Что изучать школьникам на уроках литературы?

Православные священнослужители о «золотом списке» русской классики

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
888
Время на чтение 9 минут
Председатель Синодального отдела во взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил: «Необходимо вернуть русскому языку и литературе то место, которое они занимали в учебном процессе до начала нынешних преобразований в школе. Бессмысленно сетовать, что дети не успевают прочесть важнейшие произведения русской классики, если на это в программе просто не выделено достаточное количество часов».

«Вариативность в преподавании литературы (право учителя решать, какие произведения и каких авторов дети будут проходить на уроках) должна соседствовать с обязательным списком произведений, "золотым списком" русской литературы, который должен стать результатом широкого обсуждения и общественного консенсуса», — добавил представитель Церкви.

«Что включили бы вы в "золотой список" русской классики, а что, наоборот, из обязательной школьной программы убрали?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, предложил изучать больше произведений Достоевского – «талантливейшего русского писателя, говорящего о человеке как об иконе, но запятнанной грехом». «Через одного из своих героев он доносит мысль: все люди хорошие, да злое делают. Достоевский, как никто, понимал русскую душу, смотрел на человека с точки зрения христианства. А это очень важно - передать подростку понятие о человечности с помощью литературы. Сейчас многие люди озлобленны – не заметил кого-то на дороге – твою машину обстреляли из травматического пистолета, сделал кому-то замечание – избили. А вот Достоевский говорит, что человек становится гуманным, когда видит образ Божий в себе подобном. На примере Раскольникова он показывает, как бурлят в человеке страсти – он становится не похожим сам на себя, когда совершает преступление», - отметил священник.  

«А кем можно заменить Пушкина? - ни до него, ни после никто не писал лучше. Обязательно нужно изучать в старших классах произведения Булгакова - в частности, «Мастера и Маргариту». Мы проходили его в десятом классе, и это произведение не оставило равнодушным никого из моих одноклассников. Булгаков был глубоко верующим человеком, умел поднимать вечные вопросы, давая понять: люди - не вершители судеб. Когда человек занят только собой, он не обращает внимания на остальное. И вдруг или Аннушка разливает масло, или отрывается тромб, и он предстает перед Богом. Классик в своих произведениях замечательно характеризует падшую природу человека. "Мастер и Маргарита" - замечательное произведение», - продолжил он.

«Нужно изучать как можно больше произведений Есенина, наслаждаться стихами поэта, который так и искренне и красиво пишет о природе, о матери. На изучение наших классиков в школе нужно отводить как можно больше часов - потом человек за всю свою жизнь может не прочесть ни одного произведения, а то, что удастся посеять в его душе, сформирует его как личность. Вся Европа интересовалась нашими классиками, да и по сей день за рубежом их читают, это только мы отказываемся от своих авторов. А исключил бы я из списка изучаемой в школе литературы произведения с ярко выраженной идеологической составляющей. Раньше учили любить партию, чтить комсомол, заставляли заучивать тезисы XX съезда партии - такого быть не должно. Не должно быть произведений, призывающих к насилию, распущенности…», - отметил отец Андрей.

«А вообще человек, окончивший школу, должен иметь представление о Боге, науке, об окружающем мире, обладать практическими знаниями, которые помогут ему в жизни. Хотелось бы, чтобы наши школы и университеты по уровню образования приблизились к дореволюционным. Мы должны наконец определиться, кого хотим воспитывать - ограниченных людей или интеллигентов, с которыми приятно и полезно поговорить, - украшение общества», - заключил священник.

Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, включил бы в «золотой список» произведения Пушкина – и «Капитанскую дочку», и «Евгения Онегина», - а также Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского.

«А из того, что не проходили в свое время мы - произведения Лескова. А еще я пересмотрел бы список авторов и произведений советского периода. Мы, например, проходили "Разгром" Фадеева – произведение, которое я не считаю подходящим для школьной программы. Быть может, я включил бы в нее творения авторов, которые стали нам доступны уже после перестройки – "Белую гвардию" Булгакова, произведения Пастернака и, конечно, Бунина», - продолжил он.

«Но в целом устоявшийся школьный список литературы мне нравится. Уже после школы я, будучи в армии и находясь в госпитале, используя время своей "небоеспособности", перечитал включенные в него произведения и оценил их – они действительно замечательные», - добавил священник.

«Не знаю, что включено в школьную программу сейчас, но я бы не допустил туда авторов вроде Сорокина. Они могут быть по-своему очень выразительны, но для школьной программы, на мой взгляд, все же не подходят. Хотя, наверное, есть и очень талантливые произведения. Просто это как артхаусное кино - не для обязательного изучения», - заключил он.

Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, отметил, что «глубокоуважаемый Владимир Романович коснулся очень злободневной темы, которая на слуху у всех думающих людей». «Об этом недавно эмоционально говорил протоиерей отец Артемий Владимиров, выступление которого спровоцировало бурную реакцию СМИ и обвинения уважаемого пастыря, блестящего филолога, специалиста по русскому языку и литературе в «крамольных» мыслях», - продолжил он.

«Говорить, что мы "чувствуем" язык, основное средство коммуникации любого народа, можно, только если мы знакомы с сокровищами языковой культуры. Моя знакомая – филолог, преподаватель, редактор - помогает школьникам подготовиться к экзаменам по русскому языку и литературе, и когда она понимает, что глаз "замылился", а сознание помутилось от чтения безграмотных сочинений, несовершенных текстов, переключается, читая в течение нескольких часов классическую русскую литературу. Только после этого она может вернуться к работе», - добавил священник.

«Что бы я включил в "Золотой список"? - из наиболее известных авторов я бы назвал Лескова, Чехова, Бунина, Куприна. Думаю, дети также должны знать Булгакова и, конечно же, Толстых – и Льва Николаевича, и Алексея Константиновича, - Достоевского, Тургенева, Гоголя. Изучать великого Пушкина и замечательного Лермонтова. Конечно, знакомство с русской литературой будет неполным, если мы хотя бы не подержим в руках, не полистаем "Историю государства Российского" Николая Михайловича Карамзина, не изучим "Исторические портреты" Василия Осиповича Ключевского, а может быть, даже его лекции», - отметил он.

«Думаю, наше настоящее знакомство с русской литературой должно начаться с изучения ее древнейших памятников. Здесь мы не минуем "Повесть временных лет" и последующие произведения, особо среди которых выделяются "Слово о полку Игореве" и цикл произведений, связанных с Куликовской битвой», - подчеркнул священник.

«Конечно, наше знакомство с русской литературой не будет полным, если мы не прочтем хотя бы некоторые произведения житийной литературы - возвышенного и по-своему строгого жанра. Русские былины тоже не будут лишними. Можно добавить сюда потрясающую по силе и накалу страстей переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским, письма Ивана Грозного к другим адресатам. Произведения, где была сформулирована идея «Москва – Третий Рим» - сочинения старца Филофея. Завещания русских князей…», - продолжил он.

«Наверное, добавить можно много чего, но особо нужно сказать про XX век. Это, прежде всего, произведения о Великой Отечественной войне Васильева, Быкова, Бондарева, Владимира Богомолова. Произведения, связанные с трагедией революции и гражданской войны - "Железный поток" Серафимовича, "Тихий Дон" (идеологические вставки, уродующие полотно повествования, все же не прячут главного – трагедии особого слоя русского народа - казачества, гибель его представителей в горниле междоусобной войны). Нельзя забывать и замечательные произведения Солженицына - "Один день Ивана Денисовича", "Матренин двор", многих других авторов…», - подчеркнул он.

«А не включил бы я в этот список произведения, которые подрывают основы нравственности и культурной идентичности. Многие современные произведения (а может, даже большинство) отличаются не только порнографическим, но даже извращенным содержанием - их я даже не могу назвать литературой. Не выдерживают никакой критики сочинения на религиозную тему Льва Николаевича Толстого. Думаю, ни к чему изучать роман "Воскресение", а также несомненно талантливое, но не лучшее произведение Льва Николаевича "Анна Каренина". Толстой к концу жизни "съехал" на религиозную тему и, можно сказать, свой талант похоронил. А другие великие писатели нередко начинали с разных глупостей, а потом взрослели и от этого уходили. Ранним произведениям антиклерикального содержания Александра Сергеевича Пушкина, думаю, тоже не место в этом списке», - отметил о. Филипп.

«Большинство памятников литературы XX века искорежены идеологией, поэтому читать эти произведения "без купюр" невозможно. Бесспорно, творения даже самого примитивно-пропагандистского характера, вроде "Когда был Ленин маленький с кудрявой головой", заслуживают того, чтобы их изучали как памятник эпохи, но они едва ли помогают узнать о красоте и богатстве русского языка. А вот великая литература XIX века, средневековая литература представление об этом дает», - заключил он.

Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что «у нас частная школа, где есть возможность преподавать по собственной программе, которая соответствует государственной, но при этом наши педагоги преподают в русле, необходимом для формирования определенного мировоззрения молодых людей». «Это касается и количества часов, которых выделяется больше, чем в обычных школах», - продолжил он.

«Кстати, сегодня учебные планы очень вариативны. Мы ругаем наше Министерство образования, но по нынешней программе к 2020 году все учебные курсы могут быть вариативными, то есть большой простор дается учебным заведениям, и говорить о жестком давлении - это лукавство. От самой школы зависит, как преподавать предмет. Для хорошего результата нужно больше часов, хорошая подготовка преподавателей и в первую очередь создание культурного окружения. Что толку преподавать классику, если дети выходят из класса после урока и начинают сквернословить? Это, кстати, давно уже большая проблема, и учителя тут не дают должного примера ученикам», - добавил священник.

«Недостаточно давать предмет только как сумму знаний. Важно, чтобы он был инструментом погружения в культуру. Ведь литература – это не просто грамотный язык и выученные тексты, это пространство, в котором должен находиться любой образованный человек. Этого и не хватает. И надо делать упор на изучение литературы XIX и начала ХХ века, даже в ущерб современной литературе. Пусть лучше дети увидят образцы, на которых действительно можно развиваться и воспитываться, а в современной литературе они потом и сами смогут разобраться. Ведь литература - это в первую очередь содержание», - продолжил он.

«Так что вопрос надо ставить шире - о создании культурного пространства. А это проблема и семьи, и школы, и государства. Надо создать контекст, в котором человек сможет полноценно развиваться. Ведь если будем проповедовать одни истины, а преподавать другие, ничего не выйдет», - заключил батюшка.

Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что «с преподаванием русского языка в Москве есть объективная проблема: в городе очень много детей, которые приехали из регионов, где на русском разговаривают мало и не очень хорошо». «От этого в школах уровень преподавания русского языка и оценка результатов преподавания очень снижены. С этой проблемой, безусловно, надо что-то делать», - продолжил он.

«Что касается литературы, то у нас, например, в негосударственной школе составили и издали свои хрестоматии. И в эти хрестоматии вошли все основные классические произведения русской литературы – от древности до нашего времени. Хрестоматии не продаются, они выпущены узким тиражом, над ними очень долго работали наши литераторы, которые основывались в первую очередь на классическом школьном образовании. И, мне кажется, там ни убавить, ни прибавить – все разумно», - подчеркнул священник.

«Может, стоит пересмотреть советский налет на литературу ХХ века, - но ведь даже Горький и Маяковский уже стали классикой, без которой невозможно представить нашу литературу. Так что при желании школа может решить вопрос сама с составлением списков произведений», - заключил о. Иоанн.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Сергеевич Пушкин
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.11.2024 00:46