«Крайне важно создание концепции идеологической политики государства. Базовым ее элементом могла бы стать национальная идея, которая по-настоящему сплотила бы единый многонациональный российский народ. В концепции можно было бы предусмотреть конкретные долгосрочные и среднесрочные меры, направленные на идеологическое воспитание и просвещение нашего подрастающего поколения. Именно сознательная устойчивость к радикальной религиозной и иной идеологии подобного рода могла бы выбить фундамент, на котором строятся современные экстремистские идеологии. При наличии такой защиты даже самое щедрое финансирование дестабилизации обстановки в России извне окажется бесполезным», - пишет он.
О призыве главы Следственного комитета России выработать национальную идеологию рассуждает в интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А.Есенина, настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области, кандидат исторических наук игумен Лука (Степанов):
Наши соотечественники не ожидают ничего доброго от слова «идеология». Заявление А.Бастрыкина не ново, ибо 25 лет отсутствия в нашей стране настоящего смысла существования вызывает многочисленные вопросы. Едва человек подрастает, как уже понимает, что надо совершать определенные действия. Через несколько лет он осознает: важно делать ни «что», а «как». И только окончательно повзрослев, начинает задумываться над вопросом: Во имя чего?
В публикациях прошлых лет была статья, в которой член политбюро вспоминал о том, что в начале 90-х годов состоялась встреча на высшем уровне, где правители признали крах коммунистической идеологии и рассказали о своем видении будущего. Все решили, что иной ценности, кроме денег, никто из присутствующих не знает. Не нужно много ума, чтобы поставить во главу угла золотого тельца и сказать: «Вот твой бог, Россия, увеличивайте потребительскую корзину, ибо материальное благополучие является критерием успешности государственной линии и т.д.».
Конечно, для всех здравомыслящих людей эти десятилетия были странными, притом, что в новом тысячелетии появились патриотические ориентиры, сформулированные нашим национальным лидером Владимиром Путиным. Однако он стыдится говорить о том, ради чего Россия должна существовать, какие ее духовные начала и ориентиры. Как в гимне поется:
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
В этих словах ничего не содержится. Гимн как символ государства, хотя и включает в себя колокола, которые никого уже не пугают, но, тем не менее, Президент, то ли понимает неготовность народа к признанию национальной идеи, то ли сам пока лично не сориентировался. Недавно наш дорогой Владимир Владимирович признался на весь мир, что иногда матерится, но следующим своим словом, брошенным вскользь «отмолим», показал свое понимание, что в этом тяжком грехе надо каяться, а не гордиться им. Подобные маленькие зарисовки свидетельствуют об общенародной дезориентации в системе ценностей, которые не нужно изобретать.
Предлагаю окунуться в воспоминаниях во времена Александра III, когда Российскому государству вернулось осознание его предназначения как Третьего Рима – духовной столицы мира. Есть замечательная книга по истории «СИЛЬНЫЙ, ДЕРЖАВНЫЙ: Жизнь и царствование Александра III», которую можно читать с радостью, а не со слезами на глазах. Государя называли русским мужиком на троне и реакционером, но, тем не менее, при нем не было войн, а к России вернулись духовные ориентиры и притихли все либералы. «Я искренно желаю заслужить имя Царя крестьян», – часто говорил он. В начале правления Императора банки томились под игом враждебных сил. При вступлении Александра III на Царство Лившиц представлял интересы еврейского банкирства, подминая под себя не только всю банковскую систему России, но и развивающуюся систему путей сообщения. Однако во времена окончания царствования Александра III тот же Лившиц приходил с просьбой дать хоть какой-то кусочек, чтобы свести концы с концами, ибо все банки и появившиеся пути железнодорожного сообщения были исключительно национальным достоянием, обогащавшим Россию, а не тайные и явные организации.
Подобный путь развития России начертан великими русскими святыми – праведным Иоанном Кронштадтским, святителем Феофаном Затворником, открыв произведения которого можно прочитать указания о необходимости самого жесткого отношения к словесной интервенции, подрывной деятельности СМИ. Ныне в России ведут борьбу с умами взрослых и детей через различные системы образования и средства массовой информации. Святитель Феофан очень четко советовал правительству применить строгие меры к публичной проповеди безбожия и насаждению чуждого Православию мировоззрения. В одной из моих статей этот алгоритм прописан по пунктам. Я как-то выступал с докладом «Святитель Феофан Затворник об угрозе с Запада», в котором содержатся конкретные рекомендации святителя, как нельзя своевременные для обсуждения поднятой проблемы.
В данную минуту, читатель, я нахожусь в Волгограде, где читаю лекции студентам, пытаясь хоть чуть-чуть приобщить их к православной культуре. Мера запущенности неимоверно глубока. Хотя Волгоград является не самым заброшенным и худшим уголком России. Но степень оторванности от религиозной культуры, а значит, и от идеи, заключенной в русском Православии, колоссальна. Мне приходится начинать с самых простых объяснений. Ситуация крайне запущена, но надо менять систему образования, культуры и СМИ.
При Александре III сворачивали деятельность всяких бредовых антироссийских болтунов и наемников. Это была война против пятой колонны, против провоцирования общественных возмущений. Ныне для правительственной жесткости, быть может, нет сил. Я не могу сказать, какие решения Владимира Владимировича будут реализованы. Мы и так постоянно слышим, что даже самые здравые поручения Президента не выполняются или развращаются правительством. Я не знаю, какова ситуация, Владимиру Путину виднее. Но было бы хорошо, если бы члены правительства исповедовались и причащались, хотя бы в связи с приближающейся Пасхой Христовой. Нужно посвящать ум и сердце принятию благодатных и благословенных решений, а не лжеименному разуму. Конечно, нам надо беспокоиться о народном настроении, но каждому выполнять свое дело, так того хочет Бог, соединившись в Таинствах с Духом Святым, к Которому стараемся быть причастны и к Которому пытаемся приобщить соотечественников. В этом кроется смысл и цель просвещенной монархии, православной власти или идейно сориентированного ко спасению во Христе Иисусе государства. Какая может быть иная идея, кроме Православия, самодержавия и народности. Пускай ныне самодержавие претерпело существенное изменение, но все равно оно просияет в православном духе. Напомню, что после инаугурации Президента в 2012 году Святейший Патриарх отслужил соответствующий молебен и благословил Владимира Путина на правление.
1. Re: В чём сила России?