Как сообщалось, сенатор Эдуард Исаков предложил создать рейтинг духовно-нравственного, гражданско-патриотического и спортивного воспитания регионов России.
«Как Вы относитесь к инициативе Исакова? Будет ли это способствовать росту патриотизма? Кто должен нести ответственность за патриотическое воспитание?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, считает, что «в каждой деятельности должны быть результаты, и необходимо знать в среднем по школе, по региону, по стране, что и в каком состоянии находится. Но для составления такого рейтинга нужно разработать серьезные критерии, по которым будут оценивать и деятельность, и результаты. Потому что деятельность может быть активной, а результаты незначительными».
«Государство должно поставить задачу: какого выпускника нам надо воспитать? Просто сказать о патриотизме или о спортивных результатах не получится, - убежден он. - Мы хотим вырастить олимпийских чемпионов или здоровых людей, которые ведут здоровый образ жизни?»
«Сейчас, к сожалению, - посетовал пастырь, - ответственности, в том числе в Минобрнауки, никто не несет. Система образования у нас безответственная: падают показатели успеваемости, знаний, а в Минобрнауки всем довольны, публикуют рейтинги, которые порой наоборот способствуют ухудшению ситуации. Поэтому надо позаботиться, чтобы здравая идея была здраво выполнена. Дьявол всегда в мелочах, и этого дьявола надо искоренить. Без теснейшего контакта с традиционными конфессиями ничего не выйдет. Нужна совместная разработка с привлечением конкретных специалистов, которые могут создать систему оценки. Только тогда можно внедрять систему в регионы. Тут не нужна кампанейщина и торопливость. Дело Божье медленно совершается».
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, сказал: «Мне кажется, прежде всего нужно задать вопрос: «что такое патриотизм?» Как его себе представляет сенатор? Почему во времена Александра Невского, Дмитрия Донского, Михаила Кутузова, Александра Суворова этот вопрос не возникал? Почему все знали, что такое патриотизм? Знали, что Родину нужно не просто любить – защищать ее, быть готовым проливать за нее свою кровь?»
«Значит, - продолжил он, - в нашем обществе что-то не так. Мы что-то неправильно делаем. Давайте поймем, что. Если мы сможем ответить на вопрос: "Что такое настоящий, исконный патриотизм?" - можно начинать что-то делать. А иначе опять начнутся административные, бюрократические увертки. Кто-то напишет какую-то туфту, кто-то будет ее читать и проверять, кто-то - ставить непонятно откуда взятые оценки».
«Думаю, простой и легко контролируемый показатель - прирост населения в том или ином регионе. Понятно, что если регион большой, то и прирост тоже. А вы поделите прирост в этом году на текущую численность населения. Получите результат, который должен быть примерно одинаковым для всех регионов страны, - предложил отец Александр. - И тогда мы увидим: в таком огромном городе как
Москва естественный прирост населения очень невысок. А может, и по всей стране. Но, по крайней мере, будет видно, где он выше, а где совсем низкий. Этот показатель естественный, легко контролируется, и главное, позволяет сделать правильные выводы: если прирост населения большой, значит, в этом регионе людям живется хорошо. Если маленький, а может, и отрицательный – значит, люди там умирают или уезжают из региона. Следовательно, нужно разобраться, почему так происходит, и исправить ситуацию», - заключил пастырь.
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», отметил, что «количество бумаг в самых разных сферах множится сейчас непропорционально результатам - и в образовании, и в культуре, и в науке. Зачастую бумага "давит" живую мысль, живое дело».
«Но дело даже не в том, приведет ли инициатива сенатора к росту бумаготворчества. Для меня гораздо важнее, даст ли это какой-то конкретный результат. Наш бывалый народ способен подготовить такой отчет, что комар носа не подточит. Но будут ли стоять за этим отчетом реальные дела? Возможно, на бумаге мы увидим небывалый рост патриотизма, а на деле половина выпускников старших классов уедет на Запад и забудет про родные березки», - предостерег отец Михаил.
«На мой взгляд, патриотизм все-таки жив не за счет рейтинга учреждений. Родина бывает не самой хорошей, но может вызывать такие острые и глубокие чувства, что уехавший за границу человек, проклинавший свое бытие в России, вдруг понимает: там нечем дышать. И возвращается назад. Таких случаев сколько угодно. На мой взгляд, сама земля, вера, стиль общения, жизни, русская литература, искусство как раз и дают человеку тот самый настоящий патриотизм, который трудно рейтинговать. Надо воспитывать душу, но измерить патриотизм, боюсь, не получится», - заключил священник.
Протоиерей Константин Головатский, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, сказал: «Будет ли это способствовать росту патриотизма, не знаю - есть много других факторов в деле воспитания патриотизма помимо перечисленных, но само предложение мне не кажется таким уж плохим. Когда составляется какая-то система оценок, это, с одной стороны, побуждает людей заниматься решением имеющихся проблем, с другой - заставляет "подтянуться", равняться на более успешных соседей. Здесь могут быть полезны какие-то практические наработки, те или иные мероприятия. Наверное, их и нужно оценивать».
«А "приписки" – извечная наша проблема, - уверен он. - Если "лечить" всю систему, возможно, и эта проблема будет решена. Но если постоянно опасаться недобросовестности, можно и вовсе ничего не делать и сидеть сложа руки».
«Думаю, воспитанием патриотизма должны заниматься именно в школах, спортивных, спортивно-патриотических, военно-спортивных, спортивно-технических клубах - обучение детей предполагает еще и воспитательную работу. Дети не могут только усваивать знания – в процессе обучения, среди коллектива формируется личность человека, поэтому система ценностей должна быть заложена обязательно. А различные клубы патриотической направленности уже ориентированы на патриотическую тематику, поэтому вопросы воспитания патриотизма эффективнее всего решаются именно в таких учреждениях», - убежден отец Константин.
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, отметил: «Чтобы оценить эффективность этого рейтинга, нужно подробно ознакомиться с его критериями. Я лично считаю, что патриотическое воспитание определяется вовсе не формами контроля эффективности. Воспитание патриотизма должно стать общенациональной задачей, и в это должны инвестироваться значительные средства - чтобы поддержать материальную базу, на основе которой осуществляется такое воспитание».
«Не все можно измерить рейтингами, и не хочется, чтобы сфера духовно-нравственного воспитания оказалась забюрократированной, формализованной. Хотя сама по себе инициатива сенатора свидетельствует о его заботе о патриотическом, духовно-нравственном воспитании молодежи, что заслуживает уважения и благодарности», - заключил отец игумен.
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, считает, что «в желании как-то влиять на процесс духовно-нравственного, патриотического воспитания нет ничего предосудительного, но перед тем как приступить к реализации этой затеи, необходимо определить, что же такое патриотизм? Сейчас патриотизмом многие пытаются объявить любовь к государству, - вернее, к государственно-чиновничьему аппарату. Необходимо дать правильное объяснение - чтобы не получилось хуже, чем было. Ну и выбрать людей, которые могли вести такую статистику, делать анализ, потому что сразу возникает вопрос: "А кто будет этим заниматься? Кто эти "духовно-патриотичные" люди?" Думаю, вначале нужно дать ответы на эти вопросы, а затем уже предпринимать какие-то шаги».
«Необходимо определить критерии, по которым можно оценивать это духовно-патриотическое воспитание. Простой отчет ничего не даст. Мы знаем, какими бывают эти отчеты, в то время как жизнь свидетельствует о других реалиях. Критерии должны быть понятны каждому: например, спортивные достижения воспитанников той или иной патриотической организации, внедрение инноваций, другие успехи. Необходимы не отчеты, а дела», - уверен отец Николай.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, полагает, что «здесь одна сторона информационная: необходимо знать, каковы успехи, трудности в работе каждого региона. Тут возразить нечего, да и расходы и организационные усилия на это нужны небольшие. Пусть сообщают рейтинг, привлекают интерес и внимание публики к этому делу».
«Вторая сторона касается ответственности – и это серьезно. Ответственность лежит на всех и на каждом: на местной законодательной власти, исполнительной, на общественности, - на Церкви, в конце концов. И это ответственность за чистоту физическую, за нравственное состояние, за уровень образования. Если власть может возглавить эти усилия и направить на них государственные и общественные силы, это прекрасно. А если не может, значит, надо власти дать нужный импульс в этом направлении», - заключил отец Макарий.