О женском служении в Церкви

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю жен-мироносиц

Новости Москвы  Пастырская проповедь 
0
959
Время на чтение 6 минут
Христос воскресе!

Многие думают: хорошо бы было, если бы Церковь стала сегодня более динамичной или более современной. Но жизнь тех, кто составляет славу Церкви, говорит о другом. Все наши достижения непрочны без любви Христовой, которая одна только крепче смерти, и которая рождает в нас желание ответить на эту любовь нашей любовью до смерти. Только Бог спасает — не мы спасаем, Бог. Бог спасает нас любовью Своею, Крестом. Когда Христос явил Свою любовь до конца, когда, казалось, разрушено все и погибла всякая надежда, святые Иосиф Аримафейский и Никодим вдруг увидели эту всеми отвергнутую, поруганную, распятую любовь, и, забыв все прежние страхи, открыто исповедали себя Его учениками и пошли дерзновенно к Пилату просить тела Иисусова для погребения. Приидите, ублажим с Иосифом приснопамятным и святых жен-мироносиц, которые во время проповеди Спасителя служили Ему от имений своих, учась от Него единственной заповеди о любви, о которой они не имели никакого понятия в своей прежней, праведной или грешной жизни. В то время как апостолы, боясь разделить участь своего Учителя, разбежались и Петр, клявшийся в верности до смерти, трижды отрекся от Него, жены-мироносицы бесстрашно следовали за Ним на Голгофу, и стояли у Креста до самого погребения Его, «зряще, где Его полагаху». В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, и едва минул день субботнего покоя, они купили ароматы, и «еще сущей тьме», ранее восхода солнца, поспешили на гроб помазать Его тело благовониями.

Чем больше любовь, тем больше скорбь в мире, который лежит во зле. Чем больше скорбь о Христе в этом мире, где порой может показаться, что нет Ему на земле места, тем больше радость. И скорбящие о Господе, как святые жены-мироносицы, оказываются достойными той первой любви, о которой говорит Откровение, и первыми радуются о Пасхе. Крест неотделим от радости, ибо прииде Крестом радость всему миру. Спасти мир — не значит дать ему счастье, то призрачное, обманчивое счастье, которое нередко в самом себе таит начало скорбей. Спасти мир — значит дать ему смысл страдания и радость, которую никто не может отнять.

Снова мы размышляем о высоком призвании женщины-христианки в Церкви. Сколько было их, святых жен, за всю историю Церкви! Сколько было их на Святой Руси за десять веков христианства! Какой подвиг явили они в недавние годы испытаний! Вспомним хотя бы об основательнице Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, великой княгине Елизавете Феодоровне. После гибели мужа она, уже прославившаяся своей широкой благотворительной деятельностью, решила до конца посвятить свою жизнь служению Богу и людям. У нее была одна радость в мире: приобщиться Господу и других привести к Нему. На свои средства она основала обитель милосердия, по строю жизни напоминавшую монастырь, где вела вместе с другими сестрами аскетическую жизнь подвижницы.

Господь призвал матушку Елизавету к ее последнему испытанию сразу после Страстных дней и Светлого Воскресения. На третий день Пасхи, после литургии, отслуженной Патриархом Тихоном, она была арестована и немедленно выслана на Урал. Ночью на 18 июля 1918 года, когда озверевшие люди подступили к ней, чтобы живой сбросить в шахту рудника, она произнесла высшую молитву любви, повторила слова Спасителя на Кресте: «Господи, прости им, не знают, что делают!» Останки многострадальной настоятельницы Марфо-Мариинской обители милосердия со временем переправили в Иерусалим, в храм святой Марии Магдалины в Гефсимании. При вскрытии гробницы оказалось, что мощи ее нетленны, а помещение, в котором они находились, наполнилось, по словам очевидца, сильным запахом как бы меда и жасмина. Вот тайна любви к миру преподобномученицы великой княгини Елизаветы, святых жен-мироносиц.

Чем больше христиане будут отличаться от мира, тем больше у них будет возможностей преобразовать этот мир. И чем больше мы сливаемся с миром, тем бесполезнее становимся ему. И нас сегодня Господь посылает к страждущим, не знающим о Нем людям, именно для того, чтобы они имели жизнь с избытком. Мы не сможем достигнуть этого, уподобляясь тем, кого мы хотим просветить: это более чем ошибка. Евангелие абсолютно противоположно миру, и даже самые лучшие порывы и самые вдохновенные достижения человечества без Бога, как бы они ни были привлекательны, не дают нам забыть, что центр нашей жизни — другой. В нашей стране вновь открываются десятки братств и сестричеств, и труды самоотверженных женщин принимает Господь: «Все, что вы сделали другому, вы сделали Мне». Но главное, что мы должны понять, и чему научиться через жизнь святых: «Если я раздам все имения мои, и тело мое отдам на сожжение, а любви не имею, то я — ничто». Здесь — единственный ответ на вопрос о том, что мешает Церкви явить в полноте силу своего милосердия, почему второе крещение Руси не может исцелить болезни народа.

Мы знаем изумительную роль, которую сыграли женщины в нашей Церкви в последние десятилетия. Можно сказать, что в значительной степени Церковь обязана своим существованием женщинам, их верности Господу, их служению Телу Христову. Мученицы и девы, жены и матери, а также и вдовы, монахини и мирские, — они не дают иссякнуть живому источнику веры. С силой поистине пророческой напоминают они о долге по отношению к священникам и епископам, даже если те порой оказываются недостойными, не оставляя их в ссылках и гонениях, в сегодняшних скорбях. В сталинские годы террора своей отвагой им удавалось иногда даже спасать храмы от уничтожения, во времена хрущевских гонений — от закрытия, а потом героическими усилиями они пробивают возвращение их Церкви и восстанавливают из руин. Всем существом своим женщины чувствуют, что здесь — жизни глубина, и ничто не может остановить их. Когда рушилось все, казалось иногда — одни белые платочки тихие, по слову стихотворца, поддерживают храмов своды. И теперь, может быть, оттого мы видим в наших храмах мужчин, что они, как говорит апостол, житием жен без слова приобретаемы были. Наши Марфы и Марии трудятся здесь, и равноапостольное это служение — пение на клиросе, иконописание во вновь открытых святилищах, преподавание в воскресных школах. Но для них высокая радость — и трапезу готовить для всех, как для самого Господа, посетившего дом своих друзей в Вифании, и для них честь, как говорит преподобный Серафим Саровский, в храме тряпочкой пол протирать, прикасаясь к золоту дворов Господних.

В Евангелии от Луки, которое читается на утрени в Богородичные праздники, Господь одобряет Марию за то, что она оставила все, чтобы посвятить себя главному: слушанию Слова Божия, для благовестия которого апостолы в свою очередь оставляют «служение столов». Самое главное служение — сокровенно и молчаливо. И женский дар — так проникать в мир, как никто иной не может, без компромиссов с миром. В среду Страстной Седмицы во многие грехи впадшая жена перед лицом всей Церкви со слезами совершает пророческое помазание погребения Господа, и волосами отирает ноги Его. И в этом можно видеть посвящение на женское служение — пророчество и сострадание, и добавим — целомудрие и милосердие. Мария сделала то, что только она одна могла сделать — то, что относится к служению женщины, и это должно быть продолжено во всем мире вместе с апостольской проповедью заповедей блаженства. Память об этом действии сострадания будет всегда, по слову Спасителя, всюду, где проповедуется Евангелие, как Тайная Вечеря всегда памятна смиренной любовью, умывающей ноги своих учеников. Два омовения нераздельны, одно — пророческое, оставленное преимущественно женщинам, другое — священническое, оставленное апостолам. Одно — со слезами сострадания, другое — с водою таинства. И весь дом, вся Церковь до скончания века наполняется благоуханием этой верности и любви ко Господу, сильным запахом «как бы меда и жасмина».

Благодатный дар — быть женщиной, быть в высшей степени причастной милосердию и целомудрию. В наши бесчеловечные времена именно женщинам дана харизма милосердия и сострадания, которая должна быть признана и осуществлена в Церкви как подлинное служение. И от женщины зависит нравственный климат общества, целомудрие всех. Если женщина потеряла стыд, это конец нации. Кто ближе к детям, чем женщина и семья, хранительницей которой является прежде всего женщина? Это последний рубеж, с утратой которого рушится все. Сохранить сегодня семью — спасти Россию, возродить Церковь.

«По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою», — говорит Господь. Как мир узнает лик Христов там, где любовь охладела? Если столько людей отвернулось от Церкви, может быть, это не только из-за того, что они тьму возлюбили больше света, — может быть, это и потому, что мы столь часто не достигаем верности Христу. Так легко, даже вкусив однажды пасхальной благодати, стать безлюбовными в этом безлюбовном по причине умножения беззаконий веке. Все мы, стоящие в свете Пасхи, должны испытывать себя постоянно в свете любви, которую Господь явил нам. Оттого что Бог так возлюбил нас, оттого что Христос прославился на Кресте, мы призваны научиться этой верности, чтобы в свете пасхальном открылся нам свет, просвещающий всякого человека, приходящего в мир.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Новости Москвы
Все статьи темы
Пастырская проповедь
«Законодательством, полицией, налоговой инспекцией мир не исцелим»
Человек не должен лениться, но нельзя трудиться постоянно без отдыха и молитвы
23.11.2024
С нами больше, чем с ними
21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2024
«Почему Шнеур Залман не призывал молиться за победу французского оружия?»
У Наполеона была идея создания еврейского государства в Эрец Израэль на сто пятьдесят лет раньше, чем это совершилось
20.11.2024
Меч рассекающий
Евангелие среды (Лк, 69 зач., 12, 48—59)
20.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от учитель
23.11.2024 11:48
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 10:18
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Георгий(Юрий)
23.11.2024 09:27
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 09:20