Вчера Уполномоченный Министерства иностранных дел России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права К.К.Долгов выступил на научно-практической конференции «Роль религии в современном мире», сообщает
пресс-служба внешнеполитического ведомства.
Дипломат отметил, что «в последние годы разрастание непредсказуемости и нестабильности, риск дальнейшего углубления межцивилизационных, межкультурных и межрелигиозных разломов стал очевидным для международного сообщества, как никогда ранее. Резко обострилась проблема нарушения прав человека по признаку вероисповедания, которая, по наблюдениям правозащитников, превратилась один из главных вызовов международной стабильности и безопасности».
«По оценкам правозащитников, систематические проявления христианофобии зафиксированы в 139 странах, исламофобии – в 121 стране, - пояснил он. - В Европе и США наблюдается недопонимание того, что уважение религии и соблюдение религиозных свобод критически важно для нормального развития и процветания человеческих сообществ. По информации экспертов американской правозащитной НПО "Оупен дорз", ежемесячно в мире по религиозным мотивам фиксируется не менее 322 случаев гибели христиан, 214 разрушений христианских храмов и 772 случая нападений и агрессии против христиан. 2014-й г. был назван этой организацией беспрецедентным с точки зрения масштабов притеснения христианской паствы в мире, а показатели 2015 г. квалифицированы как "еще более худшие"».
«Такая тревожная ситуация, как представляется, обусловлена в значительной степени безответственными попытками ряда мировых игроков манипулировать религиозным фактором, инструментализировать его для реализации своих геополитических концепций на международной арене, установления квазидемократических порядков и режимов, - убежден Константин Долгов. - При этом подобная деятельность цинично прикрывается тиражированием популистских лозунгов о защите прав человека и демократических свобод в мире, ранжированием государств на эталонные и второсортные, наглым использованием "двойных стандартов" и политизацией тематики прав человека».
«Наиболее рельефно в последнее время проблема ущемления прав верующих проявляется в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, где, без преувеличения, сложилась критическая ситуация в результате т.н. "арабской весны" и инициированных ею процессов, - отметил он. - Радикальные экстремисты, ведомые человеконенавистнической идеологией, получающие огромную финансовую и прочую поддержку извне, чинят массовые расправы над всеми, кто не разделяет их извращенных взглядов. Взрываются школы, детские сады, мечети, церкви, люди изгоняются из домов, продаются в рабство и сжигаются заживо, памятники истории и культуры превращаются в руины. Особое насилие и бесчеловечное обращение осуществляется в отношении религиозных деятелей и представителей немусульманского населения. Ряд совершенных экстремистами варварств однозначно характеризуется всеми признаками геноцида по смыслу Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.».
«Чрезвычайно сложным остается положение христиан в Сирии и Ираке, - констатировал дипломат. - Численность христианского населения Сирии с начала вооруженного конфликта в этой стране сократилась с 2,2 млн. до 1,2 млн. чел. Христианское население Ирака за годы, прошедшие после американского вторжения 2003 г. и далее прихода ИГИЛ сократилось в десять раз — с 1,5 млн. до 150 тыс. чел. Существует высокая вероятность полного исчезновения христианских анклавов на территории Ирака. Целые города – как, например, Мосул – уже фактически полностью лишились тысячелетнего традиционного христианского присутствия. В январе 2016 г. игиловцы разрушили один из старейших христианских монастырей на севере Ирака».
«В Сирии до вступления в силу режима прекращения огня (27 февраля 2016 г.) боевики незаконных вооруженных формирований регулярно осуществляли минометные и ракетные обстрелы христианских районов и пригородов г.Дамаска (Баб-Тума, Баб-Шарки, Аль-Кусур и Джараман), - подчеркнул представитель МИД России. - Несмотря на некоторое снижение террористической активности продолжаются атаки экстремистов на христиан в провинциях Алеппо и Хомс. В этих условиях в провинции Хомс представители местных христианских общин создали вооруженные отряды и взяли на себя функции по охране и обороне населенного пункта Садад (50 км юго-восточнее г.Хомс), подвергающегося постоянным атакам ИГИЛ».
«В Ираке на контролируемой группировкой территории для христиан введен специальный ежегодный налог (до 500 долл.США с человека). Запрещено строительство или восстановление храмов, использование или изображение религиозной символики. В январе с.г. близ г.Мосул было разрушено одно из древнейших христианских культовых мест – монастырь Святого Илии, основанный в 6 веке н.э.
В Йемене положение немногочисленной христианской общины заметно ухудшилось в связи с активизацией деятельности террористических группировок – "Аль-Каида на Аравийском полуострове" и ИГИЛ - в южных районах страны. Террористы продолжают практику уничтожения культовых сооружений, не относящихся к "чистому исламу", а также насилие в отношении христиан. В частности, с января по март 2016 г. боевики ИГИЛ взорвали в г.Аден две церкви и осквернили христианское кладбище. Кроме того, террористы совершили нападение на дом престарелых, который находился на содержании католической церкви. В результате убиты четыре монахини, похищен католический священник, - заявил К.Долгов. - В Ливии положение христиан остается тяжелым в связи с активизацией деятельности ИГИЛ. Продолжается захват заложников из числа иностранных граждан-христиан Туниса, Эфиопии, Египта».
В МИД России убеждены, что «исход христиан из ближневосточного региона – процесс, который может иметь самые негативные последствия в плане его влияния на структуру арабских обществ и на сохранение исторического и духовного наследия, значимого для всего человечества».
«На пространстве ОБСЕ в последние годы, несмотря на принимаемые государствами меры, наблюдается серьезный рост нетерпимости по религиозному признаку в отношении иудеев, мусульман и особенно христиан, - подчеркнул дипломат. - Христианство, его святыни и последователи подвергаются преследованию, насилию, гонениям, дискриминации. Причем проявления нетерпимости и дискриминации встречаются даже в тех государствах-участниках ОБСЕ, где христиане составляют большинство. Среди таких проявлений — нападения на духовенство, противодействие проведению религиозных мероприятий, разрушение и осквернение христианских церквей и кладбищ, попытки устранения религиозных символов из общественных мест, ущемление свободы выражения мнения христиан, дискриминация в экономической жизни и других сферах. Растет число актов вандализма, поджогов, краж христианских ценностей и объектов культурного наследия. Некоторые СМИ под прикрытием свободы выражения мнения позволяют себе открыто глумиться над христианскими ценностями. Доходит до абсурда — запрета носить религиозные символы, установки рождественских елок и так далее».
«Не последнюю роль в росте этих негативных тенденций сыграл агрессивный западный неолиберализм и воинствующий секуляризм, направленный на подрыв духовных, нравственных и традиционных устоев общества, - уверен К.Долгов. - Кроме того, перекосы в реализации политики мультикультурализма на фоне растущей иммиграции привели к забвению роли и значения христианства в историческом процессе формирования общих европейских ценностей, послуживших фундаментом европейской интеграции».
«По мнению директора Центра исследования религии Оксфордского университета Р.Тригга, Европа становится все более "агрессивно светской". ЕСПЧ в основном озабочен проблемой толерантности, при том, что Суд, по сути, завален жалобами граждан о дискриминации по религиозному признаку, включая христианофобию (250 тыс. исков, а ЕСПЧ рассматривает не более 40 в год).
Законодательство ЕС о недискриминации и преступлениях на почве ненависти все энергичнее используется для маргинализации христиан и христианских ценностей, - посетовал он. - Прорабатываются директивы, касающиеся недискриминации сферы товаров и услуг, в которой права человека, включая права сексменьшинств, ставятся по приоритету выше основополагающих религиозных свобод человека.
Через либеральные СМИ регулярно насаждается представление о христианстве как "атавистической идеологии", препятствующей укоренению новых, "универсальных" ценностей. Нападкам подвергаются даже религиозные символы».
«Удручающий характер носит масштаб нетерпимости по религиозному признаку в США, - констатировал дипломат. - Согласно данным, озвученным юридическим комитетом Сената, приверженцы ислама составляют менее 1 проц. населения США, однако на них приходится 14 проц. всех случаев религиозной дискриминации. Американские социологи считают, что 15-20 проц. населения США можно отнести к ярым ксенофобам. Согласно исследованию "Антидиффамационной лиги" около 15 проц. американцев (порядка 35 млн. чел.) придерживаются радикальных антисемитских взглядов».
«В последние годы накануне Рождества в СМИ США появляются голоса о неуместности публичной демонстрации в период празднований религиозной атрибутики. Их количество постоянно растёт. Американские консерваторы, например, стали возмущенно обращать внимание, что традиционное поздравление "С Рождеством!" в последнее время уступило в США политкорректному "С зимними праздниками!". Верующие последовательно выталкиваются из общественно-политической жизни, а на тех, кто пытается этому противиться, нередко навешивается ярлык радикалов, разжигающих рознь и нетерпимость», - возмущен представитель МИД России.
Он считает «необходимым отдельно особо выделить ситуацию с религиозными свободами и правами верующих, которая сложилась на
Украине, где вслед за антиконституционным переворотом была развязана братоубийственная война, национал-радикалы взяли курс на нагнетание межрелигиозной розни.
Первые попытки захватов культовых центров УПЦ Московского Патриархата имели место сразу после Майдана в двадцатых числах февраля 2014 г. Далее этот процесс вплоть до августа 2014 г. протекал вяло. Параллельно новыми властями была развязана информационная кампания, в которой УПЦ выставлялась как "один из главных внутренних врагов", обвинялась в хранении оружия и укрывательстве диверсантов, финансировании террористов, в сотрудничестве с российскими спецслужбами, участии в убийстве мирных граждан и военных и т.д. В результате украинское общество оказалось охвачено массовой истерией, напоминавшей средневековую "охоту на ведьм". Когда стало очевидным, что единство УПЦ и ее паствы не сломить, национал-радикалы пошли на применение силовых методов».
«Вопиющие захваты храмов на Украине, прежде всего в ее западных регионах, избиения священников и верующих практически стали нормой в этой стране, - отметил дипломат. - Всего с февраля 2014 г. по ноябрь 2015 г. с участием боевиков националистических организаций нападению подверглись 26 культовых объектов УПЦ, не менее 9 разрушены полностью, 77 повреждены. В целом же число захватов храмов УПЦ в разы больше. Ряд из захваченных силовых путем храмов, которые стойко защищали верующие, Киевский патриархат и Украинская греко-католическая церковь пытались с помощью бойцов радикальных националистических группировок захватить по 3-4 раза!
Несколько священников убито. В ходе допросов с применением силы представителями силовых структур Украины пострадало не менее восьми клириков. До сих пор, несмотря на свидетельства потерпевших и публикации в прессе, не расследованы факты похищений, избиений и пыток священнослужителей представителями СБУ и украинских военизированных формирований в 2014-2015 г.».
«Самого глубокого признания заслуживают неустанные усилия Русской Православной Церкви по содействию установлению мира и спокойствия на Украине и прекращению братоубийственного конфликта в этой стране, - убежден дипломат. - Историческим стал визит Святейшего Патриарха всея Руси Кирилла в Гавану и подписание 12 февраля 2016 г. по итогам встречи с папой Римским Франциском комплексного Совместного заявления. Министр иностранных дел России С.В.Лавров, выступая в ходе сегмента высокого уровня 31-й сессии Совета ООН по правам человека в Женеве 1 марта 2016 г., отметил: "Рассчитываем, что этот призыв получит практический отклик, в том числе и в деятельности СПЧ ООН. Будем этому способствовать"».
Константин Долгов подчеркнул, что «Российская Федерация – один из самых активных генераторов и сторонников важных международных инициатив, направленных на обеспечение прав верующих в мире, недопущение религиозной нетерпимости, полизитации этой области прав человека и использования политики "двойных стандартов".
С самого начала "арабской весны" Россия однозначно выступала с принципиальной позицией за разрешение кризисных ситуаций путем эволюционных реформ, общенационального диалога, без вмешательства извне, на базе построения мира и согласия между всеми конфессиональными группами.
Исторически важные шаги сделаны с принятием Советом Безопасности ряда резолюций, в том числе резолюции 2199. Президентом Российской Федерации В.В.
Путиным выдвинута инициатива формирования широкого антитеррористического фронта для противодействия угрозе ИГИЛ с участием ключевых международных игроков и стран ближневосточного региона, включая Сирию».
«Многие ближневосточные аналитики указывают на высокое стабилизирующее значение для региона деятельности России в Сирии, - констатировал дипломат. - По их оценке,
Москве удалось снизить военно-политическую напряженность на Ближнем Востоке и подорвать позиции ИГИЛ, а также стимулировать местные христианские общины к консолидации в рамках борьбы с террористическими группировками».
«В сложившихся условиях России важно сохранить за собой ключевую роль в деле отстаивания интересов христианского населения в БВСА, - подчеркнул представитель МИД РФ. - Этой задаче способствуют мероприятия, направленные на расширение участия российской стороны в восстановлении христианских святынь и объектов всемирного культурного наследия как, например, в сирийской Пальмире. При этом представляется полезным использовать интерес к развитию диалога с Москвой, наблюдаемый сейчас среди представленных в регионе христианских религиозных структур (например, Антиохийская Православная Церковь)».
«За последние два года по инициативе или решающем участии российской стороны был проведен ряд беспрецедентных по наполнению и масштабу международных конференций по проблематике защиты верующих на площадке Совета ООН по правам человека и ОБСЕ. 13 марта на 28-й сессии Совета ООН по правам человека по инициативе России, Ватикана и Ливана было сделано совместное заявление "В поддержку прав человека христиан и других общин, в особенности на Ближнем Востоке", к которому присоединились 65 государств, включая Великобританию, Германию, США, Францию и Японию. Будем эту системную работу активно продолжать», - заключил Константин Долгов.