6 апреля 1941 года сотни истребителей Люфтваффе взмыли в воздух с аэродромов в Румынии. В 6:50 утра начались первые бомбардировки Белграда, которые продлились сутки. Был уничтожен весь центр города: зоопарк, народная библиотека, где сгорело национальное достояние, военные объекты, но больше всего пострадали обычные люди, мирные жители, которые не знали, где прятаться от сотен тонн бомб, падавших на столицу Югославии.
События 6 апреля 1941 года стали следствием роковых политических ошибок, совершенных ранее. Решение регента Павла, который в 1941 году правил королевством Югославия, о присоединении страны к Тройственному пакту, словно спусковой крючок, запустило цепь необратимых событий. Павел пытался оправдаться, сохранилась вот такая запись: «Тяжело принимать подобные решения, учитывая хорошие отношения страны с Англией и Грецией, но необходимо спасаться от войны». 25 марта 1941 в Вене Правительство Югославии подписало соглашение о присоединении страны к альянсу Германии, Италии и Японии. В тот же день по всей стране начались массовые народные протесты и митинги. Только в Белграде на улицы вышло 80 000 человек. Люди выступали против союза с нацистами. В столицу вошли танки, произошел военный переворот. Принц Павел подписал отречение от престола. Народ ликовал, по радио передавали патриотические песни. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль в поздравлении новой власти написал: «Патриотическое движение рождается из гнева доблестной и воинственной расы при виде того, как слабыми правителями предается их страна». Узнав о перевороте, взбешенный Гитлер заявляет: «Югославия будет разделена с беспощадной жестокостью».
Миле Бьелайац, историк: «После 27 марта Гитлер вынес директиву номер 25. Ее цель – покарать Югославию и сербов, потому что самые большие протесты прошли в Белграде. Более 400 бомбардировщиков совершали боевые вылеты из Австрии, Венгрии и Румынии. Гитлер надеялся пойти дальше на восток. Но военный переворот из-за директивы номер 25 отсрочил наступление на Советский Союз на четыре недели. Это время помогло Советскому Союзу произвести еще больше новых танков и самолетов. И это был конкретный вклад Югославии в победу над фашизмом».
Страна оказалась в военных тисках. Оккупационные силы надвигались через Италию, Венгрию, Румынию, Болгарию. Похожая ситуация складывается для Сербии и сегодня, когда ее со всех сторон окружают страны-участницы Северо-Атлантического альянса.
Петар Неделькович, военный ветеран, сотрудник музея авиации Белграда: «Сербия – маленькая страна, и всегда была окружена неприятелями. Как мы говорим, Сербия окружена "бригама", что на сербском значит "проблемами". Первые буквы этого слова составляют первые буквы окружающих стран: Болгарии, Румынии, Италии, Греции, Албании. Югославия к Тройственному пакту присоединилась последней, и уже была в окружении. На нее напали со всех сторон, кроме Греции. Та же ситуация повторилась в 1999 году, и сейчас. Сербия соблюдает военный нейтралитет, но опять в окружении – уже стран-участниц НАТО. Мы остаемся в этом смысле белым пятном на карте».
75 лет назад Югославия сопротивлялась авианалетам 10 дней, но на 11 капитулировала. Страну тут же растащили на куски между собой Германия, Италия, Румыния, Венгрия. Словению поделили немцы и итальянцы, северные части, в том числе и сербская Воеводина отошли венграм, болгары захватили южное Косово, албанцы – часть Сербии и Черногории. Хорватия провозгласила независимость.
Владимир Тодич, историк: «В бомбардировках Белграда погибло около двух с половиной тысяч человек. В военных операциях погибло примерно пять тысяч человек, воинов югославской армии. И подавляющее большинство из них – сербы. Более 350 000 человек попало в плен. После завершения операции 17 апреля 1941 года немцы освободили из плена тех, кто не принадлежит сербскому народу – словенцев, хорватов, македонцев. 200 000 сербов остались в немецких концлагерях. Около 20-30 000 человек, мирных жителей, гражданских, считаются погибшими в ходе военных действий. Бомбили не только Белград, но и Ниш, Банью Луку и другие города. И большинство из погибших были именно сербами».
За несколько апрельских дней огромная, казавшаяся сильной страна, фактически перестала существовать. С лица земли были стерты сотни объектов культурного наследия, уничтожена инфраструктура, погибли тысячи мирных жителей.
Оккупация продолжалась долгих четыре года. Фашисты гусеницами танков утюжили разбомбленные города, убивали детей, женщин и стариков, стремясь уничтожить в сербах дух, волю, достоинство и честь. Пока весной 1945 года Югославия не была освобождена советскими войсками. Но шестое апреля 1941 навсегда вписано кровавыми буквами в историю многострадального сербского народа.
Напомним, что 4 года назад на «Русской народной линии» были опубликованы фрагменты книги помощника главного редактора РНЛ Павла Тихомирова «Мёртвые сильнее живых», в том числе посвященные гитлеровскому вторжению в Королевство Югославия.
О трагических событиях гитлеровской оккупации рассуждает в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик:
Сегодня исполняется 75 лет со дня нападения немецко-фашистских войск и их итальянских, болгарских и венгерских союзников на Югославию. Этому нападению предшествовали следующие события – немцы стремились вовлечь Югославию в систему стран Оси, но долгое время югославское правительство уклонялось. 25 марта 1941 года правительство Югославии во главе с Драгишей Цветковичем и министром иностранных дел Александаром Цинкар-Марковичем подписало договор о присоединении к Берлинскому пакту. Поскольку среди жителей страны были сильны прорусские настроения, то подписание этого договора вызвало страшное возмущение. Народ вышел на улицы с лозунгами: «Bolje rat nego pact» (Лучше война, чем пакт); «Bolje grob nego rob» (Лучше умереть, чем стать рабом).
27 марта группа офицеров ВВС во главе с генералом Душаном Симовичем совершила государственный переворот и свергла князя-регента Павла. Правительство Симовича не решилось расторгнуть договор о присоединении к Берлинскому пакту, однако Гитлер был в бешенстве – он расценил государственный переворот как предательство, за которым, скорее всего, стояли английские спецслужбы. И Гитлер отдал приказ начать подготовку к войне. Вечером 27 марта были составлены соответственные директивы – Гитлер задумал наказать Югославию на 50 лет, но не только наказать, а расчленить ее на хорватские, македонские, боснийские земли. Гитлер предпринял самые жестокие средства для наказания Югославии, его не остановил даже договор о дружбе и сотрудничестве, заключенный между СССР и Югославией.
Ранним утром 6 апреля 1941 года начался страшный налет на Белград, последствия которого были ужасны: 17 000 убитых в городе, на который была сброшена 221 тонна бомб. На улице творился ужас – были разрушены Королевский дворец, правительственные здания, радио Белграда, Национальная библиотека, в которой погибли бесценные рукописи 13-15вв. Из огромного белградского зоопарка сбежал белый медведь, который с ужасом бросился в Дунай и переплыл его. Это было только начало кошмара, в котором Югославия потеряла более миллиона своих сынов и дочерей, половина из которых была вырезана усташами.
«Или в Дрину или за Дрину» - таков был лозунг хорватских националистов с благословения Гитлера захвативших власть в Хорватии, Боснии и Герцеговине. Не поддаются описанию те ужасы, которые совершили усташи с благословения католического духовенства. Ныне, когда ведутся разговоры о братстве с католиками, стоит вспомнить преступления фашистов, их союзников и русских коллаборационистов, казаков армии Краснова, которые неистовствовали и зверствовали на Балканах ничуть не меньше немцев и усташей. Немцы расстреливали по сто заложников, коллаборационисты действовали не менее жестоко и свирепо.
В этот день молитвенно помянем светлую память сотен тысяч погибших наших православных сербских братьев.