По своей идее этот праздник должен быть торжеством национальной гордости и единства славянских народов. Однако и с гордостью, и с единством дела обстоят крайне неблагополучно. Русские и русский язык во многих соседних странах подвергаются дискриминации, а Россия изображается вековым агрессором и угнетателем, аналогичные тенденции отмечаются даже в некоторых регионах РФ. Отношения едва ли не со всеми славянскими странами трудно назвать братскими - даже на Украине, которая всегда рассматривалась как «своя», бушует антирусская истерика.
Заместитель председателя парламента, замсекретаря Генсовета партии «Единая Россия» Сергей Железняк отмечает, что «очередным стратегическим плацдармом для НАТО на наших глазах становится Черногория, которую втягивают в альянс, не принимая во внимание мнение большинства населения страны, которое выступает против вхождения в НАТО и требует проведения национального референдума по данному вопросу. В славянской части Европы возникает еще один очаг нестабильности... Россия является средоточием славянского мира, оставаясь при этом пространством диалога и содружества множества культур народов, населяющих нашу многонациональную страну… В День славянской письменности и культуры, который наша страна отмечает со славянскими народами, хочется пожелать всем людям мира, процветания, благополучия, верности культурным традициям и сохранения исторической памяти».
«В чем, на ваш взгляд, смысл этого праздника? Осталось ли, на ваш взгляд, единство славян в чем-либо помимо родства языков? Нужно ли славянским народам это единство?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что «смысл праздника, прежде всего, в очень значимом историческом выборе, который свершился при обращении славянских народов в православие и создании церковно-славянского языка, который стал самым важным культурообразующим фактором».
«Ведь фактически Кирилл и Мефодий создали язык как слепок с греческого, и это был самый адекватный вариант передачи Евангелия и богослужебной литературы, то есть это был выбор и веры, и культуры, и исторической судьбы. А надо заметить, что IX и X век – это очень непростое время, когда была Восточная Римская империя, Хазарский каганат был очень значимым центром силы. Болгары, сербы, нарождающиеся русы, венгры, тюрки… И в это крайне сложное время надо было решить, по какому историческому пути идти. Выбор пал в сторону православия, он был крайне значим во всех отношениях. А в наше время вопрос единства – это вопрос дальнейшей исторической судьбы: что в конечном счете выбирают современные славянские этносы и народы – быть со Христом или с «золотым тельцом» современного западного общества потребления. Выбор весьма серьезный, и вопрос духовного новозаветного евангельского единства никто не отменял», - подчеркнул священник.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, отметил, что единство только тогда единство, когда оно в духе.
«И тут нужно отметить сначала нашу собственную вину, вину нашего народа, который перед революцией отступил от Бога. Отсюда все источники наших дальнейших бед. Нынешняя ситуация – это продолжение тех проблем, которые мы получили в результате этого отступления. Славянские народы, утратив такой оплот, тоже разошлись, кто куда и как мог. В социалистической атеистической России отношения уже стали другими из-за выгоды, соображений экономического, политического, военного характера, но не соображений духовных. И сейчас назревает переломный момент, когда Россия с большим трудом снова начинает осознавать себя православной. Но инерция всего, что было накоплено в ХХ веке, дает о себе знать, особенно после распада СССР, когда в 90-е годы Россия вообще утратила какое-либо значимое влияние в мире. И в этот период страны уровня Черногории или Болгарии просто естественным образом попали под влияние другого "покровителя" в лице Запада», - продолжил о. Сергий.
«Поэтому преодоление всего этого возможно только через укрепление, обретение веры в русском народе. Тогда и остальные народы по милости Божьей снова получат возможность духовной опоры. Конечно, Бог не оставляет и их, но в этом мире нужно иметь православное государство, на которое можно опереться и иметь от него в первую очередь всяческую поддержку, чтобы свободно исповедовать свою веру. Что касается духовных влияний, тут надо понимать, что ХХ век наложил серьезный отпечаток на духовное состояние других народов, то есть при внешнем сохранении в той же в Греции, Черногории, Сербии внешних атрибутов благочестия и духовности, тем не менее, уровень этой духовности значительно снизился. А потому они имеют те же проблемы, что и мы, только еще худшие, потому что они еще ближе к Западу, и их экономическая, политическая и военная мощь несравнима с мощью России. Россия себя сможет отстоять, а они нет. А местная правящая элита часто готова продать интересы своего народа. Но вот мы можем ли поставить такие условия, чтобы НАТО никоим образом не имело влияния на Черногорию? Сербию мы уже упустили», - добавил он.
«Как эта ситуация будет развиваться, не берусь говорить, но могу высказать надежду, что Господь не оставляет православные народы, видит их борьбу. И я надеюсь, в какой-то момент он окажет помощь не только России, но и всем тем, кто боролся с этим мировым злом, по сути уже с сатанизмом в лице Запада, НАТО и всех содомских организаций. Идет мощная духовная брань, и борьба идет на уровне духовном. Но Бог видит сопротивление этих народов. Думаю, будет и на нашей улице праздник, а сатана, как обычно, празднуя уже победу, будет посрамлен всеми, кто сохраняет верность Богу», - заключил о. Сергий.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает, что «культурную идентичность не так-то легко разрушить, и политические реалии сегодняшнего дня не могут в корне изменить ситуацию, разрушить чувство общности, близости народов – и не только языковой, но и культурной, религиозной».
«Так что у меня оптимистичный взгляд на будущее: я думаю, что политическая конъюнктура потеряет свое значение и ценность, а вот общие ценности славянских народов останутся в веках. Несмотря на принижение русского языка в мире, в том числе, в близких нам странах, он все-таки распространяется. Много русскоязычных людей переехало в Европу и Америку. Сейчас нередко где-нибудь на Манхеттене, да и в самых отдаленных уголках Земли, можно услышать русский язык. Он все-таки остается языком межнационального общения между славянами. Как-то я был в Финляндии на церковном празднике, и туда съехались представители из разных приходов, в том числе, представители Эстонской и Финляндской Православных Церквей - эстонец и финн по национальности. И общались они между собой на русском языке! Таких примеров можно привести много. Это показывает, что русский язык все-таки сохраняет свой статус в мире - несмотря на все попытки вытеснить его как средство общения. Так что политика - это одно, а фактическая жизнь общества – совсем другое», - подчеркнул священник.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, считает, что «главное наше единство - в наших корнях, в нашей православной вере, а ее вместе со славянским языком мы получили благодаря святым равноапостольным Кириллу и Мефодию».
«Именно благодаря этой вере остается целым и живым корень, из которого растет наше общее дерево. Да, оно стало высоким, у него появилось много ветвей. Но даже родные братья и сестры могут ссориться, что-то делить. Но потом, когда «война» закончится, они, набив себе шишек, по крайней мере, сохранят свой дом. У них больше поводов помнить о том, что их объединяет, нежели о том, что разделяет. Думаю, нам просто нужно пережить навязанные нам извне представления, нас разделяющие, и мы приобретем более глубокий опыт, осознаем свое единство. И то, что мы сейчас разбежались, быть может, потом поможет еще больше любить друг друга», - продолжил он.
«Я не боюсь нынешнего разделения. Славяне не раз находились под стопой оккупантов, каких-то внешних сил, врагов, которые только и думали, как бы нам навредить. Но потом они все равно приобретали свободу, помогали друг другу, и создавали вместе еще более крепкую, дружную славянскую семью. Благодаря нашей единой вере, культурному коду, сохранившемуся, несмотря на наши различия, мы и теперь найдем общий язык. Нам только нужно терпение, чувство уверенности в завтрашнем дне. Необходимо учиться видеть будущее, которое когда-то прозрели для нас святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, активнее пользоваться нашим преимуществом - общим языком, общей культурой – тем, что они нам даровали, и по-другому смотреть на наши различия», - заключил о. Алексий.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, отметил, что в его благочинии прошло очередное, уже третье мероприятие Дней славянской письменности и культуры, а затем в районной библиотеке прошло заключительное.
Священник задается вопросом: «Что зашифровано в азбуке, которую оставили нам в наследство Кирилл и Мефодий?» - «Я знаю буквы, говорю добро, и хорошо жить на Земле».
По его словам, этот славянский код, запрограммированный в нашей азбуке, говорит о том, что в первую очередь нужно быть грамотным, образованным человеком, и только после этого ты можешь «говорить добро» и будет хорошо на Земле.
«Проблема исторической образованности, грамотности сейчас стоит на первом месте. И именно то в первую очередь разделяет славян, потому что когда жили Кирилл и Мефодий, не было такого разделения, хотя уже тогда стали появляться религиозные различия. Так что в совокупности, конечно, нас много чего всегда разделяло, особенно южных и восточных славян. Отношения сейчас действительно натянутые. Но думаю, причина этого в пропаганде, неутомимой работе иностранных спецслужб, которые действуют по известному принципу: "Разделяй и властвуй". Возможно, это все срабатывает из-за желания быть обманутыми», - добавил священник.
«Праздник славянской письменности и культуры действительно должен был нас соединить - мы бы собрались, поговорили, вспомнили наши старинные песни, обычаи, - но, к сожалению, этого не происходит - по политическим мотивам. Поэтому нам нужно больше освещать историческую роль России. Нас действительно связывает не только родство, братство, но и православное вероисповедание, что многих раздражает. Наша русская культура во многом расходится с современными западными "ценностями", и когда я слышу, что наши ценности "исторически неверны, потому что не работают", не могу с этим согласиться. Ценности вечны, а братство, любовь, добро, взаимопомощь – это все нас объединяет. И всем, кто хочет нас разъединить, мы всегда найдем, что противопоставить. А славяне - открытый добрый, щедрый народ, который всегда будет добрососедским», - заключил о. Вячеслав.
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, считает, что русофобская истерика, которую мы наблюдаем у границ России - не отражение настроения народов, а следствие продуманных, подготовленных действий определенных лиц, - как сейчас модно говорить, «элит», - причем тех стран, которые не имеют прямых границ с Россией.
«Ни в 90-е годы, ни сейчас не закончилось то, что мы привыкли называть холодной войной. И происходящее сейчас свидетельствует: эта война приобретает тем более острые формы, чем слабее одна из главных ее участниц – Россия. Но восточное славянство не утратило свое единство, оно его сохраняет. Кирилл и Мефодий проделали беспрецедентную работу, создав азбуку чужого языка и переведя на нее сердцевину культуры своей эпохи – Священное Писание и богослужебные книги. И это не только подвиг академического, энциклопедического характера, но и передача смысла бытия - культурной традиции той религиозной основы, на которой образовано славянское единство, от чего пытается сейчас отказаться западный мир – христианства. Это единство основано на Истине, которая может быть только одна. И это у нас не могут отнять ни политики, ни дорвавшиеся до власти бизнесмены. Предатели своей страны и своего народа, политические агитаторы и пропагандисты будут здесь бессильны – до тех пор, пока у нас есть это единство. А оно – тело Христово, о котором Спаситель сказал: "Врата адовы его не одолеют". Оно есть, и я думаю, это единство нерушимо», - продолжил он.
«Можно воспитать поколение, которое будет плохо знать русский язык (или не знать его вовсе), можно уничтожить свою страну в угоду инспирированной извне русофобской ненависти. Но мы точно знаем: мы единый народ, пусть сложный особенностями своей истории, но единый. И нерушимое единство христианских ценностей обуславливает и единство славянского мира, хотя сейчас оно и испытывает тяжелейшее потрясение. Не случайно против него так ополчился современный мир», - заключил священник.