Время жизни Мономаху выпало жёстокое: две напасти многие годы свирепо терзали Русь, одна усиливая другую: внутренние междоусобные нестроения и орды иноплеменных. Он оказался в седле воина ребёнком, в 13 лет и за последующие 60 лет жизни ему довелось участвовать в 83 памятных походах, не считая мелких. Нескончаемые войны и вынужденные дани (мир часто покупался золотом) убивали экономику, что вело к безмерному удорожанию ростовщического капитала, обнищанию и вымиранию народа.
Владимир Мономах (1053-1125) последовательно дал ответ на все вызовы своего времени, развязал или разрубил проблемные узлы. Он усмирил элиты, инициировав серию княжеских съездов, провёл экономические реформы, снизил стоимость капитала, разгромил половцев (как его предшественники – хазар и печенегов), совершив несколько походов на Степь . Мономах дал ответ Европе, в результате чего, как писали позже, «Литва из болота на свет не показывалась… А немцы радовались, что они далеко за синим морем». Мономах известен нам и как писатель. Его «Поучение» можно рассматривать как открытое письмо всей земле Русской, на все времена. Своим политическим и военным опытом боголюбивого правителя Владимир Мономах повлиял на осознание народом своей земли как Святой Руси – не мифической, как кому-то хотелось бы думать, но вполне реальной неизменной структурой, пребывающей как бы сакральной матрицей народного и государственного идеала. На разрушение этой матрицы, на подмену её веками вбрасывались громадные энергии тех сил, которым святость Руси – смерть.
Владимир Мономах (в святом крещении Василий) – младший современник преподобных Антония и Феодосия. В 1073-м, в год закладки Великой Успенской церкви, ему было 20 лет. К этой церкви веками потом будет притекать народ со всего света, это к ней «язык доведёт». Киево-Печерский Патерик говорит о Мономахе и о закладке церкви: «Благоверный же князь Владимир Всеволодович Мономах, тогда еще юный, самовидцем был того дивного чуда, когда пал с неба огонь и выгорела яма, где потом заложено было основание церкви по размерам пояса…»
«По размерам пояса» - речь о золотом поясе, который, как подробно рассказывает автор Патерика, чудесным образом был послан повелением Самой Богородицы на Русь как мера длинны для строительства Её храма. Владимир в ту пору болел «и тем золотым поясом опоясали его, и он тотчас же выздоровел молитвами святых отцов наших Антония и Феодосия». Это имело значение для всей последующей русской истории. Мономах в ту пору княжил в Ростове. Патерик передаёт: «И во время своего княжения христолюбец Владимир, взяв размеры той божественной церкви Печерской, создал во всем подобную церковь в городе Ростове такой же вышины, ширины и длины… и все это было повторено по образцу той Великой, Богом ознаменованной церкви». Размеры, кратные длине пояса, и пропорции были таковы: «20 в ширину, 30 в длину, а 30 в высоту стены, с верхом 50», при длине пояса, как позже вычислили, – 108 см. Сразу после Ростова Мономах княжил в Смоленске, где также построил церковь по образцу Великой.
С Мономаха пошло и потомками продолжено: главные княжеские церкви Руси освящались в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Сын Мономаха Юрий Долгорукий, «в своём княжении построил в городе Суздале церковь в ту же меру». Внук Мономаха, Андрей Боголюбский возвёл Успенский собор в своей новой столице – во Владимире. При правнуке, по линии старшего сына Мстислава, – появился Успенский собор во Владимире Волынском… А через 390 лет после освящения Великой церкви, в 1479 году в Московском Кремле Успенский собор стал главным храмом государства, вокруг которого собрались все русские земли, как в свой час при Мономахе.
«Храмы, посвящённые Успению Богоматери, занимают в культуре Древней Руси особое место, - отметил в своё время академик Д.С. Лихачёв: - Три момента здесь привлекают наше внимание: их распространенность; расположение в центре оборонительных сооружений (кремлей, монастырей); единство традиционного архитектурного образа». Начало распространения традиции положено Владимиром Мономахом.
Есть мнение, что в 1980-х годы, к празднованию 1000-летия Крещения Руси, была мысль воссоздать Успенский собор (взорванный в 1941 при немцах) в первоначальном виде, данном Царицей Небесной. Но в 1995-2000 годы воссоздали тот пышный барочный храм, какой собор принял после пожарища 1718 года, с изменёнными размерами. Вероятно, это было ошибкой: в очередной раз правители не исполнили высший замысел; не исключено, что восстановление Великой церкви в первоначальных размерах, данных Богородицей, ещё впереди.
Владимира Мономаха богобоязненности научил святой инок Агапит, врач безмездный. Однажды (в ту пору Мономах княжил в Чернигове, после 1078), когда личный лекарь был бессилен и Мономах уже видел смерть перед собой, Агапит излечил от тяжёлой болезни. Получив исцеление, «Владимир пришел, - передаёт Патерик, - благодарить преподобного Агапита, но тот, опасаясь славы человеческой, скрылся». Мономах приказал своему боярину отнести золото в келью Агапита. «Сын мой! — сказал посланному преподобный. — Я не беру ни с кого за лечение — не за что: исцеляет Христос Господь, а не я». И попросил: «Скажи же князю, чтобы не берёг он сокровищ. К чему они? Пусть раздаёт их нищим; если не послушает меня, худо будет ему. Неблагодарности не любит Господь, избавивший его от смерти». Патерик заключает: «Князь же, не дерзая ослушаться святого Агапита, начал нещадно раздавать от своего имения нищим».
Божие вразумление Мономах ощущал с юных лет. Так было и в зрелые годы. В 1093 году – ему 40. У реки Стугна (вторая после Роси линия обороны Киева) произошло тяжёлое сражение с половцами. При отступлении через распухшую от ливня реку утонул любимый его брат, Ростислав, князь Переяславский. Н.И. Костомаров пишет: «Смерть Ростислава была приписана к Божию наказанию за жестокий поступок с печерским иноком старцем Григорием. Встретив этого старца, о котором тогда говорили, что он имеет дар предвидения, Ростислав спросил его: от чего приключится ему смерть. Старец Григорий отвечал: от воды. Ростиславу это не полюбилось, и он приказал бросить Григория в Днепр; и за это злодеяние, как говорили, Ростислава постигла смерть от воды».
Вопреки жесткостям своего века, полном чудовищных жестокостей и предательств, Мономах в поступках своих был руководим страхом Божиим. Это видно и по письму убийце его сына князю Олегу Святославичу; он прощает его, что необыкновенно для эпохи. О страхе Божием как основе жизни Мономах дважды говорит в своём «Поучении»: «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем…» И ещё: «Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жен своих любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего».
Его наставления звучат как поучения духовного старца:
- Не пропускайте ни одной ночи, - если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды…
- Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека.
- Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души.
Владимир Мономах любил и почитал святых Бориса и Глеба, братьев своего деда Ярослава Мудрого. Ещё и не будучи великим князем, в 1102 году, он втайне от всех, в том числе и от великого князя Святополка, украсил золотом и хрусталём их серебряную раку. А уже в 1115 году, в сотую годовщину их гибели, в его княжение, состоялось необыкновенно торжественное перенесение чудотворных мощей в новый храм в Вышгороде, «ибо, - как сказано летописцем, - построили им церковь каменную, в похвалу и в честь и для погребения тел их».
Был повод почитать. В один из самых тяжёлых периодов его жизни, как полагает Мономах, святой Борис его спас. Произошло это при очередной смене власти в Киеве, в 1093 году. Внутренний враг при этом, что в наше время и не удивительно, призвал на помощь врага внешнего. Извечный соперник Мономаха Олег Святославич (в «Слове о полку Игореве» - Гориславич) – его двоюродный брат, ровесник и крёстный старших детей Мономаха, уже несколько раз приводил на Русь орды, которые грабили и выжигали русские города, монастыри и сёла. Борьба с Мономахом за Чернигов, который Олег почитал своим (его отец когда-то владел Черниговом), а Мономах – своим (он занял Чернигов по праву, когда его отец Всеволод стал великим князем) длилась много лет. Дело однажды увенчалось успехом. Мономах оставил Чернигов. Произошло это в день памяти святого Бориса, 24 июля. «Пожалел я христианских душ, - говорит Мономах о прекращении сопротивления, - и сёл горящих, и монастырей… И отдал брату отца его стол, а сам пошёл на стол отца своего в Переяславль». Дружина Мономаха была уже совсем малочисленна, вместе с женщинами и детьми из ворот Чернигова вышло не более ста человек. Они двигались сквозь взгляды многих сотен половцев, мимо их пёстрых шатров. Мономах говорит: «И облизывались на нас половцы точно волки, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля».
Мономах правил двенадцать лет, в 1113-1125 годы. После его смерит два поколения половцев боялись потревожить Русь.
Судя по всему, Мономах знал время своего смертного часа и уехал умирать на речку Альту, в то место, где за 110 лет до этого снискал мученический венец святой Борис и где он сам когда-то построил церковь во славу Бориса и Глеба. Владимир-Василий Мономах отошёл в вечность 19 мая 1125 года «на Альте у любезной ему церкви, которую великим иждивением и трудом построил и богато украсил». Погребен он был в Софии Киевской, рядом с дедом – Ярославом Мудрым и братом Ростиславом.
Мономах, один из самых выдающихся правителей Руси за всю её 1154-летнюю историю, в памяти народа остался как «братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю».
Источник: по материалам исторических очерков Олега Слепынина.