Об этом говорится в обнародованном совместном постановлении Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры КНР.
Органы юстиции рекомендуют при рассмотрении дел о коррупции учитывать также серьезность совершенного преступления и степень его негативных последствий.
«При наличии предусмотренных законом смягчающих обстоятельств, возможно приговорить подсудимого к смертной казни с отсрочкой на два года», - говорится в постановлении.
С 2015 года в Уголовном кодексе КНР не оговариваются конкретные суммы взяток или растраченных государственных средств, при которых возможно вынесение смертного приговора.
Нынешнее постановление призвано разъяснить соответствующие положения уголовного законодательства.
Кампания по борьбе с коррупцией развернулась в стране после прихода к власти в 2012-2013 годах «пятого поколения» руководителей во главе с председателем КНР, генеральным секретарем ЦК КПК Си Цзиньпином.
«Способно ли ужесточение наказания за взяточничество побороть ядовитые ростки коррупции?» - на этот вопрос отвечает в интервью «Русской народной линии» полковник полиции в отставке, кандидат юридических наук, заведующий сектором МВД в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерей Александр Шестак:
Надо откровенно признать, что коррупция непобедима. В наших силах лишь сократить размах этого беззакония. Ещё царь Камбис приказал содрать кожу с судьи-взяточника и покрыть ей кресло, где должен был сидеть его преемник. Но даже подобное варварское наказание не исключало дальнейшего взяточничества судей. И когда-то в России наказывали смертной казнью за взяточничество, но данная мера не соответствует тяжести преступления. Другое дело, когда человек становится убийцей или совершает иные особо тяжкие злодеяния. В этом случае смертную казнь можно рассматривать в качестве меры восстановления справедливости или предупреждения других людей, чтобы никто не смел и помышлять о совершении подобных преступлений.
Если коррупционер украл деньги, предназначенные для покупки медицинского оборудования, жизненно важного для пациентов, то это злодеяние надо рассматривать как действие, приведшее к смерти человека. Коррупция – это корыстное преступление, которое должно преследоваться, но для взяточника неприемлема гласность. По закону можно установить запрет на занимание им аналогичных постов и объявить об этом человеке во всеуслышание. Подобная мера наказания для публичного человека смерти подобна. Раньше было модно быть взяточником и коррупционером. В 19 веке об этом феномене даже писали. И ныне некоторые люди завидуют другим, воздыхая: «Вот как человек красиво живет! Если он берет взятки, то, значит, все нормально». Не будем никого подозревать, но, к сожалению, наша действительность свидетельствует о том, что сама зарплата некоторых чиновников или депутатов направлена на борьбу со взятками, дабы человек не покусился на деньги. Хотя подобная мера также не исключает взяточничества.
Нужно исследовать причины коррупции. Есть обыкновенные объяснения этому преступлению, например, человек желает иметь власть для получения денег и жаждет денег для прохода во власть. Эти два аспекта друг друга оберегают и помогают достигать власти и денег. Корень взяточничества кроется в духовных причинах. Если человек не веруют в Бога, не боится Его, то, чаще всего, он лелеет в сердце своем материальные устремления – построить прекрасную дачу, купить дорогую иномарку и т.д. Не всегда на эту роскошь хватает денег, поэтому у такового человека цель жизни заключается в том, чтобы достичь хорошего положения в обществе и обложить себя всеми материальными благами. И сказать на зависть всем – я не фунт изюму. Эти устремления свидетельствуют о духовном состоянии человека. Если у человека главная цель – Царствие Небесное, а всё необходимое Господь приложит для его спасения, то тогда он внемлет голосу совести. И она ему подсказывает, что не надо брать денег, а лучше кому-то помочь. Верующий человек понимает, что деньги – не главное в жизни, а главное - душа. Никто с собой денег в гроб не возьмет, сколько бы их ни было. Для чего воровать? Для детей? А какими они вырастут у такого родителя? Дети богачей часто развращены и склонны к совершению тяжких преступлений, которые повергают родителей в уныние, ибо всю жизнь потратили на детей, а они выросли никудышными.
Цель жизни – не высокие должности, власть и деньги, а духовное состояние человека. Если исследовать душу, то сразу раскроем причины и мотивы преступлений, в том числе коррупции.
Почему Китай принял такую суровую меру? Восток, как говорят, дело тонкое. Быть может, столь суровое наказание будет эффективно влиять на снижение воровства именно в Китае. И ныне китайское руководство расстреливает граждан за не очень тяжкие преступления, потому что свободно распоряжается людскими ресурсами – миллионом меньше, миллионом больше.
Нам важно привить людям неприятие и осуждение взяточничества. Необходимо среди населения провести реформу: Если человек не берет взяток – он надежный товарищ, на которого можно смело положиться. В первую очередь это касается военных структур. Мы читаем, что две тысячи лет тому назад, когда военные пришли к Иоанну Крестителю и спрашивали: «Как нам жить и что нам делать?», то он им отвечал: Никого не обижайте, ни на кого не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием.
Эти краткие наставления актуальны по сию пору. Господь учит: «Трудно богатому войти в царство небесное; удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство Божие» (Мф. 19:23-24).
Если богатый человек жертвует на добрые дела, восстановление школ и больниц, то он проходит через игольные уши, ибо для него главное не богатство, а любовь к людям. Всякий раз, когда человек задумывается о взятке или об участии в коррупции, то он должен предвидеть последствия своих поступков. Грех взяточничества оставляет неизгладимый отпечаток на душе не только на воре, но и на его родственниках. Серьезные и правильные меры по борьбе с коррупцией не учитывают духовного состояния человека. Антикоррупционные меры должны заставить человека услышать голос своей совести. Если мы научим людей внимать голосу совести – Божиему голосу, то человек сможет устоять против греховного соблазна обогатиться или обрести власть. Коррупция разъедает не только душу человека, но и государственные устои. Многие древние государства погибли из-за коррупции. Конечно, меры ответственности за это преступление нужны, но они не решают саму проблему. Нельзя сказать, что, чем суровее меры наказания, тем эффективнее борьба с коррупцией. Строгость не искореняет грех, ибо из-за повышенного риска увеличивается сумма взятки. Кто-то отказывается от денег, но невозможно окончательно победить этот грех.
В советское время стремились полностью искоренить преступления, якобы коммунизм сделает всех красивыми, богатыми, умными и добропорядочными людьми, что отпадет потребность в нарушение законов. Конкретный человек может достигнуть святости, но грех как таковой все равно останется. Только Господь без греха, а все остальные грешники. Нужно стараться уменьшить воздействие греха, поставить на его пути заслоны, дабы человек был заинтересован в честности.
Во время своего путешествия в Израиль я удивился, что местные полицейские не берут взяток. Как только я об этом узнал, так для меня израильские стражи порядка стали как небожители. И сразу чувствуется, что тамошний полицейский относится к делу как государственный человек, который имеет столь внушительный авторитет, что к нему обращаются как к родному отцу. Надеюсь, что и в нашей российской полиции настанут такие порядки. В свое время я предлагал сделать специальные значки «Я взяток не беру». Человек, обращающийся к стражу порядка, заметит эту надпись и поймет, что ему нельзя предлагать взятку. И сами полицейские почувствуют себя по-другому, ибо быть государственным человеком и трудиться на благо Отечества приносит больше радости, чем деньги.
Если человек не берет взяток, то он является патриотом России. И своей честностью доказывает свою любовь к Отчизне.