К 2020 году пять отечественных вузов должны войти в первую мировую сотню. Такую задачу Президент России Владимир Путин поставил перед правительством в «майских указах» от 2012 года, пишет «Российская газета». «Дело это сложное», - подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства, где рассматривались промежуточные результаты соответствующей поддержки университетов страны.
План мероприятий так называемой программы «5-100» кабмин реализует с 2013 года. За это время заявки на финансирование из федерального бюджета подали 88 вузов, 21 стал победителем. Они получили в общей сложности 30 миллиардов рублей. «В текущем году мы предусмотрели такие субсидии для университетов в размере 11 миллиардов рублей», - напомнил председатель правительства.
Принятые меры дают определенные результаты. «Растет число университетов в общих списках мировых рейтингов, - подчеркнул Медведев. - Пока, наверное, не на тех местах, какие мы для себя хотели бы, но в целом движение в правильном направлении».
Многие вузы улучшили свои результаты в научных исследованиях - число публикаций, индекс цитируемости увеличились в два раза по отношению к 2012 году.
«За этот срок число участников проекта, участвующих в мировых рейтингах, увеличилось с 5 до 13, при этом в топ-400 этих рейтингов уже входит 5 вузов-участников проекта "5-100"», - рассказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Фиксируются и успехи университетов в предметных рейтингах - в топ-200 отечественные высшие учебные заведения отмечены 14 раз.
За три года в два с половиной раза выросло общее количество публикаций участников программы в международных научных журналах, число высокоцитируемых публикаций - в три с половиной раза. Также в этих вузах удвоилось число иностранных студентов, а число сотрудников, имеющий опыт работы в ведущих мировых университетских центрах, увеличилось более чем в 10 раз.
«Рейтинги нам нужны не ради самих рейтингов, а для качества подготовки специалистов, для того, чтобы учиться в наших университетах было и полезно и престижно», - заявил глава правительства.
Отечественной экономике нужны профессионалы, которые легко ориентируются в закономерностях глобального рынка, глобальной экономики, понимают все процессы, которые происходят в технологическом развитии всего человечества, пояснил Дмитрий Медведев. И таких специалистов должны готовить не только в столичных университетах. Важно, считает премьер, чтобы в эти рейтинги стремились и региональные университеты: «Нужно, чтобы и в других научных центрах в других регионах развивалось высшее образование».
«Будем считать, что мы находимся на правильном пути по развитию университетов, - подвел председатель правительства позитивную черту под обсуждением программы "5-100". - Поддержку мы продолжим, деньги университеты получат. Надеюсь, что они будут тратить их рационально», - заключил Дмитрий Медведев.
Как добиться поставленной цели? И так ли уж необходимо бороться за высокий рейтинг? На эти вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» доктор социологических наук, профессор, первый проректор Международной академии бизнеса и управления Екатерина Владимировна Добренькова:
Конечно, любое государство желает, чтобы высшее образование находилось на высоком уровне, поэтому стремится попасть в топ-100. Но я с недоверием отношусь к вышеперечисленным рейтингам, основанным по формальным признакам. Главный критерий международных рейтингов – индекс цитирования. Россия на протяжении многих лет отставала в этом показателе, поскольку российские вузы этим не озадачивались. Но теперь наши вузы стали активно участвовать в международных рейтингах с целью попадания в мировые топовые рейтинги.
Индекс цитирования в международных журналах необходим, ибо является показателем публикаций работ наших ученых за рубежом. Но данный критерий не может свидетельствовать о значимости вуза и о его достижениях, и вообще, насколько высшее учебное заведение сильно с точки зрения объективных признаков. Поэтому ныне многие вузы благодаря выделенным денежным средствам могут себе позволить издавать статьи, в том числе научные, и публиковать их за рубежом в международных журналах, что позволяет поднять индекс цитирования.
Количество сотрудников, участвующих в ведущих мировых университетских центрах, является более объективным показателем. Многие российские граждане трудятся за рубежом, и, насколько мне известно, пребывают не как работники института или вуза, а как частные лица, которых приглашает зарубежное учебное заведение. Вопрос заключается в том, как оформить достижения и в каком свете представить ученого.
Сегодня на базе российских вузов создаются международные целевые программы, ведь и в России можно собрать международные группы с зарубежными учеными, дабы показать, что наши ученые участвуют в международных программах и центрах. Однако рост рейтинга российских вузов не свидетельствует о том, что резко возросло количество работ, цитируемых за рубежом. Все упирается в статистику. Конечно, есть определенный рост, но не такой, чтобы из третьей сотни скакнуть в топ-100. Наша наука не могла мгновенно возрасти, в отличие от формальных показателей, которые и позволили России войти в первую сотню.
Я не понимаю, зачем российскому правительству и министерству образованию нужно показывать, как мы боремся за качество образования, используя формальные признаки и критерии. Видимо, чтобы оправдать закрытие «некачественных» вузов.
К сожалению, ныне идет борьба за качество образования по формальным признакам. Если вуз не прошел мониторинг, содержащий формальные критерии, то забраковывается. Профпригодность высшего учебного заведения измеряется количественными показателями: количеством педагогов, студентов, среднего бала по ЕГЭ. Но качество образования нельзя так измерять! Это невозможно. Все рейтинги составляются только по количественным показателям, идет борьба за некое мифическое качество, исходя из которого выносят вердикт вузу. Рейтинги формируют абсолютно необъективную реальность.
15. Ответ на 9., Андрей Карпов:
14. Ответ на 9., Андрей Карпов:
13. Ответ на 9., Андрей Карпов:
12. Ответ на 8., Андрей Карпов:
11. Ответ на 8., Андрей Карпов:
10. О, Россия! Дополнение к 6., Углич:
9. Ответ на 5., Углич:
8. Ответ на 5., Углич:
7. Ответ на 4., Углич:
6. на бой с проклятою ордой Ответ на 3., Андрей Карпов: