«Мигранты должны понимать: это они к нам приехали, а не мы к ним»

Известные пастыри об обучении приезжих «Российской картине мира» и об уроках толерантности для школьников

0
575
Время на чтение 10 минут
В России планируется создать систему обучения для детей мигрантов, которая должна помочь им не только овладеть русским языком, но и интегрироваться в российское общество, в том числе за счет сформированной в ходе обучения «российской картины мира», пишет Regions.ru. Эксперты, подготовившие эти предложения по заданию правительства, считают, что такой подход к обучению поможет предотвратить формирование в России «закрытых этнических анклавов». Предполагается, что обучение детей «новых соотечественников» будет вестись в системе допобразования и станет для них «добровольно-обязательным».

Предложения по созданию комплексной системы обучения детей мигрантов представлены в Российском университете дружбы народов (РУДН), пишет газета «Коммерсант». «Дети, владеющие русским языком на низком уровне, становятся серьезной проблемой при организации обучения для учителей,— объясняется в докладе актуальность задачи.— Между детьми россиян и детьми новых соотечественников возникают языковые и психологические барьеры, что препятствует созданию условий для позитивной социализации всех детей».

Кроме специального усиленного обучения русскому языку, предлагается разработка учебников и пособий «с тщательно отобранным культуроведческим материалом», которые должны сформировать у детей «российскую картину мира». Вместе с тем предлагается разработать и включить в учебный план российских школ факультативный курс по воспитанию толерантности, «в котором основным мотивом звучала бы мысль о том, что иммигранты являются носителями уникальных культур, знание которых обогащало русскую мысль в прошлом и будет чрезвычайно полезно ей в будущем».

«Как, на ваш взгляд, можно сформировать у мигрантов и беженцев "российскую картину мира"? Как бы прокомментировали идею "факультатива по толерантности" для российских школьников?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, напомнил, что «у нас уже была "советская картина мира", которая полностью игнорировала этноконфессиональные особенности народов Советского Союза. Скорее всего, и "российская картина мира" будет такой, ближе к атеистической – просто потому, что заниматься-то этим будут люди советской выучки. И будет эта картина скорее безоценочной, фактологической, - но культурные, исторические события должны ведь оцениваться. И будет она, так сказать, эволюционной: "мы идем по пути прогресса", "возникнет новый человек" и проч. Мы это уже проходили, и закончилось все крахом».

«Мне кажется, как раз опыт дореволюционной России показывает, что этнические анклавы неизбежно будут существовать: они никогда и не исчезали. Но при этом в России была четкая доминанта – Православие, - подчеркнул он. - Именно в эту государственность встраивались неправославные народы и чувствовали себя вполне комфортно, потому что их никто не подавлял, никто не стремился навязывать им иные убеждения. В Российской Империи было единственное ограничение: запрет на проповедование иных религий среди православных».

«Что касается толерантности, то о ней написано множество программ. Но кто бы что ни сочинял, а исторический караван идет своим путем, несмотря на все толерантные призывы, программы и прочее. Так что нового тут ничего не придумаешь. И, как правило, этими выдумками занимаются люди с совершенно четким прозападным либеральным мировоззрением. Они в основном гнут свою линию, невзирая на провалы этой же линии на Западе», - отметил отец Сергий.

«У нас, наоборот, надо очень усиленно заниматься вопросами межконфессионального и государственно-конфессионального взаимодействия. Надо налаживать контакты и сотрудничество по целому ряду вопросов, а не смешивать все в кучу. И главное: формировать стержневое образование, основанное на Православии. Россия не может быть иначе как православной, - она просто Богу не нужна другая. И если будет эта основа – всем остальным будет комфортно и все будут чувствовать себя в безопасности», - убежден пастырь.
Протоиерей Александр Добросельский, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общенаучных дисциплин Рязанской православной духовной семинарии, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина, сказал: «Положение дел в Европе показывает, что политика культурной ассимиляции терпит полный провал. Успешно ассимилируются в Европе только представители христианских культур, - к примеру, русские, у которых внуки уже только по фамилии отличаются от французов или немцев. Так же быстро обрусевают и немцы в России».

«Представители же принципиально отличных от господствующей в данной стране религий во всём мире живут анклавами, и никакие учебники ничего изменить не могут, - уверен отец Александр. - Религия держит в своих объятиях куда крепче любой привычки и формирует специфическое мировоззрение вопреки любой внешней корректировке. Анклав же – это государство в государстве, и его возникновения допускать ни в коем случае нельзя во избежание многих неприятностей».

«Для государства и общества безопасно только проживание "безобщинных" мигрантов. Но сама идея создания отдельных учебников, курсов и программ прогнозирует и в определенной мере провоцирует создание таких анклавов. И успешный, как может показаться, опыт США с их многочисленными общинами-районами и городами, не должен нас обнадёживать. Умножающаяся многообщинность, при всём умиленном и прекраснодушном отношении к ней, незаметно рвёт общность государства, - считает пастырь. - Конечно, пока материальный достаток «покрывает» этот процесс - все довольны. Но эти мины не взрываются только из-за неоправданного финансового благополучия, построенного на спекулятивной экономике, и могут похоронить страну при экономических трудностях».

«Кроме того, - продолжил он, - мы до сих пор и свою-то мировоззренческую картину не выработали. Общество наше разделено, представление о православной культуре или расплывчатое, или опасливое. Своих детей боимся обучать Православию, а когда берёмся, то не знаем, чему обучать. Учебники для мигрантов при таком положении дел будут ограничиваться общими и неубедительными призывами к толерантности».
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, полагает, что «дело не в информации и не в условиях жизни. Дело в духе. Например, приезжает мигрант из Киргизии, где горы, чистая природа, отношения у людей чистые. И что же он видит тут? У нас родителей не почитают, учат не труду, а тому, как, не работая, заработать побольше, детей рожать наши граждане не хотят, и вообще хотят меньше забот о семье. Все это отвращает людей от нашего современного общества, возникает враждебное отношение. Ведь в нашем обществе культивируются только материальные ценности, а духовные в пренебрежении».

«Тут ни школа, ни вузы ничего поделать не смогут, потому что важен вопрос воспитания всех детей в духе истиной правды, любви, терпения, трудолюбия, - а этого нет, - посетовал отец Александр. - Есть только красивые побрякушки, но они очень быстро надоедают, потому что между людьми нет добрых радостных отношений».

«Вот если мигранты увидят дух любви и мира, и что он намного лучше, чем у них на родине, тогда они и примут нашу страну сердцем, - убежден пастырь. - Но пока этого нет, мигранты будут собираться в свои анклавы, потому что в них дух любви пока не выхолощен. Они пока духовно чистые люди. А мы уже в таком состоянии, что смотрим на них как на средство использования в своих целях».

«В царское время была национальная политика, а не толерантность, - напомнил он. - Это и сегодня должно быть. Нужны специалисты, которые в этом деле что-то понимают. А пока таковых нет, говорить об очередных программах нет смысла».
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает, что мысль хорошая. «Детей мигрантов, конечно, нужно обучать русскому языку, - подчеркнул он. - Может, следует также активно вовлекать их в общественную жизнь, заинтересовывая главным образом молодежь. К этой работе могли бы подключиться общественные организации».

«Мне кажется, - продолжил пастырь, - в России это может получиться лучше, где бы то ни было – у нас громадный опыт взаимодействия культурообразующего народа и других национальностей, населяющих Россию. Вот этот опыт и нужно использовать, изучая его более глубоко. Может, там мы найдем правильные ответы. Изучая историю России, опыт освоения наших огромных территорий, общения с другими народами, думаю, многое можно почерпнуть, в том числе используя наши духовные традиции - Церковь всегда играла немаловажную роль на Севере, в Сибири, где трудились наши миссионеры».

«Думаю, нам нужно постоянно изучать эту тему, может, даже проводить конференции – это очень серьезный вопрос. Что за люди к нам приезжают, что их волнует, что может тронуть их душу? – на все эти вопросы нужно искать ответы. Если мы их действительно принимаем, то должны принять как братьев», - не сомневается отец Константин.

«А вот слово "толерантность" мне не нравится, - признался он. - Есть русское слово "терпимость", но и оно не совсем тут уместно. Нужно не просто терпеть приезжающих, но и уважительно к ним относиться, приобщать их к общественной жизни. Это более точные задачи».
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, отметил, что «представители национальных меньшинств, приезжающие в Россию, знакомятся не только с русским языком, но и с богатством нашей русской культуры, так как язык и культура неотделимы».

«Недавно я смотрел передачу с участием Святейшего Патриарха Кирилла и нашего Президента, они говорили о необходимости вернуть нашему русскому языку былой статус. Речь шла и о том, что нужно убирать слова иностранного происхождения, которыми заполонили нашу речь. Была высказана и еще одна важная мысль: Россия – носительница и хранительница кириллицы, которую на Западе до сих пор пытаются принизить и вытравить из памяти русского народа, нашего братского украинского народа, славян. А если мы начнем обогащать ею приезжих, это будет большим плюсом - они получат огромное богатство», - убежден отец Александр.

«Такой же положительный результат был получен в результате иммиграции нашего белого движения на Запад - там познакомились с православной верой, русской культурой, хотя революция и стала огромной драмой русского народа. Поэтому я только приветствую такой подход. Конечно, мы тоже должны обогащаться, изучать культуру других народов – чтобы знать и понимать их, выстраивать с ними добрососедские отношения, и чтобы на земле возобладал мир - чего сейчас нам всем так не хватает», - подчеркнул пастырь.

«Что же до толерантности - это слово не приемлют многие православные мыслители, так как в него вкладывают много смыслов, но самый вредный – "мы должны с улыбкой на лице принимать любую ересь". Терпимое отношение к другим культурам, безусловно, должно быть. Думаю, слово «толерантность» все-таки нужно заменить другими терминами: "знакомство", "уважительное отношение". Толерантность и уважительное отношение – не одно и то же. Тут мы опять наступаем на те же грабли, а нам нужно вернуться к нашему русскому языку, обходя такие завуалированные формулировки. Если понимать под словом "толерантность" доброжелательное отношение, знакомство, тогда я поддерживаю эту инициативу – но без дополнительных смыслов», - заключил отец Александр.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, считает, что это предложение преждевременно. «Школьников в первую очередь нужно знакомить со своей культурой, историей, воспитывать в них уважение к предкам, к пожилым людям, к родителям, а не учить толерантности, - пояснил он. - Вот мусульмане этому своих детей не учат - они заботятся о сохранении собственных традиций».

«До революции русских офицеров не нужно было учить толерантности - они и без этого знали, что нельзя добивать поверженного врага или издеваться над пленными. С молоком матери они впитывали благородство, любовь к Отечеству, к своей армии, - напомнил отец Андрей. - Вот и нам нужно как следует воспитывать своих детей, давать им хорошее образование. А еще - грамотно выстраивать миграционную политику. Мы видим, чего добилась толерантная Европа».

«Если человек хочет жить в России, он должен знать русский язык, нашу литературу, традиции региона, где собирается обосноваться. Мигранты должны понимать: это они к нам приехали, а не мы к ним. Должны знать, как живут здесь люди, какие у них законы. А не желают признавать наших законов, устанавливают свои порядки – лебезить перед ними не нужно. Необходимо принимать жесткие меры - вплоть до депортации», - категоричен пастырь.
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, глубоко убежден, что «предлагаемые меры спорны и неоднозначны, - и хорошо еще если не конъюнктурны и неактуальны. Если их и можно использовать, то явно не как основные».

«Во главу угла нужно ставить не обучение детей-мигрантов русскому, а изменение демографической ситуации в России, и прежде всего, в регионах с преимущественным проживанием титульной нации. Если мы ставим перед собой задачу заселить Россию мигрантами, бесполезно учить их русскому языку, чтобы не возникало этнических анклавов - вся Россия в таком случае станет одним большим этническим анклавом, или наоборот, анклавами станут места, где проживает русское население, носители наших культурных традиций», - предостерег отец Филипп.

«У нас все благополучно с образованием собственного населения? С демографией? – вопрошает он. - Наверное, мигрантам лучше здесь, чем там, где они родились и выросли, но мы-то вымираем. Где, скажите, программа поддержки многодетных семей? А главная проблема таких семей - жилищный вопрос. Теперь все очередники, социальные и многодетные, стоят в одной очереди. Почему? Нам не нужны многодетные семьи?»

«Если у человека есть руки и голова, он сможет прокормить свою семью – понятно, что не без добрых людей и той социальной поддержки, которая уже есть в нашей стране. Но что не может сделать многодетная семья никогда – это обеспечить себя жильем. Зато деньги на программы для мигрантов у нас есть. Хорошо, у нас будут жить мигранты. Зачем им учить русский язык? Может, это нам лучше учить какой-нибудь другой язык: например, на Дальнем востоке – китайский, а в Центральной России – кавказские, азиатские?» - иронично предложил отец Филипп.

«И о какой толерантности идет речь? Что это? Толерантность - предмет, который насаждают развитые и сильные государства в государствах слаборазвитых и зависимых - для того, чтобы они сколь возможно дольше оставались таковыми. Нужно наших детей учить вечным ценностям, воспитывать, в это вкладывать средства и туда направлять усилия», - призвал пастырь.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Александр Волков
10.05.2024 09:39
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
10.05.2024 07:27
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
10.05.2024 07:21
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
10.05.2024 04:23
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от учитель
10.05.2024 02:03