В документе понтифик подчёркнул красоту супружества мужчины и женщины, напомнив при этом о многочисленных драматических вызовах, стоящих перед современной семьёй: трагедия безработицы, изгнания со своей земли, преследования христиан, антинаталистский менталитет, жестокое обращение с детьми, суррогатное материнство, «законодательная деконструкция семьи», желающая приравнять к браку однополые союзы. По его мнению, в этих условиях Римо-католическая церковь должна охватить христианские семьи радушной пастырской опекой, понимающей человеческую слабость, способной указать верные пути к счастью.
Нерасторжимость брака является «даром для освящения и спасения супругов», в котором человеческая жизнь имеет величайшую ценность. В этом контексте Франциск говорит о проблеме абортов, о праве для работников здравоохранения на отказ делать аборты по соображениям совести, о праве на естественную смерть и решительном отвержении смертной казни.
Супружескую любовь понтифик называет «любовью дружеской», которая сочетает в себе нерасторжимую исключительность таинства ради блага другого человека: это взаимная милосердная любовь, где дар интимных отношений между супругами определяет «священную ценность другого». Каждый ребенок с момента зачатия имеет право на мать и отца, «он всегда находится в сердце Бога».
Франциск сказал о призвании Римо-католической церкви поддерживать обручённых на пути их подготовки к таинству, с особым вниманием сопровождать пары в первые годы их брака, а также о миссионерском служении для семей.
В отношении содомитов он заявил о необходимости уважать их достоинство, не допуская «несправедливой дискриминации». При этом «нет никаких оснований», «даже отдалённых», отождествлять гомосексуальные союзы и брак, соответствующий Божьему замыслу, и недопустимо никакое «давление» на Церковь в этом вопросе.
Большой раздел Папского послания посвящён воспитанию детей - «священному долгу» и «первейшему праву» родителей. Отцы и матери призваны передавать веру своим детям и обучать их прекрасному. Не имея ничего общего с навязчивым контролем, воспитание должно быть встречей между родителями и детьми, «содействием ответственной свободе». Детям необходимо также половое воспитание, понимаемое как «наставление в любви», «в соответствующее время и соответствующим образом».
Что касается семей, живущих «в уязвимых ситуациях», понтифик утверждает, что «не следует ожидать от увещания новых общих канонических норм, применимых ко всем случаям». Пастыри призваны всячески способствовать таинству христианского брака, но также должны с большим вниманием сопровождать пары, живущие в сложных ситуациях.
«Путь Церкви - это всегда путь Иисуса, путь милосердия и интеграции». Он щедро изливает Божье милосердие «всем, кто просит о нём с искренним сердцем». Поэтому, подчёркивает Франциск, никого нельзя исключать из жизни Римо-католической церкви, в том числе второбрачных, которые могут участвовать в жизни общины посредством социальных обязательств или молитвенных собраний. Нужно также определить, какие нынешние литургические и пастырские ограничения могут быть преодолены в духе «адекватной» проницательности, дабы второбрачные не чувствовали себя «отлучёнными от Церкви».
Однако «здесь нет простых рецептов», подчёркивает папа Римский, а есть конкретные случаи. Пастырская проницательность может признать, что в некоторых ситуациях «нет тяжёлой вины» и поэтому «канонические препятствия не обязательно одинаковы» во всех случаях. В отдельных сложных ситуациях Римо-католическая церковь может прийти на помощь «также посредством Таинств», поскольку «исповедальня не может превращаться в камеру пыток», а «Евхаристия - это не награда для совершенных, но пища для слабых».
В этом отношении он подчёркнул, что необходимо «смирение, конфиденциальность и любовь к Церкви», дабы избежать обвинений ее в «двойных стандартах». Нравственные законы не могут быть «камнями», брошенными против верующих, но при этом Римо-католическая церковь всегда должна иметь перед собой евангельский идеал христианского брака.
В последнем разделе апостольского увещания Amoris Laetitia Франциск просит семьи идти по жизни с молитвой, дабы Христос освещал семейную жизнь также «в горестные дни». Понтифик призвал семьи всего мира продолжать путь и никогда не терять надежды.
Папский документ прокомментировал в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик:
Римский папа действует в своем амплуа по принципу:
Угождаем в торопях нашим мы и вашим,
Можем, пляшем на ногах, к верх ногами пляшем.
Понятно, какое оказывается давление на понтифика в вопросе о гомосексуализме. И, тем не менее, очень странно выглядит его фраза о том, что мы должны уважать достоинство гомосексуалистов. Как говорится, было бы, что уважать. Эти люди сами себя не уважают, что не только пускаются в такой омерзительнейший грех, но еще им гордятся и стремятся его узаконить. Так простите, разве есть, что уважать? Утверждение папы Римского в высшей степени двусмысленно и цинично, ибо, как можно уважать тех, кто не уважает Бога, сотворившего их?!
В современной Европе и Америке дискриминация этих людей смертельно опасна для дискриминирующего, потому что в одночасье он может всего лишиться. Еще десять лет тому назад был шокирующий случай, когда одна студентка в американском общежитии поместила на своей входной двери табличку: «Голубым вход запрещен». В одно мгновенье эту девушку выкатили не только из престижного университета, в котором она блестяще училась, но и отовсюду, в том числе из общежития. Кандидат в бургомистры захолустного городка в Германии, не говоря уже о столице, выразивший хотя бы скептические чувства по отношению к этим меньшинствам, не имеет ни малейшего шанса прорваться во власть. Поэтому впору спасать выразителей самых обыкновенных взглядов на семью и брак, а не призывать защищать достоинство извращенцев, которого они лишены. Их и так защищают всеми законами и средствами массовой информации Запада.
Что касается второбрачия, то ничего не ново под луной. В Средневековье Католическая церковь очень жестко относилась к второбрачию и разводу, который нельзя было получить. Теперь идет смягчение санкций, и даже слышен призыв обеспечить второбрачным полное членство в католических общинах. Дело в том, что число разводов растет, семьи рушатся, а Франциску важно сохранить за собой паству. Поэтому он идет на явное смягчение католических канонов. Это не ново. Взять к примеру, немецкое или классическое католическое миссионерство в славянских странах – латинские миссионеры весьма снисходительно относились к двоебрачию и многоженству, ибо для них было главным – подданство Римскому престолу, ради которого все прощалось. То же самое можно наблюдать в заявлении Франциска: власть и власть, и еще раз власть. И нет ничего нового под солнцем.