itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Удастся ли остудить пыл шутников?

Известные пастыри о предложении запретить юморить и делать карикатуры на неофициальные символы России

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
540
Время на чтение 7 минут
Заксобрание Ленинградской области решило избавить интернет от непатриотичных карикатур. С этой целью региональные депутаты внесли в Госдуму законопроект о неофициальных символах России. Нарушителям, решившим юморить над подобными символами, куда относятся, например, Царь-колокол и автомат Калашникова, ждет штраф до 150 000 рублей, пишет Regions.ru со ссылкой на «Известия».

«В последнее время, особенно в интернете, злопыхатели и ненавистники нашей страны глумятся над нашими неофициальными символами, злонамеренно искажая и опорочивая их, Помимо флага, герба, гимна Россия известна и другими символами, отражающими нашу историю, которая не ограничивается последними 20 годами. Эти символы не в меньшей степени представляют нашу страну. Шутники выпускают туалетную бумагу с изображением Кремля, изображают пьяного советского бойца. Это недопустимо, и мы должны наказывать за такие действия», - считает инициатор законопроекта, депутат Заксобрания Ленобласти Владимир Петров.

К неофициальным символам депутаты хотят приравнять «совокупность устоявшихся художественных образов и изображений, тождественных истории и развитию России в определенный период времени». Среди них: собор Василия Блаженного, Московский Кремль, Царь-колокол и Царь-пушку, геральдические знаки династии Романовых и династии Рюриковичей, государственные награды и ордена Российской империи до 1917 года, геральдические знаки СССР и высшие государственные награды СССР, автомат Калашникова, образ советского воина-освободителя, танк Т-34, агитационный плакат «Родина-мать зовет!»

«Как Вы относитесь к этой инициативе? Нуждаются ли “неофициальные символы России” в защите? Что Вы могли бы причислить к таким символам (кроме уже названых)?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, полагает, что «можно запретить использование таких символов, но нужно помнить: есть страны, где их тоже почитают. Так, автомат Калашникова изображен на гербе Мозамбика, например. Это, конечно же, никакое не издевательство, но свидетельство уважения и поклонения».

Владыка согласен, что «нельзя допустить, чтобы издевались над Царь-колоколом, автоматом Калашникова, другими «неофициальными символами» нашей страны, но ни в коем случае нельзя вводить запрет на их изображение. Наоборот, чем чаще их будут изображать, тем лучше для всех нас. Молодежь будет помнить историю, и знать, благодаря чему Советский Союз, Россия когда-то стали победителями».

«Запрет полезен, но не всегда, - предостерег он. - Лучше сделать акцент на значимости этих символов, благоговейном к ним отношении. « Рекламировать» их в благих целях можно и нужно, издеваться - нет. Сам бы я включил в список "неофициальных символов" все, что связано с религией. Крест, полумесяц, звезду Давида, Священное Писание, имя Бога, святых пророков. Нельзя причинять боль верующим, издеваться над тем, что для других свято».
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что «идея в целом здравая, но недоработанная. Ну, хорошо: Т-34 высмеивать нельзя, а штурмовик Л-2 можно? Или нельзя автомат Калашникова, а ППШ можно? Когда вводишь ограничения, всегда что-то оказывается за пределами установленных рамок».

«Мне кажется, мы делаем принципиальную ошибку: всегда, еще с дореволюционных времен, проигрывая информационную войну. Мы ее ведем только как оборонительную (причем очень неудачно), тогда как она должна быть наступательной, и по примеру военной операции, которая ведет к победе, широкомасштабной, хорошо продуманной, тщательно спланированной. Все уже понимают, что словом можно ударить очень сильно, так что нужны очень взвешенные, правдивые слова, - убежден пастырь. - Нужен стратегический подход. Почему мы только молчим, вяло, и очень неудачно, отбиваемся, и все равно проигрываем? И знаем, что проиграем».

«Так вот: нужно наступать, - призвал он. - Оборонительными действиями войны не выигрывают. Необходимо грамотное комбинирование оборонительных и наступательных действий. Мы должны наступать как следует - чтобы от наших идеологических противников в разные стороны летели пух и перья. А если будем только что-то запрещать, ничего хорошего не выйдет. Придумают что-то другое, будут смеяться над чем-нибудь еще. Остряков много, и запреты они как-нибудь обойдут».
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, полагает, что «в этом есть некоторая чрезмерность, потому что формализация этой проблемы может дать неожиданные и странные эффекты. Во-первых: каковы критерии, что именно помещать в список? Во-вторых: каким должен быть контекст? Шутки, пародии, в каком жанре, где размещаются, кого оскорбляют. В-третьих: как оценивать, какие эксперты и суды будут принимать решения? Такую правоприменительную практику можно повернуть куда угодно. Возникают опасения, что могут быть искажения: так можно кому угодно и что угодно предъявить».

«Защитные меры должны быть направлены не на введение карательной дисциплины, а на воспитание человека культурным. Россиянин или желающий таковым стать должен быть патриотом своей страны. Для него должны быть в принципе немыслимы какие-то действия или глумление над символами Отечества. Ведь если у тебя нормальная семья, то чего ради ты будешь глумиться над своим отцом или матерью? Ну, а если ты страну терпеть не можешь, то почему ты остаешься ее гражданином? Отказывайся от гражданства, поезжай, куда хочешь и предавайся там глумлению, вне поля Отчества. То есть это должно быть неприемлемо в принципе. За такие вещи должны косо смотреть, человек должен стать нерукопожатным. Так что лучше направить силы и средства на образование и воспитание граждан», - призвал пастырь
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил, что «если у нас будут глумиться над историей страны, мы подадим плохой пример молодым людям. Пожалуй, у каждого человека есть что-то дорогое, что нельзя высмеивать ни под каким предлогом: родителей, малую родину, дорогие места. Дороги и близки каждому россиянину и Кремль, и Храм Христа Спасителя. Но если закрывать глаза на то, как кто-то над этим глумится, для человека в скором времени вообще может не остаться ничего святого. Он потом легко переступит и через своих близких».

«Уберечь граждан от такого пагубного воздействия - прямая обязанность государства. Вероятно, некоторых людей нужно ограничивать, чтобы не сходили с ума», - уверен отец Андрей.
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, считает, что запретами тут не поможешь. «Все дело в совести людей, в их представлениях о том, что можно и чего нельзя, - и это невозможно контролировать, - пояснил он. - Думаю, такие запреты спровоцируют еще большее глумление – как происходит всегда, когда вводится очередной запрет, который не затрагивает нравственные представления глумящихся, и не предусматривает за их деяния уголовной ответственности».

«На мой взгляд, - продолжил он, - предлагаемые меры не возымеют эффекта - всегда найдутся те, кто захочет так поступить. Так что пытаться на законодательном уровне запрещать глумиться над нашими "неофициальными символами" бессмысленно. А как тогда поступать с теми, кто живет за рубежом или пользуется прокси-серверами? Взять хотя бы популярный торрент-трекер Рутрекер, который не так давно запретили. Раньше там более-менее уважительно относились к авторским правам. Но, как только Рутрекер попал в "черный список", там стало появляться все, что угодно – теперь это уже неконтролируемо. Так что попытка "давить" официально всегда дает не тот эффект, на который рассчитывают».
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, считает, что «со стороны государства логично следить за использованием знаков и символов, имеющих большое значение для прошлого нашей страны. Высокие штрафы, возможно, будут препятствием для желающих поглумиться над этими символами – а сейчас этих людей ничто не "тормозит". Если кто-то сам не понимает, что поступать так некультурно и неэтично, пусть ему на это укажут. Так что государство пытается уберечь драгоценные для страны и нашей истории знаки и символы, перечень которых, по-моему, есть в каждой стране».

«Что дорого мне лично? - в Санкт-Петербурге много "знаковых" мест и памятников архитектуры: например, Петропавловская крепость, Адмиралтейский штиль. Правда, я не представляю, каким образом их можно опорочить. Так что представленный список, на мой взгляд, полон. К тому же чаще всего у нас "отличаются" хулиганы: могут, например, пожарить на вечном огне сосиски или делают другие, смешные, по их мнению, вещи. А потом еще выкладывают в интернете фотографии своих "подвигов". Если виновников находят, их, разумеется, наказывают, но многие, увы, не понимают элементарного: должно быть уважение к памяти предкам, к истории. А так будет страх перед законом и боязнь высокого штрафа», - заключил отец Николай.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, сказал: «Сейчас время такое, когда люди начинают высмеивать то, что для других свято. Раньше существовали какие-то негласные нормы уважительного отношения к чужим святыням, и всем было все понятно. А сейчас можно посмеяться над чем угодно: время цинизма, который, к сожалению, не знает никаких границ. Мы это видели не так давно на примере с теми же "Pussy Riot". Либералам и тем, для кого критика России является самоцелью, все равно, какими средствами это делать. К сожалению, это становится своего рода знаменем, в руках с которым они продолжают критиковать».

«И, видимо, в свете такой тенденции требуется некоторая защита. Хотя все-таки для нормальной и, мне кажется, большей части общества это должно быть негласным правилом, как само собой разумеющееся. А для странных людей, для которых нет ничего святого, закон нужен. У каждого народа, у каждого человека есть и должны быть свои святыни, которые мы должны охранять, гордиться ими и за них уметь постоять. В первую очередь для меня символы связаны с историей и верой, их очень много – храмы, памятники архитектуры, личности, которые сыграли большую роль в истории. И, думаю, не стоит ограничивать список конкретным перечнем», - уверен отец Иоанн.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
День памяти первого летчика-космонавта Юрия Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.03.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 14:19
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06