В Красноярске состоялся научно-практический семинар, посвященный пастырской заботе о малолюдных поселениях

18.05.2016 5
17 мая в Архиерейском доме города Красноярска под председательством, Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, члена Комиссии по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, прошла работа церковно-общественного семинара «Пастырская забота о малолюдных поселениях» с участием духовенства и мирян Сибирского федерального округа, Москвы и Санкт-Петербурга.

Форум начался с пения общей молитвы на начало доброго дела.

В работе семинара приняли участие Епископ Норильский и Туруханский Агафангел, член Комиссии Межсоборного Присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви, член Общественной палаты Российской Федерации, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин и преподаватель Московской духовной академии иерей Сергий Барицкий.

Участие в форуме приняли 51 представитель духовенства и 3 мирянина. Форум собрал участников из семи сибирских епархий: Красноярской, Енисейской, Канской, Норильской, Новосибирской, Кемеровской и Кызыльской.

Ведущим конференции выступил исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный Левобережного церковного округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов).

Пленарную часть выступлением «О некоторых аспектах в развитии в местных сообществах и пастырского попечения о них» открыл протоиерей Александр Пелин. Священник в своем докладе отметил этническое и культурное разнообразие среды, в которой несут служение православные миссионеры и подчеркнул, что, в частности, среди коренных народов Сибири и Севера важно проповедовать на их родном языке, сохраняя при этом учение и традицию Православной Церкви.

Затем слово было предоставлено Преосвященнейшему Епископу Агафангелу. Правящий архиерей рассказал участникам семинара о пастырской заботе о населении в Норильской епархии. Отметив большое количество малолюдных поселений на окормляемой епархиальным духовенством территории, Владыка Агафангел подчеркнул важность возведения в этих поселениях православного храма: «Храм миссионерствует одним своим внешним видом, привлекая к себе внимание даже равнодушных к религии людей. С начала строительства вокруг храма собираются взрослые и дети».

Владыка Агафангел также отметил насколько важно, когда в новых приходских общинах в отдаленных поселениях появляются инициативные миряне. Сначала они становятся надежными помощниками священника-миссионера, а затем и сами принимают священный сан, способствуя дальнейшему развитию общины. В качестве положительных примеров были приведены православные общины в поселках Диксон, Снежногорск и Светлогорск Туруханского района, деревне Хета Таймырского Долгано-Ненецкого района. Способами разрешения проблемы отчужденности между молодым священником и небольшим приходом со специфической культурной средой в своем докладе «Пастырское служение в малонаселённых местах» поделился иерей Сергий Барицкий.

Священник подчеркнул важность коммуникативных навыков пастыря, способности к эмпатии — постижению внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека. «Истинное пастырское служение должно пробуждать подлинную веру в людях, а не внешние проявления религиозности», — сказал отец Сергий.

Выступление «Служение в сельском приходе: вчера и сегодня» аудитории представил Заместитель председателя Комиссии по канонизации святых Кемеровской епархии протоиерей Максим Мальцев.

Отец Максим констатировал, что в настоящее время среди части клириков служение в сельской местности зачастую воспринимается как своего рода ссылка, чего ранее не было в многовековой истории Православной Церкви. Кемеровский священник напомнил собравшимся о значимости церковного служения в поселках, селах и деревнях. Это и противодействие пагубным социальным явлениям и сектантской деятельности, которые приобрели особый масштаб в ряде населенных пунктов.

В заключение отец Максим напомнил об особой героической роли сельских священнослужителей в период богоборчества: «Я знаю, что, например, значительная часть святых, прославленных в Соборе святых Красноярской митрополии — это именно священнослужители и миряне, жившие в сельской местности, принявшие мученическую смерть за Христа».

О проблемах церковного служения в специфической этнокультурной, экономической и географической обстановке рассказал руководитель отдела религиозного образования и катехизации Кызыльской епархии иеромонах Ефрем (Калинин) в докладе «Практика пастырского окормления с. Балгазын и с. Бай-Хаак Кызыльской епархии».

«К сожалению, в Тыве до сих пор продолжается отток русскоязычной населения в другие регионы России. Это побуждает нас проповедовать среди коренного населения, тывинцев, которые исповедуют свои традиционные верования», — отметил отец Ефрем, подчеркнув, что этнокультурная специфика, малая заселенность территории Кызыльской епархии, природные барьеры и большие расстояния между населенными пунктами серьезно осложняют миссионерскую деятельность.

Положительную роль создания новых епархий Русской Православной Церкви в своем выступлении отметил благочинный Кежемского церковного округа, исполняющий обязанности благочинного Богучанского церковного округа, настоятель храма Покрова Божией Матери города Кодинска (Канская епархия) иеромонах Питирим (Жилянин).

«Регулярные архипастырские визиты Епископа Канского и Богучанского Филарета способствуют созданию новых приходов, строительству новых храмов, становлению насыщенной приходской жизни на территории наших благочиний», — подчеркнул священник, отмечая успехи в развитии духовной жизни.

Перед участниками семинара с докладом «Об опыте пастырского служения в малолюдных приходах Енисейского района» выступил штатный священник Успенского собора города Енисейска (Енисейская епархия) иерей Алексий Зырянов.«Несение пастырского служения в селах и деревнях требует преодоления оторванности своего прихода от церковного общения, стать благодаря добрым делам настоящим пастырем для местных верующих», — отметил отец Сергий.

Важность личного общения священника с верующими в сельской местности подчеркнул настоятель приходов Большемуртинского и Сухобузимского районов протоиерей Сергий Рыжов (Красноярская епархия). Представляя собравшимся выступление на тему «Семнадцатилетний опыт пастырского служения и приходских практик в небольших сельских селениях центральных районов Красноярского края», священник сказал также о важности регулярного принятия Святых Христовых Таин верующими, в том числе с ограниченными физическими возможностями, и усердия священника в связи с этим.

О возможности духовного окормления жителей малых населенных пунктов с помощью храмов-палаток и передвижных храмов, основываясь на личном опыте служения, рассказал настоятель красноярского Никольского кладбищенского храма иерей Александр Колпаков.

В завершение итоги семинара подвел Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон. Поблагодарив собравшихся за участие в обсуждениях, Глава Красноярской митрополии выразил уверенность в том, что она станет основой для плодотворного служения Церкви в малых поселениях.

Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон является членом Комиссии по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви Межсоборного присутствия согласно решению Священного Синода от 23 октября 2014 года. В состав Комиссии входят 16 архиереев и священников. Ее председателем является Управляющий делами Московской Патриархии, секретарь Межсоборного присутствия, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий