«Верующие люди – самые веселые»

Известные пастыри о запретах и юморе в Церкви

Новости Москвы 
0
1604
Время на чтение 9 минут
Заместитель председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе призвал не искать в выступлениях священнослужителей угрозу чему бы то ни было, пишет Regions.ru. «Начиная от классических литературных произведений и заканчивая мультипликацией — любое мнение священнослужителей рассматривается как источник очередных, почему-то так ожидаемых медиасообществом ограничений», — заявил он. 

«Задача присутствия Церкви в обществе - не создать список запретного, а помочь людям, в том числе молодому поколению, сделать информированный выбор, который позволит пользоваться своей свободой и жить согласно человеческому достоинству», — отметил он. 

«Сама постановка вопроса, что Церковь хочет что-то запретить, некорректна. Мы свидетельствуем о том, что на наш взгляд разрушает свободу и целостность человеческой личности, а как к этому относиться - остается на усмотрение каждого человека и общества в целом», — заключил представитель Церкви. 

«Почему, на ваш взгляд, у многих сложилось такое впечатление о Церкви? Насколько оно обоснованно? Есть ли в жизни верующего место шуткам и веселью?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. 

Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, сказал: «Если мы берем за основу Библию и 10 заповедей Божьих, то посмотрите, сколько из них запретительных. Бог на самом деле нам дает определенные запреты. Почему они полезны? Давайте проведем аналогию с правилами дорожного движения. Все автодвижение по дороге сопровождается знаками, и многие из них как раз запретительные. Разумные люди не стремятся нарушать дорожные правила, потому что знают: они "написаны кровью", их неслучайно придумали. Врачи тоже часто дают запретительные рекомендации в питании, спорте, образе жизни. И мы, пациенты, воспринимаем эти запреты как полезные, потому что они берегут наше здоровье. Так вот и Бог оздоровляет наш дух и тело, указывая, чего именно делать нельзя». 

«И когда Церковь прилагает слова Бога к очередным конкретным человеческим соблазнам и говорит, что это плохо, остается только удивиться мышлению наших либералов, которые хотят освободиться от всех этих запретов. Ведь не принимая то, что рекомендует Церковь, они встают на путь богоборчества и воюют не с нами, а с Богом», - подчеркнул отец Сергий.

«Понятно, что есть область личных мнений. Одному священнику может понравиться такой-то мультфильм, а другой увидит в нем что-то нехорошее. Но мы же не опираемся на мнение одного священника! – пояснил он. - Церковь говорит не о конкретных произведениях, а о том, что надо иметь правильно устроенное мышление, чтобы уметь отличать плохое от хорошего и выбирать последнее. Но позиция либералов, как правило, агрессивна, они с ходу отвергают любые высказывания священнослужителей, воспринимая их как покушение на личную свободу. Поэтому они начинают рисовать образ человека, который всех запугивает». 

«Давайте сравним: кто сохраняет трезвость ума - тот, кто пьет чрезмерно, или трезвый человек, который полностью осознает свои поступки? – задается пастырь опросом. - Но ведь для того, чтобы быть трезвым, надо исполнить заповедь: не пить больше меры, не отравлять разум. И это заповедь запретительная. Получается, свободен тот, кто знает, что такое грех и этого греха не делает. Самая главная свобода, которой учит Бог и Церковь, - свобода от греха. А того человека, который живет во грехе и считает это своей свободой, нам остается только пожалеть. Тут должно быть четкое понимание: что для нас важнее? Мы лучше будем соблюдать запреты, чем растлевать детей». 

«Об отношении христианства к юмору можно вспомнить пример из книги Иоанна Лествичника "Лествица", где он рассказывает об одном великом святом: когда тот подошел к монастырю, он увидел веселящихся монахов и спросил настоятеля, почему тот позволяет им веселиться. А в ответ услышал: "Если сильно палку нагибать, она сломается". То есть нужно знать меру во всем, и православный христианин всегда это знает. Верующие люди – самые веселые, потому что по мере освобождения от греха у них открывается иное видение мира: Бог создал мир не для уныния, а для радости человеческой. И чем больше человек с Богом, тем радостнее он становится, только проявляется это не в низкопробных шутках, а в нормальном юморе. И у нас очень много православной литературы, где все описывается с юмором: шутка помогает бороться с грехами и идти по жизни спокойно и уверенно», - заключил отец Сергий.
 
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель Вознесенского храма города Екатеринбурга, первый помощник правящего архиерея, убежден, что «в жизни ничего не происходит просто так – даже в Писании сказано, что случайно не упадет и волос с головы человека. И отношение к священнослужителям, которое мы видим сегодня в средствах массовой информации, тоже неслучайно. Отрицательный образ духовенства формировался в течение десятилетий после октябрьского переворота. Серыми некрасивыми красками пытались разукрашивать интеллигенцию, состоятельных деловых людей, философов, военнослужащих, и, конечно, духовенство – всех тех, кому была понятна трагедия и губительность переворота, и кто всеми силами желал сохранить от разрушения страну и народ. Именно этих людей боялись и шельмовали разрушители. Да и сегодня главные создатели непрезентабельных образов священников, духовенства и Церкви - те, кому ненавистно крепкое, самостоятельное, независимое Российское государство, образованный здоровый народ. Часто их деятельность оплачена из зарубежной "казны". Считаю, это главная причина такого отношения». 

«По установлению Ветхого Завета, если какой-то человек заражался проказой, освидетельствовал его священник. Он же выносил решение – либо этому человеку можно проживать в обществе, либо он опасен, и его необходимо отправить в специальную колонию, находящуюся в пустыне. В этом не было ни ненависти к больному человеку, ни попытки его унизить – это был вопрос безопасности самого общества во избежание эпидемии и всеобщей гибели», - объяснил отец Алексий.

«Сегодня священник, опираясь на слово Божие, говорит обществу, какие явления губительны и опасны для него, а какие полезны и необходимы. Церковь это делала, делает и продолжит делать. Если священник замолчит, он будет похож на пса, который должен охранять дом, но не лает. Не лающий пес не защитит своего хозяина. Молчащий или всем довольный священник не сможет уберечь народ, свою паству и Родину от заразы и губительных страстей, которые неизбежно присутствуют в человеческом сообществе», - заключил пастырь.
 
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», согласился с Вахтангом Владимировичем Кипшидзе. «Действительно, сложилась парадоксальная ситуация - от Церкви уже ждут чего-то такого, что можно будет немедленно интерпретировать как запрет: на радость, смех, естественные человеческие чувства и действия… На самом же деле, конечно, Церковь ничего не запрещает - но она, разумеется, может свидетельствовать о своем исповедании. Как правило, священнослужители выражают церковное (или свое собственное) мнение, отвечая на вопросы о Церкви – например, журналистские, или комментируя то или иное событие, поступок. Они редко выступают по собственной инициативе», - подчеркнул отец Михаил.

«Но когда журналисты или общественные деятели спрашивают о чем-то представителей Церкви, они зачастую уже ожидают какого-то определенного ответа. Меня несколько раз приглашали на различные ток-шоу, круглые столы, заранее интересуясь моим мнением по тому или иному вопросу. И когда с удивлением узнавали, что моя позиция не запретительная, а напротив, положительная, "отзывали" свое приглашение - просто потому, что моя реакция "не вписывается в формат". Им были нужны люди, которые относятся к этому критически. Так, увы, и формируется образ Церкви. Рано или поздно, уверен, такие журналисты найдут священнослужителя с "нужной" позицией, а спираль отрицательного отношения к Церкви продолжит закручиваться», - заключил священник.
 
Иерей Святослав Шевченко, настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской в Благовещенске, считает, что «такие необоснованные выводы о священнослужителях, сегодняшней Русской Православной Церкви делают в основном люди, которые судят о христианстве по романам различных писателей, в том числе французских. Так, у Дюма Ришелье - серый кардинал, который строит козни. Но в этих произведениях описана совсем другая религиозная идентичность – католицизм, которому в свое время было присуще и строгое, жесткое цензурирование, и преследование инакомыслящих». 

«Многие люди отождествляют католицизм с Православием. Именно поэтому нередко к нашим священникам обращаются "святой отец" (на самом же деле это обращение к католическим священнослужителям). Нередко к православной Церкви предъявляют претензии в блогосфере, в социальных сетях. Люди всерьез упрекают священнослужителей за то, что Церковь "сжигала людей на кострах", инкриминируют им смерть Джордано Бруно, демонстрируя какие-то средневековые представления о Церкви. Эти люди только начинают знакомиться с Церковью Православной. А она ведь недавно начала выходить из "информационного гетто", о ней наконец стало слышно, среди священнослужителей выявились лидеры общественного мнения, которые громко заявляют о своей позиции. Не все готовы это принять», - полагает отец Святослав.

«Многие думают, что Церковь хочет все запретить. Конечно, это не так, - подчеркнул он. - Никто не говорит, что нужно что-то запрещать из классики, но дать духовно-нравственную оценку тому или иному произведению Церковь имеет право. Например, сказать о высокой нравственной составляющей произведений Достоевского, Гоголя, Чехова - да того же Толстого. Как точно подметил русский философ Николай Бердяев, "Русская литература ранена христианской темой". С другой стороны, мы не можем игнорировать откровенные безобразия или "творчество ниже пояса". Мы живем в демократическом обществе, и Церковь имеет право высказываться по тому или иному поводу. Но это, как я уже сказал, не говорит о том, что она намерена все запретить. К тому же у нее нет ни таких полномочий, ни административных рычагов. Церковь может только что-то советовать, а люди – прислушиваться или нет».

«Есть ли в жизни верующих место шуткам и веселью? – конечно. Недавно в социальных сетях появилось и тут же вызвало много откликов так называемое "Абазинское селфи" - совместная фотография нескольких священников. У нас была радость – крестный ход с нашей дальневосточной святыней - Абазинской иконой Божьей Матери. И людей приятно удивило (как верующих, так и нет), что священники, оказывается, способны на какие-то человеческие чувства. Это еще раз говорит, что о духовенстве судят какими-то штампами», - посетовал отец Святослав.

«А я, например, не знаю священников, которые были бы лишены чувства юмора, - признался он. - Ездили мы с семьей как-то в деревню, и там я и местный батюшка, с виду очень серьезный, решили вместе послужить. Было Преображение Господне. И вдруг этот батюшка говорит во всеуслышание: "К нам приехал отец Святослав - и все в нашем приходе преобразилось". Мы, священнослужители, вообще часто друг друга по-доброму "подкалываем", разыгрываем. Хабаровскую семинарию, куда скоро поеду на сессию, я в шутку называю Хогвартсом. И однажды в своем блоге в "Живом журнале" я написал что-то вроде: "Команда Благовещенской епархии по игре в квиддич (вымышленная спортивная игра, в которую играют персонажи "Гарри Поттера") одержала победу в отборочном туре и проходит в финал". Так вы что думаете, это приняли за чистую монету! Посыпались гневные комментарии, суть которых сводилась к следующему: "Как посмели вы, священники, да еще и монахи, играть в богомерзкие игры". Правда, потом возмущавшимся объяснили: это всего лишь шутка». 

«А вообще "священник из народа", который может и умеет шутить, располагает к себе человека. Кстати, есть целые порталы православного юмора, а на ютубе канал юмора семинарского. Мы такие же люди, как и все остальные. Здоровый юмор только приветствуем – даже несмотря на Великий пост. Хотя преподобный Ефрем Сирин сказал, что делать это нужно с осторожностью - можно дошутиться и до ада. Тем не менее, хорошо (но в меру) шутили даже святые - в том числе оптинские старцы», - напомнил пастырь.
 
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, сказал: «Разумеется, никакой доли истины нет в суждениях несведущих людей. Это заблуждения в полной мере. А шутки, веселье и радость в жизни любого христианина есть и должны быть. Каждый знает, сколько призывов к радости и утверждений о радости присутствует на богослужении, особенно в Божественной литургии». 

«Вахтанг Кипшидзе, конечно, прав, когда указывает на попытки, причем не массовые, но очень целенаправленные и исходящие от очень узкого круга лиц, имеющих контакты со СМИ и пытающиеся нарисовать перед лицом общественности искаженную, лживую картину Православия. Это часть более широкой антицерковной информационной кампании, которая ведется не первый год, а началась она и вовсе около двух тысяч лет назад. Об этом говорили все серьезные мыслители и священнослужители, которые наблюдают за происходящим. Широта этого фронта очень невелика, но, как водится, в информационной войне главное - создать впечатление, напустить тумана, чтобы людям казалось, будто так и есть, что именно это особенности церковной жизни. Тактика информационной войны не меняется, и собака найдет любой повод, чтобы лаять, а караван продолжает идти», - заключил отец Макарий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Суд отказал в защите чести и достоинства писателя Гелия Рябова
Новый комментарий от Наталья Сидорина
28.12.2024 12:48
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
28.12.2024 12:47
Книга о допотопной истории человечества
Новый комментарий от ОСт
28.12.2024 12:45
Трагедия деревни
Новый комментарий от ОСт
28.12.2024 12:38
«Советский период сменился бледной немощью»
Новый комментарий от Александр Волков
28.12.2024 11:33
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Туляк
28.12.2024 11:30
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Сергей из НН
28.12.2024 10:50