсутствие Христа, а затем увидев Его восхождение к Отцу и новый образ Его присутствия с ними, возвратились в Иерусалим к своей обычной жизни «с радостью великою» (Лк. 24, 52).
Иерусалим — это, с одной стороны, наша обыденная жизнь с ее разочарованиями в лучших наших надеждах, с тревожным ожиданием будущего, с постоянным напоминанием о безразличии и ненависти мира ко Христу. Так что кому-то начинает казаться, что Христос исчез, что Он странным образом отсутствует в жизни человечества, что мы не встречаем Его больше нигде. Но Иерусалим одновременно — это место нашей встречи с Богом. Пасхальная тайна увенчивается не только великим праздником Вознесения, но и Пятидесятницы. Эти два праздника в свою очередь перекликаются друг с другом. В Вознесение Господь возносится на небо, чтобы войти в Свою славу. В Пятидесятницу — Дух Святой сходит с небес, чтобы укрепить и освятить верных. Между двумя этими праздниками — время ожидания исполнения Божественных обетований. Апостолы проводят его в молчании, в молитве. Это событие запечатлено навеки в памяти и в сердце всех христиан.
Мы знаем уже, что такое Пятидесятница. Однако мы должны помнить, что значит это время — не только в течение десяти дней в период между праздниками Вознесения и Пятидесятницы, но всякий раз, когда нет ощутимой благодати в нашей жизни, когда кажется, что Бог оставил нас. Чтобы не поколебалась никогда наша вера и надежда, необходимо единое молитвенное созерцание трех великих тайн славы Божией — Вознесения и Пятидесятницы вместе с Воскресением. Их нельзя ни на мгновение воспринимать отдельно, как нельзя разделить Крест и Воскресение. И повеление Спасителя «не отлучаться от града Иерусалима» означает, что в самой гуще жизни с ее скорбями и радостями мы должны «облечься силою свыше».
Все наши молитвы, в особенности Божественная литургия, возводят нас к нашему Богу и Его грядущему Царству, ко дню, когда Бог будет «всяческая во всем», к узнаванию того, что «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» Своею пасхальной благодатью (Еф.4, 10). Церковь без конца касается дня Его Второго Пришествия. А с другой стороны, приобщение Христу обращает нас к другим людям. Потому что сейчас — не когда-то, а сейчас, — созидая истинные человеческие отношения во Христе, мы можем явить присутствие Царства Божия в мире.
Да будет дано нам сегодня вместе со всей Церковью, со всеми святыми, узнать, какую великую радость пережили души апостолов в день Вознесения: «Первая радость их была в том, что они познали Истинного Господа Иисуса Христа, — говорит преподобный Силуан Афонский. — Вторая радость — что они возлюбили Его. Третья — они познали вечную небесную жизнь. И четвертая радость — они желали миру спасения, как и себе. А затем радовались они потому, что познали Духа Святого и видели, как Он в них действует».
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России