Зачем правительству «филькино» лидерство?

Социолог Екатерина Добренькова считает, что российские вузы поднимаются в международных рейтингах по формальным признакам, не имеющим никакого отношения к качеству образования

К 2020 году пять отечественных вузов должны войти в первую мировую сотню. Такую задачу Президент России Владимир Путин поставил перед правительством в «майских указах» от 2012 года, пишет «Российская газета». «Дело это сложное», - подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства, где рассматривались промежуточные результаты соответствующей поддержки университетов страны.

План мероприятий так называемой программы «5-100» кабмин реализует с 2013 года. За это время заявки на финансирование из федерального бюджета подали 88 вузов, 21 стал победителем. Они получили в общей сложности 30 миллиардов рублей. «В текущем году мы предусмотрели такие субсидии для университетов в размере 11 миллиардов рублей», - напомнил председатель правительства.

Принятые меры дают определенные результаты. «Растет число университетов в общих списках мировых рейтингов, - подчеркнул Медведев. - Пока, наверное, не на тех местах, какие мы для себя хотели бы, но в целом движение в правильном направлении».

Многие вузы улучшили свои результаты в научных исследованиях - число публикаций, индекс цитируемости увеличились в два раза по отношению к 2012 году.

«За этот срок число участников проекта, участвующих в мировых рейтингах, увеличилось с 5 до 13, при этом в топ-400 этих рейтингов уже входит 5 вузов-участников проекта "5-100"», - рассказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Фиксируются и успехи университетов в предметных рейтингах - в топ-200 отечественные высшие учебные заведения отмечены 14 раз.

За три года в два с половиной раза выросло общее количество публикаций участников программы в международных научных журналах, число высокоцитируемых публикаций - в три с половиной раза. Также в этих вузах удвоилось число иностранных студентов, а число сотрудников, имеющий опыт работы в ведущих мировых университетских центрах, увеличилось более чем в 10 раз.

«Рейтинги нам нужны не ради самих рейтингов, а для качества подготовки специалистов, для того, чтобы учиться в наших университетах было и полезно и престижно», - заявил глава правительства.

Отечественной экономике нужны профессионалы, которые легко ориентируются в закономерностях глобального рынка, глобальной экономики, понимают все процессы, которые происходят в технологическом развитии всего человечества, пояснил Дмитрий Медведев. И таких специалистов должны готовить не только в столичных университетах. Важно, считает премьер, чтобы в эти рейтинги стремились и региональные университеты: «Нужно, чтобы и в других научных центрах в других регионах развивалось высшее образование».

«Будем считать, что мы находимся на правильном пути по развитию университетов, - подвел председатель правительства позитивную черту под обсуждением программы "5-100". - Поддержку мы продолжим, деньги университеты получат. Надеюсь, что они будут тратить их рационально», - заключил Дмитрий Медведев.

Как добиться поставленной цели? И так ли уж необходимо бороться за высокий рейтинг? На эти вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» доктор социологических наук, профессор, первый проректор Международной академии бизнеса и управления Екатерина Владимировна Добренькова:


Конечно, любое государство желает, чтобы высшее образование находилось на высоком уровне, поэтому стремится попасть в топ-100. Но я с недоверием отношусь к вышеперечисленным рейтингам, основанным по формальным признакам. Главный критерий международных рейтингов – индекс цитирования. Россия на протяжении многих лет отставала в этом показателе, поскольку российские вузы этим не озадачивались. Но теперь наши вузы стали активно участвовать в международных рейтингах с целью попадания в мировые топовые рейтинги.

Индекс цитирования в международных журналах необходим, ибо является показателем публикаций работ наших ученых за рубежом. Но данный критерий не может свидетельствовать о значимости вуза и о его достижениях, и вообще, насколько высшее учебное заведение сильно с точки зрения объективных признаков. Поэтому ныне многие вузы благодаря выделенным денежным средствам могут себе позволить издавать статьи, в том числе научные, и публиковать их за рубежом в международных журналах, что позволяет поднять индекс цитирования.

Количество сотрудников, участвующих в ведущих мировых университетских центрах, является более объективным показателем. Многие российские граждане трудятся за рубежом, и, насколько мне известно, пребывают не как работники института или вуза, а как частные лица, которых приглашает зарубежное учебное заведение. Вопрос заключается в том, как оформить достижения и в каком свете представить ученого.

Сегодня на базе российских вузов создаются международные целевые программы, ведь и в России можно собрать международные группы с зарубежными учеными, дабы показать, что наши ученые участвуют в международных программах и центрах. Однако рост рейтинга российских вузов не свидетельствует о том, что резко возросло количество работ, цитируемых за рубежом. Все упирается в статистику. Конечно, есть определенный рост, но не такой, чтобы из третьей сотни скакнуть в топ-100. Наша наука не могла мгновенно возрасти, в отличие от формальных показателей, которые и позволили России войти в первую сотню.

Я не понимаю, зачем российскому правительству и министерству образованию нужно показывать, как мы боремся за качество образования, используя формальные признаки и критерии. Видимо, чтобы оправдать закрытие «некачественных» вузов.

К сожалению, ныне идет борьба за качество образования по формальным признакам. Если вуз не прошел мониторинг, содержащий формальные критерии, то забраковывается. Профпригодность высшего учебного заведения измеряется количественными показателями: количеством педагогов, студентов, среднего бала по ЕГЭ. Но качество образования нельзя так измерять! Это невозможно. Все рейтинги составляются только по количественным показателям, идет борьба за некое мифическое качество, исходя из которого выносят вердикт вузу. Рейтинги формируют абсолютно необъективную реальность.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

15. Ответ на 9., Андрей Карпов:

Это не так.

Андрюша, я в компетентности американского адвоката, который занимался т.н. diploma evaluation, не сомневаюсь. Так что, время не трать.

Углич / 24.05.2016

14. Ответ на 9., Андрей Карпов:

проводится реставрация этих навыков. Но это еще не делает науки как таковой. Потому как нужна среда, инструментарий и финансирование... И включение отечественных ВУЗов в систему мировой науки может этому способствовать.

Написал большой специалист по части делания науки. Сам сначала хоть что-нибудь сделай :) Все ведущие специалисты уже давно работают в системе мировой науки, в нее включены. Начиная со списков литературы в дипломах и диссертациях. И далее ... Единственное, что нужно сделать, так это отключить таких мечтателей, как Андрюша. А если еще и заставить их заниматься делом, то это очень даже будет способствовать !:))

Углич / 24.05.2016

13. Ответ на 9., Андрей Карпов:

Потенциал ученого - это ресурс, который надо было еще использовать. Использовать у нас этот ресурс до сих пор проблематично.

Андрюша, потенциал тогда используется, когда он востребован. А для этого есть государство, политическая воля, финансирование и система. И грамотная постановка задачи. Без этого ни одно государство сейчас не выживет. У России такой опыт, такая школа, такие научные традиции и результаты, что дай Бог каждому! Не беспокойся. Займись лучше делом.

Углич / 24.05.2016

12. Ответ на 8., Андрей Карпов:

Значение этих факторов в рейтинге невелико - каждого 5%. Показатель позволяет оценивать включенность ВУЗа в мировую науку.

Позволит кому, вам и таким как вы? Этакая воспитательница в детском саду, или пионервожатая в пионерском лагере. Выстраивать всех в шеренгу и гладить по головке, или журить? Вы на что претендуете? Вы сами-то хоть что-нибудь сделали? Или, может быть, научную школу создали? Какое-нибудь выдающееся открытие сделали? Или воспитали хороших специалистов? Вы выглядите как курочка в курятнике, с цыплятками под крылышками. Во-истину, вам там и самое место, а не с нашими специалистами. Пинка вам со смехом - единственное, чего вы заслуживаете.

Иностранные преподаватели - это приток компетенций из-за рубежа, иностранные студенты - это трансляция национального знания.

Ну прямо хоровод в детском саду! Может быть, есть национальная ядерная физика, элементная база, квантовая механика, национальные прикладные задачи в радиационной физике, или физике защиты, или в фотонике? У вас с головкой как? Да, простите, а нам корпоративные национальные тайны передадут? :))

Если Вы думаете, что можно иметь науку "для себя", Вы заблуждаетесь, ибо результат науки обеспечивается синэргетически: чем больше база исследований, тем глубже прорыв.

Сначала сами что-нибудь сделайте хоть в одной области, станьте кем-нибудь, "синергетический" вы наш, прежде чем нести ваши глупости. А то, похоже, без предметного содержания любая ваша синергия и другие умные слова так и останутся "прорывными" тараканами в головке.

Если вариться только в национальном соку, национальная наука обречена на отставание.

Лапочка, процесс обмена информацией, распространения научного знания (если, конечно, не под грифом "секретно") - это абсолютная классика. Он был всегда, он есть, он будет. Только это делают специалисты, которые общаются на своем языке во время разных мероприятий. И студенты, которые вступают на научную стезю. И лекции читают кому надо, и конференции, и workshops, и статьи, и стажировки в ведущих центрах, и проекты мощные. Ты только не лезь сюда в качестве глупенького засланного казачка - лучше займись делом. Сделай что-нибудь полезное.

Углич / 24.05.2016

11. Ответ на 8., Андрей Карпов:

Кто вы такой? Вы сами что-нибудь сделали в науке? Вы видели, вы знаете, как делается наука? Вы дилетант, и для вас это просто игра. Одна демагогия и болтовня. Таких как вы близко нельзя подпускать.

Углич / 24.05.2016

10. О, Россия! Дополнение к 6., Углич:

И зачем же тех, кто готовил, воспитывал 1000000 отданных на запад могучих специалистов, - зачем же тех загонять "за можай"?

Господа наши начальнички! Вы думаете, что делаете что-то новенькое? Нет. Все в истории уже было. Все проходили, и ничего оригинального вы не изобретаете. Были такие же периоды в русской истории: засилье иностранцев (немцев в основном) Везде, начиная с академии наук. А свои кадры дискриминировали, выражаясь современным языком. Попросту гнали. [b]Да, грустная фраза:"Талант в России не жилец." Сейчас у нас делают то же самое. О великая русская литература! Н.С.Лесков. "Левша". Рассказ-то прямо в современное яблочко. Перечитайте. [/b]

Углич / 24.05.2016

9. Ответ на 5., Углич:

Американцы подсчитали и сказали, что до 1991 года уровень образования в России был СУПЕР. А после 1991 года уровень образования в России упал.

Это не так. Потенциал российских ученых был весьма высок. Поэтому их было выгодно купить. Такой ученый, с хорошим потенциалом, при подключении к современной системе научного знания оказывался весьма эффективным. Это не означает, что у нас в России наука опережала Запад. Понимаете? Потенциал ученого - это ресурс, который надо было еще использовать. Использовать у нас этот ресурс до сих пор проблематично. Прежде всего, сказывается отсутствие должной научной среды (научная среда к 90-м годам выродилась даже в естественных науках, а в гуманитарных она практически всегда отсутствовала, подмененная идеологией), а также должной инструментальной базы, ну и финансирования исследований, конечно. Отечественная научная школа с высоким вниманием к фундаментальным аспектам и классическим университетским образованием потенциал взращивала - до 70-х годов успешно, потом - менее успешно, сегодня проводится реставрация этих навыков. Но это еще не делает науки как таковой. Потому как нужна среда, инструментарий и финансирование... И включение отечественных ВУЗов в систему мировой науки может этому способствовать.

Андрей Карпов / 24.05.2016

8. Ответ на 5., Углич:

г) доля иностранных студентовд) доля иностранных преподавателейЭта "обязаловка" есть неприкрытый knowledge transfer - процесс передачи знаний.

Значение этих факторов в рейтинге невелико - каждого 5%. Показатель позволяет оценивать включенность ВУЗа в мировую науку. Иностранные преподаватели - это приток компетенций из-за рубежа, иностранные студенты - это трансляция национального знания. Если Вы думаете, что можно иметь науку "для себя", Вы заблуждаетесь, ибо результат науки обеспечивается синэргетически: чем больше база исследований, тем глубже прорыв. Если вариться только в национальном соку, национальная наука обречена на отставание.

Андрей Карпов / 24.05.2016

7. Ответ на 4., Углич:

в гумнауках мы еще находимся в прошлом веке, предпочитая рассуждения расчетам.//И это написано в России... Написавший сие хоть понимает, что написал?

Прекрасно понимаю. Наука - это объективное знание. Объективное знание не может выражаться в словах, поскольку слова понимаются каждым по-своему. Слова - это удел философии, но не науки. Гумнауки у нас в России до сих пор еще не покинули материнское лоно философии. Поэтому их практическое применение невозможно... Гумнаука прошлого века способна описывать и объяснять произошедшее, но не имеет эвристической силы.

Андрей Карпов / 24.05.2016

6. на бой с проклятою ордой Ответ на 3., Андрей Карпов:

Разработчики рейтингов стараются повысить их репрезентативность.

И ВСЕ встали на путь сей, и дружно, и старательно пошли по нему, репрезентативно повышая, индикативно соответствуя, "возрастая" в мышлении "начальников-разработчиков", принимая на работу иностранных профессоров, которые халтурят по скайпу, чего-нибудь там подчитывая ... Аристотель, Платон, Пифагор, Коперник, Лебедев, Якоби, Келдыш, Ландау, Курчатов, Глушко, мирового уровня отечественные научные школы, коллективы единомышленников, кафедры, сплоченные вокруг своих учителей и руководителей, увлеченные научной идеей, поиском... Студенты, попадающие в соответствующую среду и растущие в ней ... - без этого ничего не получится. Очевидно, вам, господа, успехи России не нужны. Но, тем не менее, может быть, запасик оставить, и бронепоезд сохранить? И зачем же тех, кто готовил, воспитывал 1000000 отданных на запад могучих специалистов, - зачем же тех загонять "за можай"? Господа, научные школы и достижения в одночасье не рождаются и не появляются. Приглашенные инопрофессора, для которых это пятая, или десятая халтура, и ваши дебильные индикаторы/рейтинги/критерии, сверстанные в США, нам этого не сделают и не передадут. Скорее, мы отдадим последнее в очередной раз. Ведь до сих пор мы практически едем на заделе, созданном еще в советское время. Во потенциал был! Господа, как говорится, "придет война - хлебушка попросите". Или вас здесь уже не будет? И ваше "филькино лидерство" принесет вам дивиденды Мазепы? Вам скажут: "Молодцы!" Ну, а России не привыкать вставать на бой с проклятою ордой.

Углич / 23.05.2016

5. knowledge transfer Ответ на 3., Андрей Карпов:

г) доля иностранных студентов д) доля иностранных преподавателей

Эта "обязаловка" есть неприкрытый [b]knowledge transfer[/b] - процесс передачи знаний. Плюс brain hunting and brain drain.

Это просто боязнь сравнения и получения объективной оценки

Совершенно правильно. Американцы подсчитали и сказали, что до 1991 года уровень образования в России был СУПЕР. А после 1991 года уровень образования в России упал. Иначе 1 млн. специалистов (еще тех!) запад не принял бы.

Углич / 23.05.2016

4. Blind leading blind Ответ на 3., Андрей Карпов:

Один полюс разбили (хотя, он сейчас возрождается) и в части образования пытаются заменить плохой копией другого. Не приживется, как не пытайтесь. В комментарии изложен весь бред навязываемой западной модели. Не получится. Кое-что не учли.

в гумнауках мы еще находимся в прошлом веке, предпочитая рассуждения расчетам.

И это написано в России... Написавший сие хоть понимает, что написал? Сам представляет, что такое "расчет в гумнауках"? Является специалистом хоть в одной из них? Очередная залихватская [b]лысенковщина.[/b] Только другой край и попытка заменить науку трепом в оправдание денег. Вы сами находитесь в прошлом веке во мраке своих некомпетентных фантазий. [b]У вас нет ни одного результата, ни одного достижения, но есть только какая-то маниакальная страсть к исполнению чужой воли, и к разрушению.[/b] Люди, которые пытаются это делать и навязывать, в плане образования и специальности, простите, "никто, ничто и звать никак." Ни одной решенной научной или инженерной задачи, ни одного собранного прибора, ни одной написанной программы... Ни опыта, ни апробированной системы, ни доказательств. А есть только одно страстное желание руководить, и только одна тупая модель: blind leading blind - "слепой ведет слепого".

Разработчики рейтингов стараются повысить их репрезентативность.

Blind leading blind, или полная бредятина. Вместо науки "репрезентативное старание" неизвестно кого под неизвестно чью дудку (хотя, известно чью!) Ни одного научного имени, ни одного авторитета, ни одной школы - полный сюр... Академик Тамм написал всего 30 статей и сейчас ни в один ваш рейтинг/критерий/индикатор/агентство/репрезентативность не уложился бы. А сделал столько, что в голове у миллиона дилетантов и новоявленных "руководителей" от науки не уместится. И еще кое-что из главного не учли. Итак, что же? :))

Углич / 23.05.2016

3. Re: Зачем правительству «филькино» лидерство?

Критика формальных критериев удобна для критиканства... А на самом деле, какие еще критерии возможны при сравнении ВУЗов? Допустим, есть рейтинг ВУЗов РА Эксперт, где оценивается, из каких ВУЗов берут выпускников на работу в ведущие компании... Формальный это критерий или нет? Если говорить, например, об Академическом рейтинге университетов мира, то там критериев 6: а-б) число выпускников и сотрудников, присужденных Нобелевской или Филдсовской премией,в) число высоко цитируемых исследователей, г) число статей, опубликованных в журналах Nature и Science, д)число статей, проиндексированных в ScienceCitationIndex - Expanded и SocialSciencesCitationIndex, е)производительность университета (предыдущие показатели) в расчете на душу населения. QS World University Ranking определяется также по 6 показателям: а-б) опрос среди двух групп - одна - преподаватели и исследователи. другая - работодатели, они должны назвать лучшие ВУЗы мира. в) отношение числа преподавателей к числу студентов г) доля иностранных студентов д) доля иностранных преподавателей е) индекс цитирования. Веса подобных показателей различны... Разработчики рейтингов стараются повысить их репрезентативность. Критики могли бы предложить что-то своё... А позицию - нам не нужно участие в рейтингах, - считаю неправильной. Это просто боязнь сравнения и получения объективной оценки, чем действительно страдает наша наука, особенно гуманитарная, поскольку в гумнауках мы еще находимся в прошлом веке, предпочитая рассуждения расчетам.

Андрей Карпов / 23.05.2016

2. Re: Зачем правительству «филькино» лидерство?

Но данный критерий не может свидетельствовать о значимости вуза и о его достижениях (с) Вообще-то может. Я не понимаю, зачем российскому правительству и министерству образованию нужно показывать, как мы боремся за качество образования, используя формальные признаки и критерии. Видимо, чтобы оправдать закрытие «некачественных» вузов. (с) А вот это в точку. Рейтинги формируют абсолютно необъективную реальность. (с) Не все так плохо. Плохо, когда эти рейтинги составляются заведомо ангажированными людьми.

рудовский / 23.05.2016

1. Итак, образование, или талончики?

российские вузы поднимаются в международных рейтингах по формальным признакам, не имеющим никакого отношения к качеству образования…

... Откровенно? Правильно. Все эти результаты, за редким-редким исключением, "туфта" полная, простите за слэнг. Чиновники искусство это - заполнять квадратики (check/uncheck this box) - освоили в совершенстве. [b]Больше нет ничего![/b] E.g. (малюсенький !:) Курс "Радиобиологические основы компьютерной томографии." Как звучит! Сидит пара девочек, записавшихся в магистратуру ... И что слышат от "специалиста"? "Через 10 мин я должен быть дома!" В следующий раз "У меня время до 16:45" (пара заканчивается в 17:45). Ни требований, ни содержания курса (т.н. syllabus), ни уровня... Жалко, и стыдно. Но это так, к слову. ОБРАЗование - это одно, а "образованцы" и бумага, которая все стерпит - это несколько другое. Да ... вот, недавно один очень уважаемый профессор, доктор ф.-м. наук сказал мне:[b]"Все, что сейчас делается у нас в образовании - это преступление"[/b] Согласен с ним. Неужели дети ЕГЭ сдадут те предметные экзамены, которые сдавали мы? Во всяком случае, все ведут к тому, чтобы американский президент больше не сказал, что [b]"русские выиграли космическую гонку еще за школьной партой."[/b] Недоделки бакалавры, магистры, которыми никто не занимается в условиях тотального снижения качества, ответственности, в условиях постановки всего и вся на деньги ("монетизация") и превращения в товар/услугу. Зачем настоящее, когда все есть рынок и перепродажа? До миллиона классных специалистов отдали в 90-е годы: двигают науку от Арктики, до Антарктики, от Японии до Австралии, от старушки Европы до Америки. В университете яблоку негде было упасть: мозги трещали, искры высекались. Именно здесь были горнило и результаты, которые двигали и науку, и общество. Теперь все закончилось. Убогое расписание, убогие требования. И все преподаватели в один голос: "Студенты ни [...] не знают. Математики не знают!" Конечно, их же никто не учит! Искры где, блеск интеллектуалов где? Нет. А, простите, они вот здесь:

Я не понимаю, зачем российскому правительству и министерству образованию нужно показывать, как мы боремся за качество образования, используя формальные признаки и критерии.

Как боролись, так и борются за ЕГЭ. Это же так удобно! Удобнее распиливать и отчитываться, удобнее оправдывать свое существование, и, самое главное, продавать и сдавать. Но не УЧИТЬ! Ресурс скоро закончится. Однако, учебный процесс, воспитание специалистов по-прежнему никого не интересуют. Надо при этом еще вспомнить, что Apple, IBM, Intel, CISCO, и вся Silicon Valley, начинались с искры где-нибудь в гараже, или в сарае. Была искра - и было, что раскручивать. У нас же питающим источником и кремнем всегда была наша Alma Mater - школа, уровень и традиции отечественного образования. Которые уничтожаются на глазах. Итак, потрясающе и удивительно, но и знаменательно, что кто-то еще печется о нашем образовании. И кому же, как не уважаемой Екатерине Владимировне Добреньковой! Значит, еще не все потеряно. Спасибо Вам! P.S. Недавно услышал от одного парня (молдаванин, работает в компании сотовой связи на серьезной должности): [b]Стою в очереди за дипломом.[/b] Не исключено, что скоро зин_зов_обр_мин будет взывать и талончики с номерами выдавать... Господам пора включать сигнал SOS, а не бегать по выставочкам и форумам, хлопая в ладоши. Это не задачи :(

Углич / 23.05.2016
Екатерина Добренькова:
Справедлива ли «регуляторная гильотина»?
Власть переложит на общественность вину за недостатки разрабатываемого контрольно-надзорного регулирования
29.10.2019
Искали бедность, а нашли нищету
Согласно опросу Левада-центра, 40% граждан живут не более чем на 12,5 тысяч рублей в месяц
01.10.2019
Кому выгодно кошмарить бизнес?
Проверки надзорных органов направлены не на предотвращение нарушений, а на то, чтобы собирать деньги
29.05.2019
Рост цен свидетельствует о политическом кризисе
Согласно опросу «Левада-центра», граждан более всего беспокоит вопрос личного благосостояния, а не коррупция или внешние угрозы
06.03.2019
«Именно он создал первый социологический факультет в России»
Выдающемуся русскому ученому профессору Владимиру Ивановичу Добренькову — 80 лет
04.02.2019
Все статьи автора
"ЕГЭ"
Как противостоять разрушительной силе Интернета
Святейший Патриарх Кирилл выступил на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности
06.11.2019
«Ведь не могут же все стать ослами»
Современное начетничество в наших школах и ЕГЭ как его вершина сделали и продолжают делать русскую школу домом утешения для дураков
02.10.2019
Детские комплексы главы Сбербанка
Или с какой целью Греф призвал «убить» экзамены в школе
05.09.2019
Все статьи темы