За 25 лет существенно больше наших сограждан стали полагаться на Бога в своей жизни, их доля выросла с 49% в 1991г. до 67% в 2016г. Причем почти вдвое увеличилось число тех, кто заявил, что всегда или часто рассчитывает на высшие силы (25% против 47%). Среди мусульман (49%) таких больше, чем среди православных христиан (34%). Совсем неверующих в Бога с 1991 г. стало меньше на 7 п.п., тех, кто никогда на него не рассчитывает - на 9 п.п.
В том, что жизненный путь человека предопределен, сегодня уверены 48% россиян, четверть века назад так думали вдвое меньше. Даже среди наших неверующих современников с этой точкой зрения согласны 10%. Чаще, чем в среднем по выборке в судьбоносные повороты верят люди от 60 лет и старше (61%), мусульмане (68%) и православные (54%), гораздо реже молодежь от 18 до 24 лет (38%) и мужчины (39%).
Если в начале девяностых в существование ада верили 24%, в дьявола 25%, в жизнь после смерти 33%, а больше половины граждан были убеждены, что этого нет, то сейчас верующих и неверующих стало примерно поровну (40% против 43%, 40% против 45% и 46 против 40% соответственно. Больше наших современников начали верить в религиозные чудеса (32% в 1991 г. против 50% в 2016г.).
За 25 лет не изменилась доля тех, кто выступает за цензуру произведений искусства, которые содержат критику или открытые нападки на религию (58%). Четверть респондентов (25%) считают, что закон не должен запрещать такого рода книги, кинофильмы и т.п., в 1991 г. так думали только 19%. Среди людей с неполным средним и средним образованием сторонников запрета больше, чем в среднем по выборке (64% и 59% соответственно).
Итоги опроса проанализировал в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик:
Ныне ощущается положительная религиозная динамика. Атеистическая часть нашего общества, уменьшаясь, качественно изменяется, становясь беспринципной, агрессивной и циничной. В 1991 году почти никто себе не позволял нынешних нападок на веру, что подтверждается статьями в газетах и дискуссиями в интернете. Советский атеизм поздней брежневской эпохи носил казенный и выдохшийся характер, поэтому был более миролюбивым, чем сегодня, когда мы видим деятельность Невзорова и других протестных групп.
Присутствие, пусть весьма ограниченное, религиозных текстов, изображений и выступлений принесло свои плоды. Но я призываю не очаровываться, а сохранять трезвение. Надо просвещать наш народ, чтобы религиозность значительной части граждан носила более глубокий и стабильный характер.
Что касается отношения граждан к цензуре искусства, то в этом месте опроса существуют белые пятна: с одной стороны, повышается градус уважения и доверия к вере и к религиозным ценностям, но, с другой стороны, растет агрессия. Поэтому увеличивается количество людей, считающих, что нельзя запрещать антирелигиозные фильмы и выступления. Это свидетельствует о формировании облегченной религии по типу «Бог в душе». Ныне речь идет о консолидации атеистов, возрастании их агрессивной деятельности.
1. Re: «Ныне речь идет о консолидации атеистов»