Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своем сайте электоральные рейтинги партий.
В рейтинге электоральных предпочтений россиян «Единая Россия» устойчиво сохраняет лидирующую позицию. В апреле уровень поддержки «Единой России» вырос до 47,4% (с 46,0% в марте, по усредненным данным за месяц).
Рейтинг КПРФ в декабре-феврале держался на уровне 8,4-8,8%, в марте отмечался небольшой всплеск (до 10,3%), в апреле же среднее значение составило 9,6%. ЛДПР за полгода в целом укрепила позиции: уровень поддержки вырос с 6,5% до 9,6%. Показатель «Справедливой России» прибавил не столь существенно: с 5,3% до 6,2%, соответственно. Средний показатель непарламентских партий в апреле 4,9% (в декабре – 4,3%).
Рейтинг партий в свете грядущих парламентских выборов проанализировал в интервью «Русской народной линии» известный политолог, д.ф.н., профессор Сергей Лебедев:
Когда речь идет об опросах общественного мнения, то надо иметь в виду, что часто происходит перетекание симпатий от одного события к другому. Чем вызван невероятный взлет ЛДПР? Как говорится: элементарно, Ватсон! Жириновский, как ни крути, известный деятель, и как я уже неоднократно писал, он, кто угодно, но не дурак, а то, что косит под дурика, так тем самым он поддерживает создавшийся имидж. Недавно отмечали 70-летие Жириновского, и складывалось впечатление, что празднуется не частный и даже не узко партийный юбилей, а юбилей человека из правящей элиты. В свои годы Жириновский находится в хорошей форме, у него язык без костей и он не вылезает из экрана телевизора. Но спустя некоторое время всё вернется на круги своя. ЛДПР заняла свое место и выше определенного потолка не прыгнет. Скорее всего, партия Жириновского пройдет в Государственную Думу, ибо у нее есть свой электорат, голосующий с 1991 года, а если вести речь о парламентских выборах, то с 1993 года. Вряд ли стоит ожидать слишком резкого увеличения голосов за ЛДПР, но у этой партии есть свой избиратель, которого Жириновский не теряет, что свидетельствует об определенном политическом таланте. Конечно, вряд ли ЛДПР ждет феноменальный успех, как в 1993 году, но свои 10% партия Жириновского наберет. В начале 90-х годов он был единственным оппозиционным кандидатом, критиковавшим победителей октябрьских событий. За ЛДПР проголосовали все, кто был недоволен существующим положением. А ныне он может надеяться на свой старый электорат и на некоторые группки людей, которых способен привлечь. Конечно, Жириновский ныне оказался на коне – про него вспомнили и заговорили, ведь он прекрасно держится на публике. В бесчисленных ток-шоу почти не обходилось без его участия.
Сторонников КПРФ увеличилось, согласно опросу, в рамках статистической погрешности. В опросах всегда надо учитывать, что некоторые респонденты отвечают с помощью метода тыка. И погода может повлиять на ответы людей, не говоря уже о том, насколько грамотно сформулирован вопрос. Я уже писал, что КПРФ – это часть нашей культуры и истории, это как церковь. С великой старой коммунистической партией связано множество, как выдающихся достижений, так и преступлений, поэтому она всегда будет иметь определенные позиции в обществе. Советская эпоха уходит в прошлое, поэтому ныне ее начинают романтизировать. Это уже не только ностальгия старшего поколения, но и нынешняя молодежь считает, что только потреблением сыт не будешь, а в ту пору была великая идея и страна, нас могли не любить, но боялись, пусть были два сорта колбасы, но из мяса.
КПРФ бессменно возглавляет папа Зю, как фамильярно называют Зюганова. Его партия превратилась в клуб, в котором больше всего боятся перемен. Современные коммунисты заняли весьма удобную позицию вечно вторых. Поэтому если в партии заводятся идейные коммунисты или молодые интеллектуалы, то им приходится несладко. КПРФ напоминает закрытое акционерное общество, где сидят одни и те же люди, давно сформировавшиеся, как личности, поэтому не могут вдохнуть новых идей и символик. КПРФ выручает прекрасно организованный и дисциплинированный электорат пенсионного и предпенсионного возраста. Но на этом далеко не уедешь. Все попытки привлечения молодежи, подчеркивая национальный характер партии, отметаются не только ортодоксами, но теми людьми, которые опасаются: а вдруг что-то выйдет. Поэтому КПРФ упускает замечательную возможность резко поднять свой рейтинг. В партии не наблюдается незаурядных личностей, ярких идей и слоганов. Конечно, на результат опроса влияет приближение столетия Октября, поэтому будут различные мероприятия, не столь важно, просоветские или антисоветские, которые вызовут определенный интерес к этой проблеме также, как 70-летие Владимира Жириновского привлекло внимание граждан к ЛДПР. Но боюсь, что старая группа у руля коммунистической партии упустят и эту замечательную возможность. История КПРФ с 1996 года, когда Геннадий Зюганов выиграл президентские выборы, это история не просто поражений, но и боязни победы и новых перемен. Это очень удобная позиция – быть вечно вторыми.
Я не спешил бы хоронить партию Сергея Миронова «Справедливая Россия», ибо справороссы имеют возможность до осени ярко выступить и сотворить что-нибудь выдающееся и запоминающееся. Теперь уже не секрет, что «Справедливая Россия» является проектом Кремля, созданный для того, чтобы откусывать часть электората КПРФ. Почти все кремлевские деятели, которые когда-то состояли в одной правящей партии КПСС, по-прежнему сохраняют определенный пиетет и некоторый страх перед коммунистической партией. Хотя после президентских выборов 1996 года КПРФ не представляет серьезной угрозы. Задача подобных партий, как «Справедливая Россия», отбирать часть электората у конкурентов правящей партии. Справороссы могли бы иметь все шансы, если бы заняли более внятную и ясную позицию, а так «Справедливая Россия» - это КПРФ-2. Справороссы не могут связно сказать, что являются классовой партией, хотя говорят о социальной справедливости и не боятся говорить о социализме, на разговоры о котором еще недавно было наложено табу. Они ратуют за какую-то справедливость. Но справедливость бывает разной. Вор считает, что тоже должна быть справедливость и его не должны сажать. «Справедливая Россия» является ни классовой и ни национальной партией. К тому же России с нашим монархическим менталитетом нужна яркая личность. Например, ЛДПР – это Жириновский. Не станет его – не будет и партии. «Справедливой России» не хватает ярких личностей. Сергей Миронов – классический безликий интеллигент, у которого напрочь отсутствует харизма. Если в местных партийных списках появляются яркие личности, то справороссы могут добиться определенного успеха. Эти люди могут себя ярко выразить в «Справедливой России», раз они не оказались ни в КПРФ и ни в ЛДПР. Поэтому партия Сергия Миронова может иметь на местах закономерный успех. Справороссы балансируют на грани полного проигрыша, хотя остаются небольшие шансы, если совершат непростительные ошибки ведущие парламентские партии. А так «Справедливая Россия» - это партия без внятной идеологии и ярких харазматичных личностей, этакий проходной двор и сборная солянка. При этом нельзя сказать, что это единственная такая партия. В 90-х годах был весьма одиозный деятель Рыбкин, который одновременно возглавлял пять партий, как бы борющихся друг с другом. А Сергей Миронов на фоне того одиозного деятеля 90-х – это гигант мысли. Поэтому мне кажется, что Кремль начнет создавать уже другой проект.
Напомню, что когда-то создавали партию «Родина», которая в начале нулевых годов резко поднялась, что вызвало переполох не только в Кремле, но и в КПРФ. «Родина» начала использовать советскую символику – на красном полотне золотыми буквами было выгравировано название партии. А дальше произошло так, самый харизматичный деятель той партии ныне пошел в Кремль на должность вице-премьера и вошел в состав истеблишмента. А партия «Родина» исчезла. В «Справедливой России» перестраховались, поэтому подобный исход исключен. Если Кремль сочтет нужным отобрать парочку процентов у врагов, то справороссы еще могут действовать в силу своей полной безвредности для власти. Однако в любом случае партия без определенной идеологии и ярких личностей обречена на провал.
О непарламентских партиях рассуждать не стоит. У нас традиция такая, что если есть партия, то она должна править, а остальных подавлять. Мелкие партии могут иметь некоторое влияние в определенных регионах, но не в масштабах страны. Поэтому эти партии я, с вашего позволения, оставлю за скобками, как статистическую погрешность.
Как Жириновский увеличивал свой электорат в свете своего юбилея, как КПРФ не воспользовалась своим шансом, но что произошло с «Единой Россией»? Она никогда не была партией, а лишь профсоюзом государственных служащих. Партия без идеологии является нонсенсом, ибо партийцы должны вдохновляться идеей, а правильная ли она, уже другой вопрос. Без протектората Президента, которого поддерживает почти 90% населения, «Единой России» победить будет сложно. В этом профсоюзе собралось слишком много чиновников, которые являются замечательными людьми и талантливыми деятелями в определенных сферах жизни, но они не являются работниками партии в изначальном европейском понимании – активистами и функционерами. Кстати, функционер – это чиновник, работающий на партию или любую другую общественную организацию. Поэтому в «Единой России» остро чувствуется нехватка идеи, а поскольку партия верна Президенту, то в ней по определению не может быть ярких личностей. Эти обстоятельства сказываются на образе партии.
В начале 2016 года после успешных действий российских ВКС в Сирии произошел очередной взлет популярности Президента и автоматически «Единой России». Повторю, поддержка «Единой России» - это тень доверия к Президенту. А поскольку ныне в Сирии затишье и в стране никуда не испарились различные социальные проблемы, то на рейтинге партии начинает сказываться народное недовольство. Падение рейтинга «Единой России» никоим образом не влияет на авторитет Президента. Это обыкновенная история – Царь хороший, да бояре (советники) никудышные.
Владимир Путин это прекрасно понимает, поэтому заговорили о праймериз и теперь все делается для сохранения таких структур, как ОНФ и «Прямая линия». Можно не сомневаться, что по мере приближения выборов, «Единая Россия» попытается сотворить нечто великое, устраит рок-концерт или примажется к успехам Президента. В силу бесхребетности и полного отсутствия идеологии, «Единая Россия» может достаточно серьезно увеличить свой рейтинг, поэтому Кремль ожидает избирательной кампании. Единороссы используют административный, финансовый ресурсы, поэтому есть все шансы на успех. Предлагаю не хоронить единороссов, которые скоро начнут вновь подниматься.
Пока Президента устраивает «Единая Россия», она останется партией большинства. КПРФ ждет участь быть вечно второй партией. ЛДПР получит свои традиционные проценты. Вряд ли есть будущее у «Справедливой России», даже если чудом справороссы войдут в новый состав Думы. В нашей партийной среде не может быть каких-то неожиданностей и резких перемен, в стране по-прежнему одни и те же партии и лидеры, которые когда-то были в других партиях. Сергей Миронов – человек из старой колоды. «Единая Россия» - это чиновники и начальники, которые когда-то служили в КПСС, а лидеры КПРФ и ЛДПР уже давно всем известны. Плохо, что в России столь закостенелая партийная система, когда одни и те же партии и лица постоянно пребывают во власти. Но ситуация такова, какая есть.
2. Едим!, а я - Россия? Едимая и не делимая...
1. Система закостенелой (омертвевшей)системности -АНТИСИСТЕМА!