Священная война

Слово протоиерея Александра Шаргунова в День Победы

Эта победа далеко превосходит все геополитические границы. Победа ― после такого поражения: небывалого унижения России и почти полного разгрома Церкви! Промыслом Божиим пришли в столкновение две самых мощных и самых опасных для рода человеческого идеологии, каждая из которых небезуспешно старалась показать миру гибельность другой. Нацисты призывали «к освобождению от ига иудео-большевизма», угрожающего всем. «Посмотрите, что они сделали с Россией, ― говорил Гитлер, ― я даю человечеству последний шанс». Большинство солдат вермахта были убеждены, что идут за правое дело. Разумеется, к этому примешивались безумные амбиции «Deuschland über alles» («Германия превыше всего»).

Кто же был на самом деле врагом рода человеческого? Прежде всего, ― как всегда, «враг рода человеческого» ― диавол. Не случайно нацисты, вдохновляемые сатанинским оккультизмом, употребляли в качестве своих символов главные христианские святыни ― крест и свастику, и ключевые слова главных христианских богослужений: «Gott mit uns» («С нами Бог»). Изображая дело вражие как дело Божие. Цель диавола была окончательно победить Церковь Христову, полностью дискредитировав все ее святыни.

Никогда не перестанешь удивляться премудрому Совету Божию ― тому, что Бог силен, как говорит апостол Павел, зло обратить в добро. Может быть, имел значение накануне войны и знаменитый 37 год, когда совершалась чистка троцкистов ― «врагов народа». Неизвестно еще, как бы они себя повели. Не стали бы иные из них предателями, вроде генерала Власова? Ведь Тухачевский и другие, подобные ему, которых представляют нам «невинно пострадавшими», участвовали во время революции в самых страшных расстрельных зверствах.

Объективно для нашего народа это была война за Родину, но также ― за Истину, за Правду. Промыслом Божиим она была попущена ради спасения России. Без всякого преувеличения ― победа была одержана молитвами святого Царя-мученика и всех новых мучеников и исповедников Российских, и всех святых в земле нашей просиявших. Война началась в воскресенье, когда Церковь совершала память всех русских святых, ― праздника, установленного в 1918 году, когда открылось гонение на верующих. Подвиг мученичества и подвиг православных воинов ― всегда рядом. «Нет больше той любви, чем кто душу свою положит за друзей своих», ― говорит Христос. Размышляя об особом участии Царя-мученика в этой победе, мы не можем не вспомнить его Последний Приказ по войскам после насильственного отрешения его от власти: «Во имя горячо любимой родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга. Да поможет Бог и Вам, доблестные войска, отстоять нашу Родину от злого врага. Кто думает о мире, кто желает его ― тот изменник Отечества, его предатель. Знаю, что каждый честный воин так мыслит. Исполняйте же ваш долг, защищайте доблестно нашу Великую Родину, повинуйтесь Временному Правительству, слушайтесь Ваших начальников. Твердо верю, что не угасла в Ваших сердцах беспредельная любовь к нашей Великой Родине». Это же святое благословение на русских людей, несомненно, призывал он и в Великую Отечественную войну, предстоя в мученической славе пред Престолом Божиим. Несмотря на то, что в 1917 и в 1941 у власти были его враги и узурпаторы России.

Интересно, что Сталин в своем первом выступлении по радио обратился к народу со словами: «Братья и сестры» (и дело здесь вовсе не в его семинарском прошлом). И сказал: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!» А в речи на параде Красной Армии 7 ноября 1941 года провозгласил: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков ― Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» По всей стране гремела песня начала первой мировой войны: «Идет война народная, священная война». Советская власть вспомнила о Церкви, которую Сталин обещал окончательно уничтожить к 1 мая 1937 года. В лице патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия Церковь призвала православных и весь народ к жертвенному подвигу «ради защиты священных границ нашей Родины». Церковь осознавала, что с несравненно большей угрозой повторяются времена Батыя, немецких крестоносцев, Карла Шведского и Наполеона, что «жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой, голым насилием, принудив его пожертвовать благом и цельностью Родины, кровным заветом любви к своему Отечеству». На деньги верующих была создана знаменитая танковая колонна «Димитрий Донской». Было восстановлено патриаршество. Множество епископов и священников возвращены из ссылок. Последовало открытие храмов, монастырей, а затем и духовных школ. Война была отмечена необычайным религиозным подъемом народа. Перед лицом смерти для многих реально открывалась вечная жизнь. Есть много свидетельств о чудесной помощи небес (порой и газета «Правда» как бы невольно приводила их). Даже военачальники обращались к вере (маршал Георгий Жуков, маршал Александр Василевский, главный маршал авиации Александр Голованов). Люди увидели, что Бог есть, и что Бог не оставляет Россию. Родилась надежда, что после войны все будет новое ― с Богом.

Победа пришла в пасхальные дни, после праздника одного из главных небесных покровителей нашего Отечества ― святого великомученика Георгия Победоносца. В день Победы незнакомые люди целовались друг с другом на улице со слезами на глазах. В этом присутствовало пасхальное родство. Казалось, красный цвет обретал первозданное значение ― цвет мученичества, цвет жертвенной самоотдачи, цвет пасхальной победы. А диавольское его искажение, когда он стал цветом кровожадности, как будто отступило. Но мы знаем, что не до конца.

Потому мы и говорим о похищении победы. Как в конце Первой мировой войны, когда Россия, по словам Черчилля, подобно кораблю, уже входившему в гавань победы, была внезапно потоплена предателями интернационалистами-большевиками, так и эта победа в Великой Отечественной войне была похищена унижающими ложью наш народ идеологами коммунизма. Стоит ли упоминать здесь о сегодняшних попытках приписать нашу победу всегда блюдущим свое западным союзникам и Америке. Но мы слишком хорошо знаем, что точно также была похищена у нас в начале 90-х годов победа над коммунизмом. Тем же самым врагом. Кому еще неясно: то, что не удалось Гитлеру сделать с нашей страной в 1941 году (и ненавистникам православной России ― в 1917 году), они делают теперь. 

Но Бог сильнее. Все заключается в том, чтобы мы обрели способность не одними устами сказать: «С нами Бог». Научились духу жертвенности, который наш народ воспринял от христианства. Бог вернет нам нашу победу, если мы будем с Ним.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

5. Re: Священная война

"...была похищена у нас победа над коммунизмом". Спасибо за откровенность. Дорогого стоит. А чего, собственно говоря, вы от них ждали? Зачем платить,если можно стырить. Вместе с Россией. Впрочем,никакой "победы над коммунизмом" не было. Был этап развития общества, который историки, будут называть своим именем-"этапом реставрации капитализма в России",приведший, в конце концов, к возрождению фашизма на Украине и установлению там фашистской диктатуры. Таков ход вещей,что от Сотворения Мира,в Руце Божией,где люди выступают его,этого хода вещей,причастниками,но это,это уже вопрос свободы человеческой воли. Вопрос Совести или ее отсутствия.

Писарь / 10.05.2016

4. Re: Священная война

Ну да,коммунисты украли.Особенно видна их подлая сущность,когда они, в безумии своем, первыми, в первых рядах шли на смерть за Родину - еще и фанатики, что с них взять...

электрик / 10.05.2016

3. Re: Священная война

Сегодня надо осознать Победу. А для этого надо твердо понять что есть дух. Россия победила духом народа. Но это значит только одно, что в понятии духа были сведены Россией противоречия во единое. То есть не одно победило другое, не русские немцев и так далее.Победа духа означает, что Россия соединила в одно те противоположности, которые стали причиной этой войны. А что мы об этом знаем? Ничего. Но все, что у нас есть, пока, это - опыт наших отцов и дедов в этой войне. Надо сказать,что мы подымаем на флаг именно их память, их опыт. И ничего нового , от нас сегодняшних , пока , не прибавили. То есть не осознаем Победу в сегодняшнем опыте. Она как сувенир, как напоминание. И служит для многих спекуляцией не в лучшем смысле этого слова. Потому,что осознать Победу - значит соединить все противоречия войны в единое, мирное и твердое понимание. А разве политики заинтересованы в этом? Возможно, что большие политики заинтересованы в этом. Но мы то сталкиваемся с малыми из них. А маленькие политики не заинтересованы в мире.Потому, что им легче спекулировать в худшем смысле этого слова, чем смотреть на небо. Впрочем, имеющий совесть имеет и разум. Но феномен малой политики находится в естественном противоречии с феноменом большой политики. Поэтому для чиновников важен приказ и его исполнение. Поэтому важно - что прикажет большая политика. А большие политики , пока, солидарны лишь в том, что Победа - наша память. То есть, осознания духа Победы, в среде больших политиков, пока нет. Нет осознания того, каково было содержание опыта Победы. Причина войны не понята. Но Победа есть. А причина остается не понятой. И проблемы века остаются не понятыми и поэтому не решенными...

Бондарев Игорь / 10.05.2016

2. Re: Священная война

Христос Воскресе! Спаси Бог, батюшка, за христианское слово о Победе.

Иванович Михаил / 09.05.2016

1. Священная война

"Потому мы и говорим о похищении победы. Как в конце Первой мировой войны,...так и эта победа в Великой Отечественной войне была похищена унижающими ложью наш народ идеологами коммунизма. Но мы слишком хорошо знаем, что точно также была похищена у нас в начале 90-х годов победа над коммунизмом. Тем же самым врагом. Кому еще неясно: то, что не удалось Гитлеру сделать с нашей страной в 1941 году (и ненавистникам православной России ― в 1917 году), они делают теперь." Как-то слишком часто у нас победы крадут. Может это наша вина, что мы не называем врага врагом и не боремся с ним. Например, на Украине "гнилой фашистской нечисти, не загнали пулю в лоб, отродью человечества не сколотили крепкий гроб, а позволили этому отродью захватить страну и теперь по телевизору смотрим как они бьют наших ветеранов, а по Кишиневу разъезжает военная техника НАТО. Власть вроде прагматичная, с терроризмом борется, а идеологический либеральный терроризм почему то свободно проводит свои акции на эхе - Москвы, в Ельцин - центре и на прочих своих притонах. Видимо власть не понимает, что "дурные сообщества развращают добрые нравы".

АБС / 09.05.2016
Александр Шаргунов:
Избрание презираемого всеми
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти апостола и евангелиста Матфея
29.11.2019
Уготовить наше сердце к приходу Господа
Слово на начало Рождественского поста
28.11.2019
Его имя звучит за богослужением почти каждый день
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святителя Иоанна Златоуста
26.11.2019
«Учиться у Господа каждодневному и всежизненному милосердию»
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день празднования иконы Божией Матери «Милостивая»
25.11.2019
«Он увидел и сжалился»
Слово в Неделю 23-ю по Пятидесятнице
24.11.2019
Все статьи автора