В социальных сетях появился видеоролик, на котором группа молодых людей и девушка развлекаются, нарушая ПДД на виду у сотрудников полиции, а затем пытаются скрыться от них, двигаясь на высокой скорости, пересекая сплошные полосы разметки, выезжая на тротуары и газоны и создавая различные опасные ситуации. Нарушители сами вели запись происходящего на мобильные устройства и транслировали ее для просмотра всех желающих при помощи интернет-ресурса Periscope, пишет Regions.ru.
В последствие оказалось, что гонки с полицией устроила так называемая «золотая молодежь» на Gelandewagen, принадлежащем 20-летнему сыну замглавы «Лукойла» Азата Шамсуарова Руслану. Парень любил выкладывать в сети свои фото рядом с дорогой машиной. Заодно он делился отчетами о количестве выписанных штрафов — в начале апреля непогашенных квитанций было на 305 тысяч рублей!
«С ними в машине во время трансляции была девушка Мара, которая в октябре 2015 года находилась в белом "БМВ", который устроил массовую аварию на Кутузовском проспекте с участием полицейского автомобиля. В этой аварии погиб водитель "БМВ" и сотрудник полиции. Мара тогда попала в больницу. Видимо, оклемалась и делает новые попытки выпилиться (погибнуть в ДТП - ред.). Собственно, это далеко не первое и не последнее их выступление. Они будут безнаказанно убивать до тех пор, пока не убьются сами», - приводит мнение интернет-пользователя газета «Комсомольская правда».
По имеющейся информации, мажоры пока отделались всего двумя штрафами по 2500 рублей каждый. Нарушителей отпустили после оформления протокола. Начальник московской полиции Анатолий Якунин поручил начать служебную проверку в отношении сотрудников ГИБДД, которые, по его мнению, недостаточно серьезно наказали устроивших гонку с полицейскими, сообщил столичный главк МВД. «Начальник главка дал оценку и действиям своих подчиненных. В отношении сотрудников, которые не приняли соответствующих мер и вынесли постановление лишь о штрафах для нарушителей, будет инициирована служебная проверка и будет решаться вопрос о привлечении их к дисциплинарной ответственности»,— пишет «Коммерсант».
Кроме того, Якунин выразил уверенность, что за такую езду, когда риску подвергаются жизни всех участников дорожного движения, гонщики должны быть не просто оштрафованы, но и арестованы как минимум на 15 суток. В свою очередь коммунисты подчеркивают, что если «беспечные ездоки» отделаются лишь штрафом, это создаст опасный прецедент.
«Сегодня дети бизнесменов отделались несущественным для них штрафом за преступление, создавшее угрозу для жизни людей. На видеозаписи видно, что их наказание не особо тяготит, и они нисколько не раскаиваются, наоборот, гордятся содеянным. Значит, нельзя исключать, что завтра дети российской элиты решат, например, пострелять по "простым смертным" на поражение, уверенные, что им за это ничего не будет», - считает депутат Госдумы Валерий Рашкин.
Он напомнил, что, несмотря на то, что в советское время существовала собственная «золотая молодежь», дети тогдашней элиты не чувствовали себя столь безнаказанно, поскольку и их, и их родителей могли сурово наказать «по партийной линии». Депутат предлагает хотя бы частично вернуться к подобной практике. «Особый контроль за поведением членов семей чиновников и бизнесменов поможет бороться с феодальным менталитетом российской элиты. Видимо, разделяющей страну на аристократов, которым все позволено, и смердов», - сказал Валерий Рашкин.
«Как вы относитесь к произошедшему? Можно ли с этим как-то бороться? Что вы думаете о предложении Рашкина по борьбе «с феодальным менталитетом российской элиты»?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, напомнил, что «правила дорожного движения "писаны кровью", поэтому перед законом должны быть равны все. И это заставляет применять жесткие меры, в том числе к детям известных людей, если они не хотят соблюдать закон. Если это сделать сегодня, завтра они сами, да и их родители, будут благодарить. Сегодня они позволяют себе так опасно шутить, нарушая правила дорожного движения, а завтра, если что-то случится, будут скорбеть родители, пострадавшие, и сами эти дети. Они могут оказаться в роли как преступников, так и жертв. И наказывая их, мы тем самым делаем им благо».
«Ради сохранения жизней на дорогах нужно действовать по всей строгости закона: если полагается лишить прав, надо лишать. Возможно, для таких людей две-три тысячи рублей – мелочь. А вот лишиться возможности передвигаться на автомобиле, оставшись без прав, - уже более строгое наказание. Это заставит их призадуматься и хотя бы из-за этого причине соблюдать закон. Хорошо, что такой вопрос подняли: у нас чаще обращают внимание на простых людей, а богатые и влиятельные остаются безнаказанными», - посетовал владыка.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, не понимает, почему это называется «феодальным менталитетом». «В феодальные времена элитой считались те, кто защищал родину с оружием в руках, - напомнил он. - Александр Невский – феодальная элита, Дмитрий Донской, князь Пожарский тоже. Это благороднейшие, мужественные люди, достойные того, чтобы с них брали пример. За что же их так обижать?»
«А в нашем случае речь идет о плебейской психологии, - пояснил отец Александр. - Что называется, "из грязи да в князи". Бешеные деньги позволяют этим людям творить все, что угодно. Понятно, что закон должен быть одинаков для всех, и если человек нарушает правила дорожного движения, нужны какие-то уточнения: к примеру, делает ли он это по неосторожности или осознанно. Молодые люди, о которых идет речь, надеясь, что штраф будет незначительным, переходят рамки дозволенного. Вот поэтому необходимо уточнение в законе: если намеренные действия правонарушителя представляют опасность для пешеходов, значит, штраф увеличивается в сто или тысячу раз - чтобы и толстосуму было неповадно так себя вести».
«Или должно быть уголовное преследование, - предложил пастырь. - Если действия таких "шутников" создают угрозу для жизни окружающих, значит, нужна другая статья. Юристам следует подумать, как трактовать такое поведение, и внести соответствующие изменения в закон».
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, отметил, что «законы, нормативно-правовые акты написаны без поправки на кошелек и положение в обществе. Если человек нарушил закон, он должен быть наказан - независимо от того, какую должность занимает его отец, мать или он сам. Закон одинаков для всех, поэтому нужно наказывать человека справедливо, и, как сказано в Священном Писании, "не взирая на лица"».
«Виноват – будь любезен ответить. Не заплатил штраф в нужное время – плати больше. Совершил еще что-то противозаконное – получай условный срок. Мы должны уметь противостоять бандитизму и вседозволенности тех, кто думает: им позволено всё», - заключил отец Михаил.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, не стал тут рассуждать о социальных категориях. «Это не феодализм, а распущенность, вседозволенность, лихачество, - считает он. - Но думаю, способ решения проблемы прост. Несколько лет тому назад я был в Финляндии, где строго соблюдаются ПДД - почти повсюду установлены приборы фиксации скорости движения. Я находился в гостях у весьма богатого человека, и он рассказал, что когда-то нарушил ПДД, превысив скорость. Полицейские остановили его, взяли права, проверили их по интернет-базе, и тогда один из них сказал коллеге: "О, как хорошо, мы с тобой уже выполнили весь месячный план". Штраф был выписан, примерно, на десять тысяч евро».
«В Финляндии штрафы за нарушение правил дорожного движения взимают, исходя из доходов нарушителя. Думаю, если такая система будет введена у нас в России, это станет хорошим способом решения проблемы», - уверен отец Димитрий.
«Понятно, - продолжил он, - что у нас некоторые числятся безработными, а ездят на Гелендвагенах – но это уже другая проблема. Думаю, введение шкалы штрафов, привязка их к процентам от доходов, будет стимулом для соблюдения правил дорожного движения. У нас в стране слишком велика разница между "элитами" и бедными людьми. В Финляндии это расслоение значительно меньше, и там такая система практикуется. Значит, для нас она еще более актуальна».
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, не стал бы называть этих людей «элитой». «Элитарность не зависит от денег, - полагает он. - Во-вторых, нужно просто поступать по закону. К этим молодым людям должны отнестись точно так же, как если бы это были никому не известные дети никому не известных родителей. Есть люди, которые нарушили закон, ну, пусть и отвечают. А учитывая наглость нарушителей - по всей его строгости. Не нужно выдумывать специальные наказания, достаточно применить уже существующее законодательство, причем без снисхождения».
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, считает, что «все очевидно, и вопрос только к правоохранительным органам: закон един для всех или нет? Худо-бедно судебная система у нас все же работает, законы действуют. Другой вопрос, что в этой ситуации не помешало бы усиление исполнения определенных законов. А контроль общественного мнения еще более эффективен. Очевидно, что Анатолий Якунин поручил провести проверку в связи с давлением через информационные сети. Главное, чтобы была на это политическая воля, а далее вопрос чисто технический. Так что я не вижу проблемы, кроме единства правового поля. Если оно есть, то должно быть одинаковым для всех».
«С предложением Валерия Рашкина не совсем согласен: тут следует действовать не "по партийной линии", а через общественный контроль и общественное мнение, которое должно быть учтено в определенных случаях, - предложил пастырь. - У нас же есть петиции, общественное голосование, - вот и тут можно применить. Единого правила не выработать. Сын министра и сын сотрудника министерства – это разные весовые категории. Так что тут не сформулировать единых требований к тому, чьи дети должны строже нести ответственность».
«А скандальные случаи все же исключительны. Описанная ситуации нетипична: нельзя сказать, что вся молодежь так себя ведет. А нетипичные ситуации могут исключительным образом разбираться благодаря общественным требованиям, и это, как мы видим, уже работает, если не работает закон. Так что общество должно активнее реагировать на такие вещи, это единственный рычаг, который может повлиять на принятие тех или иных властных решений», - заключил отец Андрей.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, считает, что это «очень печальная история. Представители "золотой молодежи" чувствуют свою безнаказанность, потому что родители их так воспитывали: если что, всегда заступятся, заплатят и все будет хорошо».
«Если смотреть глубже – это отражает культурный уровень нашей элиты, он не очень высокий. Мало того, что они сами часто кичатся своим богатством, они еще с презрением и пренебрежением относятся к людям "не их уровня". А людей больше всего раздражает даже не богатство и то, что им кичатся, а устройство правоохранительной системы, где все решают деньги, с которыми ты можешь делать, что хочешь. Наши полицейские порой откровенно нечисты на руку, - возмущен пастырь. - Но равенство всех перед законом – один из основополагающих демократических принципов».
«Купировать это можно именно наказанием по всей строгости. Я ничего не имею против, если за такие проступки будут судить не в общей массе, а наказывать еще и родителей, потому что их тоже надо воспитывать. Тогда в соблюдении закона будут заинтересованы и сами родители, чтобы их не компрометировали и не подставляли их же дети, чтобы общество не возмущалось. Так что инициатива Валерия Рашкина в этом смысле правильная», - заключил отец Иоанн.