Христианин — это человек Евхаристии

Слово протоиерея Александра Шаргунова на литургии в Великий Четверг

Святые отцы говорят, что участвовать в Евхаристии значит стать самому Евхаристией — хвалой и благодарением Бога за этот дар. Нет сомнения, что на Тайной Вечери Христос принес благодарение Богу за чудо, именуемое манной, щедро дарованное иудеям в пустыне. Значение этого чуда было прежде всего в том, что оно прообразовало Евхаристию, которая будет питать в течение всех веков народ Божий.

За каждой литургией Христос совершает чудо бесконечно более великое: Он приходит к нам под видом хлеба и вина. Реально. Таинственно. Лично. Это воскресший Христос, Который приходит к нам, чтобы мы стали причастниками великой хвалы, исходящей из Его уст к Отцу в лоне Пресвятой Троицы. Дивно думать, что и мы можем присоединиться к молитве Христовой. Истинной, великой молитве. Потому что литургия — это также момент, когда Христос приходит, чтобы соединить бедную хвалу тех, кого Он называет Своими братьями, нас, людей, чтобы возвести ее на Божественную высоту. Все совершается Им, с Ним и в Нем, и Церковь поет: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Мы можем воздать Богу подобающую Ему честь и славу. Христианин — это человек Евхаристии. Но жить духом Евхаристии не значит только петь за литургией. Это значит стремиться к тому, чтобы вся наша жизнь стала Евхаристией, постоянным благодарением за все, что нам дано от Бога.

Благодарением за жизнь, за воздух, которым мы дышим, за солнце, за хлеб, который дается нам каждый день. Но прежде всего — за мир в глубине нашего сердца, за повторяющееся прощение Господа, за Его присутствие в нас в каждом новом причастии. Благодарением за все, что Он нам дает через тех, кто нас окружает. За все скорби и радости. Только человек, знающий тайну Евхаристии, тайну благодарения, может стать пением мира и его сияющей радостью. «Тако да просветится свет ваш пред человеки», — говорит Господь. И апостол Павел призывает: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5, 16—18). Мы должны стать этим благодарением, потому что в вечности мы будем благодарить Бога за все пути, которые Он нам дал на земле.

Святые отцы говорят, что Евхаристия — самое великое таинство из семи, потому что другие дают нам помощь Христову, а Евхаристия дает нам Самого Христа Спасителя, распятого и воскресшего. Сознаем ли мы, что принимая это Тело Христа Бога, за нас ломимое, мы нередко отвечаем Ему неблагодарностью? Нет ли среди нас тех, кто причащается по привычке, кто рассеянно вместе со всеми идет в очереди к Святой Трапезе? Почему столько серости в жизни, столько уныния в глазах тех, кто постоянно приобщается Божественной жизни? Разве такой должна быть встреча любви? Тем более, когда речь идет о любви, отдающей себя до смерти. Причащаться за литургией — не значит только материально принимать Тело Христово, это значит стать, как Он, хлебом ломимым ради спасения других. Всякий раз, когда мы причащаемся, Господь зовет нас следовать тем же, что и Он, путем, который ведет ко Кресту и Воскресению.

Говоря о Евхаристии, мы все время цитируем святых. Потому что они были причастниками тех же Христовых Тайн, что и мы. И потому они святые, что приступали к ним поистине со страхом Божиим и верою, и любовью. Святитель Игнатий Богоносец, восходя к мученической смерти, свидетельствовал, что значит быть причастником великого Таинства: «Я говорю всем, что хочу умереть для Бога. Я пшеница Божия, которая будет смолота зубами зверей, чтобы во мне узнали чистейший хлеб Христов». «Нет ничего чудеснее чуда Евхаристии», — говорит литургийный чудотворец святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Если бы узнали, что такое причастие, то умерли бы», — восклицает преподобный Пафнутий Боровский. А преподобный Силуан Афонский добавляет: «Если бы узнали, что такое причастие, то стали бы живыми». Каждый священник, когда касается его благодать, а значит и каждый мирянин, потому что он причащается тех же самых Христовых Тайн, может свидетельствовать: я держу в своих руках Тело Христово, как Божия Матерь держала Его в Рождество; я держу Тело Христово, как восхищенный Духом святой праведный Симеон; я касаюсь Тела Христова, как евангельская кровоточивая; я изливаю благоухание своего покаяния и благодарности на Его Тело, как Мария Магдалина; я принимаю Его у себя, как Закхей; я несу Его на своих руках, как Иосиф Аримафейский после снятия Его с Креста на Голгофе.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Шаргунов:
Мы оделись во Христа
Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
10.11.2019
Суд об Отечестве нашем
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день празднования Казанской иконы Божией Матери
04.11.2019
Пропасть, через которую нет перехода
Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
03.11.2019
Если бы дано нам было увидеть свою жизнь со стороны вечности
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день Димитриевской родительской субботы
02.11.2019
Исключительный дар видеть Христову красоту
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святого апостола и евангелиста Луки
31.10.2019
Все статьи автора
"Великий пост"
О празднике светлого Христова Воскресения
Событие праздника и его эортологическая динамика
29.04.2019
Схождение во ад
Слово протоиерея Александра Шаргунова на Утрени Великой Субботы
27.04.2019
«У Креста Иисусова стояла Матерь Его»
Слово протоиерея Александра Шаргунова на вынос Святой Плащаницы
26.04.2019
Совершилось!
Слово на Утрени Великой Пятницы
26.04.2019
Все статьи темы